Блог им. AristarhSergeev
На сегодняшний день торговая война между США и Китаем оказала влияние, прежде всего, на финансовые рынки. Возмутительные пошлины между двумя державами потрясли мировые фондовые рынки и рынки облигаций, но экономика почти не ощутила на себе их влияния (пока что). Однако компании и аналитики уже начали предвидеть надвигающуюся бурю, и она не выглядит чем-то хорошим: пустые полки магазинов, инфляция и рецессия — вот три компонента этой бури, нависшей над реальной экономикой США. Более того, у этой сложной ситуации есть и другая сторона (обратная сторона медали): Китай начал сокращать производство на своих заводах, в результате чего часть китайских работников остается без работы (по крайней мере, с сокращением рабочего времени). Торговая война уже наносит ущерб реальной экономике двух крупнейших мировых держав, что, несомненно, повлияет на мировой ВВП.
Торговая война Дональда Трампа с Китаем, которая началась в феврале с первоначального введения пошлины в размере 10% за нежелание Китая сотрудничать в борьбе с торговлей фентанилом, теперь привела к повышению пошлин до 145%. Хотя эти шаги, безусловно, потрясли Вашингтон и Уолл-стрит, реальные последствия вскоре почувствуются в магазинах и супермаркетах по всей территории США.
Такие гиганты розничной торговли, как Walmart, Target и Home Depot, недавно предупредили Трампа, что если ситуация сохранится, американцы столкнутся с пустыми полками и высокими ценами, особенно начиная с середины мая, когда тысячам компаний придется пополнять запасы.
Главный экономист Apollo Management Торстен Слок даже предупредил о «дефиците, подобном COVID-19», и возможном «коллапсе рабочих мест» в таких секторах, как транспорт, логистика и розничная торговля. «Скоро мы увидим пустые полки», — говорит этот эксперт. Первым признаком этого становятся «пустые отплытия» (отмены рейсов) крупных китайских контейнеровозов, направляющихся в США, а также фотографии, на которых некоторые из этих судов отплывают почти пустыми.
По данным Bloomberg, импорт из Китая, возможно, уже сократился на 60%, и этот спад пока не в полной мере затронул потребителей, но начнет ощущаться в течение нескольких недель. Паралич уже заметен в портах: по данным, собранным финансовым новостным агентством, количество судов, отправляющихся из Китая в США, с начала апреля сократилось на 40%.
Судоходные компании, такие как Hapag-Lloyd, сообщили об отмене до 30% заказов на грузоперевозки из Китая, в то время как экспортеры из Вьетнама, Таиланда и Камбоджи пытаются удовлетворить часть спроса. Однако масштаб логистического разрыва таков, что полки могут остаться пустыми до Рождества, предупреждают в отчете, согласно информации, опубликованной престижным североамериканским агентством.
С другой стороны уравнения, в Китае, дела тоже обстоят не намного лучше. Компании начали сокращать производство и спрос на рабочую силу, что не сулит ничего хорошего: «Я знаю несколько фабрик, которые приказали половине своих сотрудников пойти домой на несколько недель и закрыли большую часть своего производства», — рассказал CNBC Кэмерон Джонсон, старший партнер шанхайской консалтинговой фирмы Tidalwave Solutions.
«Хотя пока и не в больших масштабах, это происходит в крупных экспортных центрах Иу и Дунгуань, и есть опасения, что это может распространиться», — добавил Джонсон. «Есть надежда, что тарифы будут снижены, чтобы можно было возобновить заказы, но в то же время компании отправляют своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск и останавливают часть производства». На данный момент ущерб, по всей видимости, уже нанесен, по крайней мере частично.
В США «существуют серьезные опасения, что мы находимся на грани возвращения к условиям 2021 или 2022 года, когда инфляция вышла из-под контроля, а все думают о расходах», — заявил на прошлой неделе президент Федерального резерва Чикаго Остан Гулсби в Экономическом клубе Нью-Йорка. Производители сообщили Goolsbee, что «это может вернуть нас к опыту 2020 года с перебоями в поставках и невозможностью закупать комплектующие», добавил чиновник.
Высокопоставленные экономические чиновники Белого дома считают, что пандемия выявила угрозу национальной безопасности — хрупкость цепочек поставок производственной продукции США, — которая уже рассматривалась администрацией Байдена. Разница в том, что администрация Трампа утверждает, что последствия оправдывают агрессивную тарифную политику. Это своего рода «кнут», побуждающий компании производить продукцию в стране. Однако пандемия также выявила экономический ущерб, который может быть нанесен в случае, если производители не могут получать ключевые ресурсы из-за рубежа, а внутренние мощности для их замены отсутствуют. Тарифы грозят повторением ситуации.
Ущерб уже нанесен.
Даже если Трамп смягчит тарифы в ближайшие недели, оживление торговли принесет новые проблемы. «Произойдет коллапс в портах, а также в автомобильном и железнодорожном транспорте, что приведет к задержкам и пробкам», — предупредил Ларс Йенсен, генеральный директор Vespucci Maritime. Порты рассчитаны на стабильные потоки, а не на масштабные сбои и перезапуски, которые могут возникнуть в случае торгового перемирия.
Хуже момента удара быть не могло. Апрель — месяц, когда поставщики начинают отгружать товары для школьного и рождественского сезонов. Производитель игрушек Basic Fun, продающий свою продукцию Amazon и Walmart, «парализован», заявил генеральный директор Джей Форман, назвавший пошлины «фактическим эмбарго». Форман предупредил, что если торговое эмбарго продлится еще несколько недель, клиенты начнут массово отменять заказы.
Эффект домино будет трудно сдержать. Всемирная торговая организация предупредила, что двусторонняя торговля между Китаем и США может сократиться на 80%, а министр финансов Скотт Бессент назвал ситуацию «полномасштабным торговым эмбарго». По оценкам Bloomberg, во втором квартале импорт сократится в годовом исчислении на 7%, что станет самым большим снижением с начала пандемии.
Международный валютный фонд (МВФ) предупредил журналистов несколько дней назад в рамках презентации своих последних прогнозов, что тарифы негативно скажутся на поставках в США, надолго замедлят рост производительности и производства, а также временно увеличат ценовое давление. Агентство добавило, что наряду с более слабым ростом инфляция в США в этом году составит около 3%, что примерно на процентный пункт выше январских оценок.
Commerzbank: «Если ни одна из сторон (США или Китай) не уступит, экономика США столкнется с серьезным негативным шоком предложения».
«Из-за изменения тарифов экономика США сталкивается со значительным шоком предложения, что ставит ФРС в сложное положение. Должна ли она вообще реагировать — политика может измениться на этой неделе — и какому из двух противоположных эффектов повышения тарифов (более высокие цены, более низкий рост) следует придать больший вес при оценке?» спросите аналитиков Danske Bank. «До сих пор ФРС сохраняла терпение в своих оценках, и мы ожидаем, что эта позиция сохранится до июня, когда мы ожидаем очередного снижения процентной ставки на 25 базисных пунктов», — отвечают они. Такой сценарий может привести к тому, что Трамп снова выступит против центрального банка, что ухудшит ситуацию после его быстрого отказа от идеи увольнения Джерома Пауэлла.
Хотя Трамп пока оставил Пауэлла в покое и посылает четкие сигналы о своем желании вести переговоры с Китаем, гонка на выживание с Пекином настраивает аналитиков на исключительно пессимистичный лад, из-за чего фотографии пустых полок супермаркетов могут стать чем-то большим, чем просто анекдот.
«Как и правительство США, китайские лидеры, вероятно, будут рассматривать торговый конфликт как конфликт между государственной и социальной системами. Это означает, что вопрос о том, кто уступит первым, сводится к тому, какая сторона готова нанести наибольший ущерб своей экономике. Называйте меня упрямым, но я считаю принципиально опасным делать ставку против готовности Китая страдать и идти на жертвы. Однако, если ни одна из сторон не уступит, экономика США столкнется с серьезным негативным шоком предложения, в то время как остальной мир столкнется с позитивным», — заключает Ульрих Лойхтманн, аналитик Commerzbank.
А игрушки детские, гаджеты?
Обложили опять самых бедных высокими налогами, чтобы решить проблему дефицита бюджета, благодаря которому, заработали больше всего богатые.