Ведомости написали об «исчерпании» ФНБ. Тема, которой не должно быть в макродискуссии, но периодически она всплывает. Потому что в ФНБ осталось до 4 трлн руб. и любое сокращение ликвидной части, даже из-за валютной переоценки, вызывает вопросы у публики.
Бюджетное правило, пополнение и расходование средств ФНБ остаются единственным способом прямого влияния государства на валютный курс. Уже не таким значимым, но других мы не применяем. Поэтому важно сохранить хотя бы его.
💡Есть хороший способ это сделать — перенести часть ЗВР в ФНБ. Банку России доступны резервы на ~300 из 632 млрд USD, или до 30 трлн руб. Но они не используются и не могут быть использованы в условиях свободно плавающего курса, а также в отсутствии рисков финансовой стабильности из-за вывода средств нерезидентами.
Резервы в ФНБ нужны не для расходов, а для нейтрализации влияния бюджетных операций на экономику. Чтобы дефицит и дополнительные расходы бюджета (полностью или частично) компенсировались продажами валюты.
Предлагать что-то продать из ФНБ для пополнения ликвидной части, мягко говоря, неверно. Из MMT мы знаем, что финансово бюджет суверенной страны ничем не ограничен и может разместить долг в своей валюте на любую сумму и под любую ставку. Но в нашем случае Минфину и ЦБ полезно иметь в арсенале больше инструментов, чтобы не создавать избыточного давления ни на курс, ни на длинный участок кривой ОФЗ.
Мой полный комментарий для
статьи:
💬
Исчерпание ликвидной части ФНБ теоретически возможно или при устойчивом снижении цен на нефть, или при значимом укреплении рубля, но практически невозможно в рамках одного года. Базовые нефтегазовые доходы по закону о бюджете около 9,1 трлн руб., но исходя из цены на нефть более $70/bbl за Urals и курсе USD 96,5 руб. Предполагается получить около 11 трлн руб. таких доходов. Разница до 1,8 трлн руб. должна быть зачислена в ФНБ или зачтена в счет использования ФНБ на другие нужды.
При сохранении курса рубля и цены нефти на текущем уровне (90 руб. и $60) бюджет может не досчитаться 2 трлн нефтегазовых доходов, но потратить из ФНБ только то, что предполагалось направить на другие инвестиционные цели (до 1 трлн)
В будущем будет приниматься новый бюджет и при необходимости могут быть задействованы другие источники финансирования недостатка нефтегазовых доходов. Наиболее оптимальным было бы зачисление части золотовалютных резервов Банка России в ФНБ, чтобы навсегда забыть о надуманной проблеме исчерпания ликвидной части ФНБ.
Конечно, всегда можно разместить дополнительный объем ОФЗ для финансирования дефицита бюджета. При осторожном подходе к размещению ОФЗ это никак не повлияет на их доходность. Минфин может использовать или флоатеры, или облигации с фиксированным купоном на сроки до 3х лет, чтобы не создавать давления на длинный конец кривой ОФЗ.
Как показывает опыт 2020, 2022 и 2024 года размещение ОФЗ-флоатеров на триллионы рублей даже в короткий период не создавало давления ни на рынок ОФЗ, ни на банковскую ликвидность. В том числе благодаря тому, что Банк России, таргетирующий ставку, всегда предоставляет необходимую ликвидность, чтобы краткосрочные ставки оставались около ключевой.
#MMT
PS. График ФНБ приводить не буду. Гораздо важнее, имхо, для эмитента и регулятора каждый день начинать с открытия графика кривой ОФЗ и структуры рынка облигаций. Чтобы находить и уменьшать диспропорции там...
@truevalue
P.S. А Вы себя к кому относите, к «простым людям», или к непростым?
— квартиры раздавать ****сам перестанут?
— нет, сынок… ©
хм
значит, таки, будешь меньше…
В магазин с рублями ходите, пугачёву всегда не любили, всегда покупаете только заднеприводные Жигули...
Вот только в реале потом молчите, ибо понимаете, что хлебало можно и проморгать…
Верно! Где дела, где посадки?
блохеры ж
Насколько я помню фонд был создан для стабилизации системы ПфР. Он использовался по этому назначению хоть раз ??
Судя по той штуке₽ тем пенсам… который год ...
Таки да. Тока не им ;0\
А звр есть вообще ??
До него дожить ещё надо.
Те кто доживут и будут решать.
minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/grafik?id_65=311221-grafik_pogasheniya_gosudarstvennogo_vnutrennego_dolga_rossiiskoi_federatsii_vyrazhennogo_v_gosudarstvennykh_tsennykh_bumagakh_rossiiskoi_federatsii_nominalnaya_stoimost_kotorykh_ukazana_v_valyute_rossiiskoi_federatsii_po_sostoyaniyu_na_1_fevralya_2025_g.
кому-то будет уже пох…
Вот про РФ в этом контексте у публики принято забывать.
Чем вольно интерпретировать Конституцию, лучше включите логику.
У меня есть понимание, кто за что отвечает, кто за что платит. А Вы с чужих слов играетесь Конституцией.
так там и цб… не россии…
дык