Блог им. KDvinsky
Более года назад на IPO вышла компания «Делимобиль». Мне нравится отслеживать компании, которые недавно получили листинг сразу по нескольким причинам.
Во-первых, в ходе публичного размещения многие стараются продать историю бурного роста. Но для того, чтобы запланированные проекты были реализованы, нужно подождать 2-3 года, иногда — около 5 лет. После должна произойти трансформация из компании роста в компанию стоимости, которая будет давать хороший доход своим акционерам. Поэтому важно критически относиться к различным обещаниям. В большинстве случаев ожидания являются завышенными, хотя иногда есть и адекватные истории. Но спустя некоторое время (например, год) после выхода на IPO можно уже на деле оценить, как развиваются дела у компании.
Во-вторых, все хотят продаться как можно дороже и при публичном размещении, как правило, цена является сильно завышенной. Да и сами IPO проходят, в основном, на растущем рынке, где мультипликаторы не всегда адекватные. Зато через некоторое время котировки могут серьезно скорректироваться, а время перехода из роста в стоимость уже сокращается (грубо говоря, уже два года вместо трех).
Но вернемся к «Делимобилю». При выходе на IPO компания продавала историю роста. К 2028 году парк компании должен был вырасти в два раза. Собственно, под эту цель, а также под снижение долговой нагрузки «Делимобиль» привлекал средства по оценке в 42 млрд рублей. Два дня назад была представлена отчетность за 2024 год. Основные цифры получились следующими:
▪️Выручка: 27,9 млрд (+34% г/г)
▪️Себестоимость: 20,6 млрд (+54% г/г)
▪️Валовая прибыль: 7,3 млрд (-3% г/г)
▪️EBITDA: 5,8 млрд (-10% г/г)
▪️Чистый долг: 29,7 млрд (+39%)
▪️Процентные платежи: 4,62 млрд (+59% г/г)
▪️Чистый долг/EBITDA: 5,1х (3,3х)
▪️Чистая прибыль: 8 млн (-100% г/г)
Отсутствие чистой прибыль — явно не то, что должно напрягать. Компании роста могут и вовсе работать в убыток, захватывая рынок. Поэтому ничего страшного. Выручка «Делимобиля» выросла на 34%, что является хорошим показателем. Но на этом позитив заканчивается. Себестоимость растет опережающими темпами, а EBITDA только в номинальном выражении упала на 10%. Чистый долг вырос практически на 40% — это очень много, а платежи по нему выросли на 60% и уже сжирают 4/5 EBITDA. Причем в 2025 году ситуация с процентными платежами явно будет хуже, ведь средняя ставка будет выше, чем в 2024 году.
С точки зрения роста компания свои обещания выполняет. Растет выручка (+34%), расширяется парк автомобилей (до 30,7 тыс на 19%), а также имеется выход в новые города. Но вот долговую нагрузку не просто не получилось снизить. Она ещё и значительно выросла. Подобное ставит вопрос о возможности дальнейшего экстенсивного развития компании. Основная часть выручки, скорее всего, будет прирастать за счет повышения цен, а не закупки новых автомобилей. Более того, в 2025 году «Делимобиль» продаст 4-5 тысяч машин возрастом от 6 лет. Но все деньги пойдут на погашение долга (надо будет загасить 8,6 млрд). Но и их хватит только процентов на 60 от необходимой суммы.
«Делимобиль» старается увеличить эффективность своей операционной деятельности. В 2024 году было открыто 6 собственных сервисных центров, что должно снизить стоимость ремонта автомобилей на 40-50%. К EBITDA это прибавит 2-2,5 млрд. Вкупе с продолжением роста операционных показателей денег на гашение 8,6 млрд должно хватит. Но это уже какая-то стратегия выживания.
В настоящий момент капитализация «Делимобиля» составляет 35,1 млрд рублей. По какой оценке акции были бы интересны на текущем рынке? На мой взгляд, чтобы хотя бы на горизонте пары лет проглядывался p/e 3-3,5. То есть, выход на чистую прибыль в 10 млрд рублей. Увы, но на такое рассчитывать пока что не приходится. Если ключевая ставка будет снижаться относительно быстро (хотя бы до 15% за год), то явно поможет «Делимобилю». Но не сделает компанию сильней. Из текущей ситуации она выйдет ослабленной, а не нарастившей мощь. А таких историй, как у «Делимобиля» (ставка на снижение «ключа») на рынке несколько десятков. В общем, есть из чего выбирать при желании.