Блог им. svoiinvestor
🚂 По данным РЖД легко отслеживается динамика перевозки грузов, за каждым сырьём стоит та или иная компания, поэтому на основе показателей можно сделать вывод об успешности сектора (конечно, необходима ещё цена сырья, и не все используют только ЖД для транспортировки). Давайте рассмотрим данные за февраль:
💬 В феврале погрузка составила 87 млн тонн (-9,3% г/г, в январе 2024 г. — 93,1 млн тонн), 9 месяцев подряд погрузки ниже 100 млн тонн, но в феврале произошёл самый натуральный обвал и это при низкой базе прошлого года. Напомню вам, что последний раз положительная динамика была показана в сентябре 2023 г. (100,9 млн тонн, +0,2% г/г), как итог — 17 месяцев подряд снижения.
💬 Погрузка за 2025 г. составляет 180 млн тонн (-5,6% г/г), продолжаем двигаться в одном направлении по цифрам с кризисным 2009 годом (даже в ковид было лучше).
Теперь переходим к самому интересному, а именно к погружаемому сырью (взял основное):
🗄 Каменный уголь — 26,9 млн тонн (-3,2% г/г)
🗄 Нефть и нефтепродукты — 15,5 млн тонн (-9,9% г/г)
🗄 Железная руда — 8 млн тонн (-7% г/г)
🗄 Чёрные металлы — 4,2 млн тонн (-19,2% г/г)
🗄 Химические и минеральные удобрения — 5,8 млн тонн (+7,4% г/г)
🗄 Лесные грузы — 2,2 млн тонн (-4,3% г/г)
🗄 Зерна — 1,9 млн тонн (-32,1% г/г)
🗄 Строительных грузов — 6,3 млн тонн (-25% г/г)
➕ В недавнем разборе за 2024 г. про ФосАгро (удобрения) писал, главное для компании, что ЭП с 2025 г. исчезает, и это сэкономит порядка +30₽ млрд, также цены на удобрения растут, поставки по РЖД увеличиваются. Сама компания будет отдавать предпочтение гашению задолженности, а не ее рефинансированию (то есть в 2025 г. FCF будет идти на долги, а не дивиденды), поэтому в выплате финальных дивидендов в долг за 2024 г. целесообразности 0, при такой долговой нагрузки (лучше отменить, как в 2023 г. или снизить, как в III кв. 2024 г., акционеры утвердили 126₽, хотя СД рекомендовал 249₽).
➖ Главный груз РЖД в минусе, угольщикам (Распадская, Мечел) не помогает даже обнуление экспортных пошлин. Всё же санкции, рост тарифов перевозки (южное направление убыточное) и снижение цен сырьё бьёт по заработку компаний.
➖ РФ в 2024 г. 6 месяцев не придерживалась плана сокращения, в январе 2025 г. добыла нефти — 8,977 млн б/с (-27 тыс. б/с по сравнению с прошлым месяцем), не забываем, что РФ должна ещё компенсацию по добыче за ранее превышенные квоты (в апреле должны приступить к росту добычи сырья). По сути мы добились предела по добычи, но январские санкции снизили потенциал поставок.
➖ Чёрные металлы и цветные продолжают своё падение на дно, по данным WSA в январе выпуск стали в РФ падает 10 месяцев подряд, было выпущено 6 млн тонн (-0,6% г/г). Операционные результаты ММК за IV кв. 2024 г. также намекают на продолжающийся кризис, а отрицательный FCF и отмена дивидендов Северсталью за IV кв. только укрепляет данное утверждение. Проблемы металлургов всё те же (строительная активность замедлилась, цена на сталь продолжает снижаться, новые налоги и перестроение логистики).
➖ Лесные грузы в минусе, долги Сегежи только нарастают, впереди доп. эмиссия.
➖ В зерне «шикарнейший» минус из-за слабой урожайности.
➖ Строительные грузы полетели вниз из-за того, что с 1 июля завершилась массовая льготная ипотека и видоизменилась семейная, а мы знаем, что, например, у ЛСР доля заключенных новых контрактов в 2024 г. составила 163₽ млрд (-24,5% г/г). Тем самым застройщики пытаются меньше строить, чтобы ограничить предложение и нормализовать спрос.
📌 Роль ВПК и поставки по ж/д первоочерёдные, поэтому некоторые перевозки могут страдать из-за этого, но проблемы происходят и в самой компании (нехватка локомотивов, комплектующих и персонала), но она отмалчивается, не предпринимая никаких к этому действий.
С уважением, Владислав Кофанов
Телеграмм-канал: t.me/svoiinvestor
… это конечно показательно