Блог им. KDvinsky

"Делимобиль". Отчет за 2024 год. Что изменилось после IPO? 

Более года назад на IPO вышла компания «Делимобиль». Мне нравится отслеживать компании, которые недавно получили листинг сразу по нескольким причинам.

Во-первых, в ходе публичного размещения многие стараются продать историю бурного роста. Но для того, чтобы запланированные проекты были реализованы, нужно подождать 2-3 года, иногда — около 5 лет. После должна произойти трансформация из компании роста в компанию стоимости, которая будет давать хороший доход своим акционерам. Поэтому важно критически относиться к различным обещаниям. В большинстве случаев ожидания являются завышенными, хотя иногда есть и адекватные истории. Но спустя некоторое время (например, год) после выхода на IPO можно уже на деле оценить, как развиваются дела у компании.

"Делимобиль". Отчет за 2024 год. Что изменилось после IPO? 

Во-вторых, все хотят продаться как можно дороже и при публичном размещении, как правило, цена является сильно завышенной. Да и сами IPO проходят, в основном, на растущем рынке, где мультипликаторы не всегда адекватные. Зато через некоторое время котировки могут серьезно скорректироваться, а время перехода из роста в стоимость уже сокращается (грубо говоря, уже два года вместо трех).

Но вернемся к «Делимобилю». При выходе на IPO компания продавала историю роста. К 2028 году парк компании должен был вырасти в два раза. Собственно, под эту цель, а также под снижение долговой нагрузки «Делимобиль» привлекал средства по оценке в 42 млрд рублей. Два дня назад была представлена отчетность за 2024 год. Основные цифры получились следующими:

▪️Выручка: 27,9 млрд (+34% г/г)

▪️Себестоимость: 20,6 млрд (+54% г/г)

▪️Валовая прибыль: 7,3 млрд (-3% г/г)

▪️EBITDA: 5,8 млрд (-10% г/г)

▪️Чистый долг: 29,7 млрд (+39%)

▪️Процентные платежи: 4,62 млрд (+59% г/г)

▪️Чистый долг/EBITDA: 5,1х (3,3х)

▪️Чистая прибыль: 8 млн (-100% г/г)

Отсутствие чистой прибыль — явно не то, что должно напрягать. Компании роста могут и вовсе работать в убыток, захватывая рынок. Поэтому ничего страшного. Выручка «Делимобиля» выросла на 34%, что является хорошим показателем. Но на этом позитив заканчивается. Себестоимость растет опережающими темпами, а EBITDA только в номинальном выражении упала на 10%. Чистый долг вырос практически на 40% — это очень много, а платежи по нему выросли на 60% и уже сжирают 4/5 EBITDA. Причем в 2025 году ситуация с процентными платежами явно будет хуже, ведь средняя ставка будет выше, чем в 2024 году.

С точки зрения роста компания свои обещания выполняет. Растет выручка (+34%), расширяется парк автомобилей (до 30,7 тыс на 19%), а также имеется выход в новые города. Но вот долговую нагрузку не просто не получилось снизить. Она ещё и значительно выросла. Подобное ставит вопрос о возможности дальнейшего экстенсивного развития компании. Основная часть выручки, скорее всего, будет прирастать за счет повышения цен, а не закупки новых автомобилей. Более того, в 2025 году «Делимобиль» продаст 4-5 тысяч машин возрастом от 6 лет. Но все деньги пойдут на погашение долга (надо будет загасить 8,6 млрд). Но и их хватит только процентов на 60 от необходимой суммы.

«Делимобиль» старается увеличить эффективность своей операционной деятельности. В 2024 году было открыто 6 собственных сервисных центров, что должно снизить стоимость ремонта автомобилей на 40-50%. К EBITDA это прибавит 2-2,5 млрд. Вкупе с продолжением роста операционных показателей денег на гашение 8,6 млрд должно хватит. Но это уже какая-то стратегия выживания.

В настоящий момент капитализация «Делимобиля» составляет 35,1 млрд рублей. По какой оценке акции были бы интересны на текущем рынке? На мой взгляд, чтобы хотя бы на горизонте пары лет проглядывался p/e 3-3,5. То есть, выход на чистую прибыль в 10 млрд рублей. Увы, но на такое рассчитывать пока что не приходится. Если ключевая ставка будет снижаться относительно быстро (хотя бы до 15% за год), то явно поможет «Делимобилю». Но не сделает компанию сильней. Из текущей ситуации она выйдет ослабленной, а не нарастившей мощь. А таких историй, как у «Делимобиля» (ставка на снижение «ключа») на рынке несколько десятков. В общем, есть из чего выбирать при желании.


теги блога Константин Двинский

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн