Блог им. JurijShabalov
— Мы активно развиваем автоматизацию: на складах и в распределительных центрах внедряем роботов для выполнения рутинных задач. К 2027 году X5 планирует автоматизировать до 30 распределительных центров, что позволит в перспективе сократить количество рутинных операций и снизить потребность в персонале до 30%. Х5 разработала и внедрила собственную систему управления складами Nexus WMS (Warehouse Management System), автоматизирующую складские бизнес-процессы. Это программное решение для управления складскими операциями от момента, когда товары попадают на распределительный центр и до того, как они его покидают.
Nexus WMS – ключевой элемент управления цепочками поставок, который помогает повысить эффективность складских процессов, обеспечить товародвижение и прозрачность всех товарных запасов компании, находящихся на складах, сэкономить время складского персонала за счёт сокращения количества операций, а также свести к минимуму ошибки, ведущие к дополнительным затратам. Помимо этого, новая система обеспечивает технологическую основу для роботизации и автоматизации складов компании.
На текущий момент информационная система внедрена на 17 РЦ: 4 РЦ «Перекрёстка» и 13 РЦ «Пятёрочки».
Мы также инвестируем в разработку собственной системы управления складом (Warehouse Control System, WCS) и её интеграцию с Nexus WMS. Обе системы являются ключевыми для управления роботизированными складами.
Мы пилотируем FMR-роботов (автономные вилочные погрузчики) и автономные мобильные AMR-роботы на наших складах, планируем подключить 3D-шаттлы и реверсивные конвейеры, системы стеллажного хранения AS/RS, паллетные подъёмники и радиошаттлы.
Интегрированная система может оперативно реагировать на изменения в объёмах заказов, на проблемы с оборудованием или изменения в стратегии работы склада. Например, если нужно быстро перенаправить роботов для обработки приоритетного заказа, WCS скоординирует действия роботов, основываясь на данных, поступивших из WMS.
Основное преимущество разработки собственной WCS – это гибкость в подключении разного роботизированного оборудования. Роботизацию наших складов позволит торговым сетях и бизнес-единицам X5 достичь увеличения производительности складов, уменьшения зависимости от линейного персонала, снижение количества ошибок и стоимости операционных процессов.
Мало того, что Х5 собираются робтизировать свои склады, нас ждёт массовый выход техники и на улицы. Шехетрман отметил, что один из вызовов, с которым столкнется онлайн-доставка,— это стоимость и отсутствие курьеров. «В том числе по этой причине мы вместе с Яндексом «пилотируем» беспилотные роверы. Рассчитываем начать каскадировать со следующего года», — рассказал глава Х5 Group. Подробностями поделилась пресс-служба компании:
— С сентября прошлого года у нас запущены три пилотных полигона (магазина) с рободоставкой. На каждый из полигонов выделено по три робота, которые осуществляют доставку около 50-60 заказов в день с каждого магазина. Мы оцениваем этот пилот позитивно, так как в процессе настройки технических и операционных нюансов удалось достичь целевых показателей по времени доставки. Со стороны покупателей мы также получаем позитивную обратную связь, которую видим в динамике оценок (среднее значение находится в пределах от 4.7 из 5 баллов возможных). Из интересных инсайтов: даже в условиях обильных снегопадов нам удавалось сохранять операционные показатели без существенных ухудшений. Мы готовы рассматривать варианты масштабирования рободоставки.
Всё к этому шло. Бизнес уже не первый год причитает о том, что курьеров не хватает. Бог весть насколько увеличивают оборот каждый нанятый доставщик, но ежемесячно платить ему по сто и более тысяч, конечно накладно. Вот крупняк и начал вкладываться в роботов. Осталось только выяснить сколько каждый такой ровер? Но пресс-служба на эту тему ни гу-гу. Видимо, это главный коммерческий секрет отечественного ритейла ближайших лет. Однако ж есть его величество интернет:
Получается жестяная банка отобьётся за месяц-два!
Ну и главный вопрос: сможет ли робот заменить человека. В Х5 уверены, что на некоторых позициях они просто несравнимы.
— В июне прошлого года торговая сеть «Перекрёсток» запустила пилотный проект по внедрению роботов-мойщиков PUDU в своих супермаркетах с целью улучшения качества, экономии ресурсов клининга и выявления оптимального способа уборки торговых помещений. Робот заменяет поломоечную машину и сотрудника клининга, улучшая при этом качество уборки и увеличивая время автономной работы. Так, за час человек с поломоечной машиной отмывает 100 м², в то время как робот — 1000 м². Такой механизм может выполнять как комплексную уборку, так и локальные задачи — например, очистить пол, если что-то упало.
При использовании роботов качество уборки возрастает в несколько раз, зарядку и замену воды робот производит автоматически, человеку остаётся лишь почистить фильтр и запустить его с приложения. Управлять этой системой может любой сотрудник — от директора до линейного персонала. Сейчас в наших супермаркетах работают 56 таких роботов: в Москве, Санкт-Петербурге, Иваново, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Сочи, Краснодаре.
Написано красиво, но черти кроются в деталях. Это тоже самое, когда говорят, что камеры заменят гаишников. Никогда их не заменить. И продавец он ведь не просто продавец, одновременно несколько функций выполняет: приёмка товара, подготовка к выкладке, выкладка, контроль хищений, сроки годности, касса, ревизия, робот не выполнит этого.
Кстати от касс самообслуживания магазины только потеряли, там воровства немеряно. В США от них уже отказываются.
Это то же самое отказ от кондукторов в общественном транспорте, 40% пассажиров ездят бесплатно. Выручка от этих 40% пассажиров и покрывала их работу. Но нет, нужна производительность труда)))
В общем цыплят по осени считают.
для этого человечество изобрело стопицот разновидностей перчаток
а роботизировать типовые задачи давным давно пора.
человечеству же надлежит перестать филонить на складах и принять таки уготованную «по образу и подобию б-жьму» роль творца криэйтора.
Андрей &, конечно станут. Да и проехать им не везде получится.
Я в начале месяца наблюдал, как живой курьер на велосипеде попал в снежную колею и перевернулся. А робот там не проехал бы в принципе.
Так, что — гладко было на бумаге...
теперь тему наземных обещают. и тоже заглохнет. Потому что главное в этой теме — безопасность.
реальная область ближайшего потенциального применения робототехники — на производстве, складах и иных ограниченных пространствах.