Блог им. ChuklinAlfa

Фикс Прайс: всё опять идёт не по плану

Фикс Прайс: всё опять идёт не по плану

Перед выходом на IPO менеджмент Fix Price рисовал радужные картины инвесторам: перспективы беспрестанного роста выручки двузначными значениями, иностранная юрисдикция преподносилась как «защита от специфических российских рисков», ну а бизнес-модель показывалась как беспроигрышная – если в стране экономический кризис, то покупатели станут больше экономить и пойдут в дискаунтеры.

🤷‍♂️В итоге всё оказалось не так: двузначного выручки год к году мы не увидели (в 2023 году – всего 5,1%), иностранная юрисдикция в условиях санкций оказалась гирей на ноге менеджмента, да и покупатели на фоне кризиса почему-то в Фикс Прайс не ломанулись. Но давайте разбираться по порядку.

В целом основные проблемы Фикс Прайса я обрисовывал аж год назад (вот этот пост t.me/c/1180744251/4118) и больше к нему не возвращался. Промежуточные отчёты выходили ужасные, я их не комментировал, т.к. есть и более интересные идеи. Но чекнуть раз в год надо, чтобы понять, не произошли ли изменения. И нет, не произошли.

Как и в прошлом году, ключевых проблем у Фикс Прайса три:

  1.  выручка растёт однозначными темпами (+8% за 2024 год, причём 7% выручки получено в 4 квартале, т.е. в остальные кварталы мы видели околонулевую динамику)
  2.  падение сопоставимых продаж (LFL) – т.е. продаж в тех же самых магазинах, без учёта новых –LFL-продажи увеличились всего на 2,3%, а средний чек вырос только на 4,1%
  3.  рост операционных расходов опережает рост выручки

При этом Фикс Прайс продолжает расти как не в себя: в 2024 году было открыто 274 новых магазинов, всего теперь в сети 7165 торговых точек. Но это не компенсируется ростом, т.е. что-то в бизнес-модели Фикс Прайса фундаментально идёт не так. 

🔽Скорректированная EBITDA за год снизилась на 1,5% до 53,4 млрд рублей. Это произошло, в том числе, за счёт экономии на ФОТ: расходы на персонал почти не увеличились, что удивительно, ведь сеть продолжает расширяться. Недоштатка? Это может вылиться в очень серьёзные проблемы, как сейчас в «Красном и белом».

😱В результате чистая прибыль составила всего 22,2 млрд рублей (–37,8% г/г). Это очень слабый показатель для бизнеса, который на IPO продавали как растущий и ещё защитный.

На самом деле, в бизнес-схеме Фикс Прайса есть ряд изъянов:

  1.  менеджмент не учёл эффект длительной инфляции – т.е. сначала инфляция отражается в расходах, а только потом в доходах
  2.  магазины Фикс Прайс торгуют отнюдь не предметами первой необходимости, а всяким финтифлюшками, на которых люди предпочитаю экономить (да ещё и эти товары далеко не самого лучшего качества)
  3.  Фикс Прайс позиционирует себя как магазин низких цен, поэтому не может сильно повышать розничную стоимость своих товаров – и загоняет себя таким образом в ловушку
  4.  также Фикс Прайс оказался в ловушке роста – он едет как бы на велосипеде, и если остановится, перестав открывать новые магазины, то упадёт; а поскольку расширение не приносит особого профита – ловушка оказывается всё глубже
  5.  низкая маржинальность в целом по сети делает компанию чувствительным к различным изменениям стоимости оборотного капитала (а его цена растёт из-за ключевой ставки)

И несмотря на это, Фикс Прайс продолжает практику выплаты рекордных дивидендов. Так, в декабре совет директоров компании одобрил выплату рекордных дивидендов в размере 30 млрд рублей (или 35,3137 рублей) на ГДР/акцию за 2022–2024 годы. По факту деньги ушли из компании, а могли быть направлены на пополнение оборотки или же погашение долгов.

Но, видимо, у менеджмента другие приоритеты. Здесь как раз тот случай, когда выплата дивидендов губительна для бизнеса. 

В общем, акции Фикс Прайс как были неинтересны год назад, так и остаются таковыми. Идем мимо, благо у нас есть Х5.

Уважаемые коллеги, приглашаю в телеграм-канал, в котором я разбираю финансовые отчёты, анализирую бизнес компаний, а также даю комментарии и отвечаю на ваши вопросы https://t.me/+qKgMZlaTaqZlN2Iy

 

  • обсудить на форуме:
  • Fix Price

теги блога Михаил Чуклин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн