МВФ ясно дает понять, что реформы нужны Еврозоне в целом
Еврокризис разразился в 2010 году, тогда Германия настаивала на том, чтобы привлечь МВФ в качестве контролирующего органа, способного проявить жесткость по отношению к недисциплинированной Греции и добавить нотки металла в голос добросердечной Европейской комиссии. Минуло три года, и сейчас Фонд проявляет жестокость из милосердия не только к «спасенным» странам, но и ко всей Еврозоне. На прошлой неделе в Брюсселе Кристин Лагард, глава МВФ, безупречно сыграла роль вежливого, но непреклонного школьного инспектора. Да, — сказала она — Европа проделала хорошую работу, например, начала формирование банковского союза. И, да, обещание Европейского центрального банка провести интервенцию на рынке облигаций помогло восстановить порядок. Но у Еврозоны дел еще не початый край, поэтому не время расслабляться. Хроническое отставание экономик и огромная безработица — тревожные факторы. «В Еврозоне действуют мощные центробежные силы со знаком минус, которые тянут вниз и другие страны мира», — заявила она. Фонд считает, что рецессия в Еврозоне будет глубже, чем предполагалось, а признаки роста появятся не ранее следующего года. Непослушная Греция по-прежнему отстает со своими реформами, в частности, это касается обещания сократить тысячи государственных служащих. Нет никаких сомнений в том, что ей потребуется еще одно списание долгов. Португалия ведет себя получше, однако после неожиданной отставки министра финансов доходность по облигациям в стране резко выросла, что также может привести к необходимости повторного спасения. Италия с трудом учится на своих и на чужих ошибках, поэтому рейтинговые агентства понизили ее кредитный рейтинг, что привело к снижению курса евро против доллара. Даже в Германии зафиксировано резкое падение объемов экспорта.
Когда столько учеников не справляются, напрашивается вопрос о профпригодности учителей и школы в целом. Не пора ли начать воспитательный процесс для Еврозоны в целом? Эта идея уже появлялась, облаченная в разные формы, однако, ее реализация затруднена юридическими и практическими аспектами. Еврозона не является членом МВФ, поэтому она не может брать у Фонда деньги в долг, или участвовать в программе помощи. А европейские институты не несут прямой ответственности за большую часть экономической политики отдельных стран, включая налогообложение и расходы. Но даже сама идея, пусть даже выдвинутая на уровне полемики, уже подчеркивает то, что европейцы не справляются со своими задачами. В Еврозоне нет кризиса платежного баланса (напротив, в регионе профицит). Нет у нее проблем и с выплатой долгов. В целом, ее дефицит и гос. долг ниже, чем в Америке. Две главные проблемы Еврозоны носят внутренний характер.
Но МВФ с ними не справиться: он может только советовать, но не указывать. Европа поглощает львиную долю ресурсов Фонда, который, при этом играет в Тройке второстепенную роль, будучи на подхвате у ЕЦБ и Европейской комиссии во время обсуждений программ помощи Греции, Ирландии, Португалии и Кипру. Как правило, МВФ диктует условия политикам в странах «в программе помощи». Но в данном случае по другую сторону стола переговоров сидит ЕЦБ и Еврокомиссия, которые, отчасти, представляют интересы кризисных стран. Отчет МВФ по эффективности первой программы помощи Греции частично обнажил некоторые острые углы. По словам Фонда, Комиссии не хватает опыта в управлении финансовыми кризисами и программами фискальных корректировок; он слишком увлекся консолидацией; и ничего не хотел слышать о прямой реструктуризации долга в Греции. Фонд тоже допустил ошибки, но, в целом, он признал их раньше, чем другие участники Тройки. Если бы у МВФ были развязаны руки, что бы он сделал? Он бы списал греческий долг раньше, а то и в самом начале, чтобы не дать частным инвесторам перекинуть его на плечи официальных кредиторов. Он мог бы позволить Ирландии вынудить крупных кредиторов в банках-банкротах принять на себя убытки (несмотря на сопротивление со стороны ЕЦБ), и частично реструктуризировал бы долги в Португалии. Ослабив, таким образом, долговое бремя, он бы не спешил с сокращением дефицитов, делая больше упор на структурные реформы, стимулирующие рост.
А вот ваше задание на дом
Но гораздо интереснее, чего Фонд потребовал бы от Еврозоны в целом, включая Германию. В отчете «Статья IV» изложены некоторые рекомендации. Во-первых, нужно поддержать банки Еврозоны, чтобы стимулировать кредитование и процесс восстановления. Убытки должны быть реализованы, приличные банки рекапитализованы, а банкроты реструктурированы или закрыты. Предстоящий анализ качества активов должен быть выполнен по всей строгости с привлечением независимых сторон (нельзя доверять европейцам проверку собственных контрольных) и внушать доверие, в отличие от предыдущих стресс-тестов.
Затем создать «полномасштабный» банковский союз с централизованным органом власти, который будет «принимать решения о распределении долгового бремени» (то есть убытков), и с условным механизмом предотвращения кризиса за счет государственных денег. По словам Фонда, опасно оставлять такие полномочия в руках национальных правительств. Увы, смутные договоренности с весьма ненадежным механизмом — вот все, на что мы можем рассчитывать в ближайшие годы, учитывая резко негативное отношение Германии к предложению Еврокомиссии о создании «единого антикризисного механизма». ЕЦБ мог бы сделать больше, чтобы поддержать кредитование в малом и среднем бизнесе. И, наконец, стимулировать спрос. ЕЦБ может ослабить монетарную политику, даже если для этого придется прибегнуть к отрицательным ставкам. Темпы фискальной консолидации в последнее время были снижены, но этого не достаточно. Также нужно поощрять структурные реформы как на уровне отдельных стран (либерализация рынков труда, товаров и услуг), так и на уровне Еврозоны (развитие единого рынка в сфере услуг, обеспечение свободной торговли). И все это должно происходить одновременно. Постепенный подход «лишь еще сильнее подорвет доверие и сделает Еврозону беззащитной перед новыми кризисами». К несчастью, Европа, скорее всего, будет делать все мучительно долго и постепенно. Тут ничего не случается быстро: пришло лето, а в сентябре нас ждут немецкие выборы. Сейчас угроза развала Еврозоны ушла на второй план, поэтому Германия уже не считает нужным расплачиваться за других, а Франция не хочет, чтобы ей указывали, какие реформы проводить и когда — самые непослушные ученики снова взялись за старое.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist
Источник: Forexpf.Ru — Новости рынка Forex