Блог им. zzzdik

Однодолларовый Рокфеллер, нефтяной кризис или ROIC как способ выбора компаний.

Однодолларовый Рокфеллер, нефтяной кризис или ROIC как способ выбора компаний.

Начало тут 

Это был сумасшедший 2020 год, когда котировки на нефть просто были уничтожены и баррель нефти WTI  можно было купить по 15-16 долларов в течение нескольких недель.


За 90 дней нефть рухнула на 70%, и никто не мог точно сказать, когда этот рынок будет восстановлен, потому что мир ещё никогда не сталкивался с такими ограничениями из-за пандемии.


В тот момент, в своём блоге я писал следующие строки: 


«Коронавирус остановил практически весь мир, рынок то растёт, то вновь падает, реагируя на различные новости.

Сегодня, что не купи, завтра это будет ещё дешевле.

Скорее всего…)

Но это не точно»


Многие компании, занимающиеся добычей, хранением и транспортировкой нефти, сильно пострадали, а капитализация упала на 80-90 и более процентов.


Точных метрик для выбора компаний в такой период было сложно придумать, оценка по балансовой стоимости ничего не давала, выручка и другие показатели компании валились в бездну, а убытки росли. 


Тогда я решил оценивать компании по «рентабельности в плохие времена».  Идея была проста: если компания имеет самую лучшую рентабельность в плохие времена, тогда она будет чувствовать себя отлично в хорошие времена. Неважно, как падает выручка, если нефть развернётся, а другого быть и не может, то хорошие компании восстановят свою стоимость и, возможно, даже увеличат её. 


Как самый важный критерий для отбора акций, была выбрана оценка по ROIC (рентабельность на инвестированный капитал). 


Если ROIC выше WACC или равен ему, то считается, что такая компания создаёт дополнительную стоимость для акционеров, и наоборот.


В течение пары месяцев мы скупали огромную кучу дерьма стоимостью 1-2 доллара, а когда такие закончились, начали скупать всё в районе 5-10 долларов.

Метрик для выбора акций было всего 3:


  1. низкая стоимость, фильтровали всё, что стоит ниже 5 долларов.

  2. Высокий ROIC, главным параметром был фильтр по рентабельности на инвестированный капитал.

  3. Хоть немного растёт или стагнирует выручка в последнем квартале и уже хорошо.


Многие из этих имён до этого момента вообще никто не знал.


Я верил, что неважно, какими будут краткосрочные убытки от неверного момента входа, в тот момент, когда всё это закончится, рынок захочет выкупить у нас всё, что мы так кропотливо собирали по свалкам Wall Street.


Выросли потом, конечно, не все…


2 компании потеряли 90%, ещё одна около 50%, и пара компаний закончили с убытком в 10-15%.


В остальном, огромное количество компаний дали сотни процентов, несколько из них закончили тысячами процентов. 


В тот момент я осознал 3 главных вещи:


  1. Кризис — действительно время возможностей.

  2. ROIC — отличный показатель для выбора компаний.

  3. Отдельное EV/EBITDA не так важны, важно общее направление рынка.


Тогда я увлекся  макроанализом, поиском секторов с большой возможностью роста, но проект 1$ Рокфеллер изжил себя, и тогда меня заинтересовал хайп на зелёной энергетике. 


Продолжение завтра / в следующем посте вы узнаете о невероятной силе правильного момента, правильного места и правильного использования ROIC. До встречи.


теги блога Александр Длуцких

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн