ГМК «Норильский никель» выставила на продажу свой авиабизнес. Это авиакомпании «Таймыр» (работает под маркой NordStar) и «Нордавиа», купленная у «Аэрофлота». Крупные авиаперевозчики интереса к активам не проявляют. Эксперты считают, что «Таймыр» и «Нордавиа» могли бы пригодится туроператорам, но и среди них найти претендентов Ъ пока не удалось
На прошлой неделе в Красноярске член правления ГМК «Норильский никель» Лариса Зелькова сообщила, что компания хочет продать свои авиационные активы. По ее словам, ГМК «в свое время зашла в этот бизнес, чтобы поддержать стабильность связи Норильска и материка». Но авиаперевозки — самостоятельный, сложный и непрофильный бизнес, так что ГМК готова «изучить варианты». «Если мы увидим, что в России есть партнеры и профессиональный профильный инвестор, заинтересованный в расширении бизнеса, то мы с интересом рассмотрим их предложения»,— сказала она. Источник, близкий к ГМК, добавил, что «компания уже изучает предложения, но обязывающих документов не подписано».
В «Аэрофлоте» «Ъ» сообщили, что не рассматривают вариант покупки авиакомпаний. В «ЮТэйр» заявили, что подобные решения принимаются на собрании акционеров и предложения о покупке компании не поступали. В «Сибири» и «Трансаэро» на запросы «Ъ» не ответили.
ГМК владеет двумя авиакомпаниями. ОАО «Авиакомпания „Таймыр“» (работает под маркой NordStar) создана в 2008 году, у «Норникеля» 88,1% акций. Парк состоит из десяти Boeing 737-800NG/300 и пяти ATR-42-500, выполняет рейсы из ряда сибирских городов по 44 направлениям, из которых восемь — международные, в 2012 году перевезла более 1,6 млн пассажиров и 6,6 тыс. тонн грузов. По данным СПАРК, выручка в 2012 году — 9,8 млрд руб., чистая прибыль — 232 млн руб. Источник в ГМК уточнил, что в случае продажи «Таймыра» компания планирует сохранить за собой его вертолетный парк, используемый для геологоразведки на Таймыре.
В 2011 году ГМК купила ЗАО «Нордавиа — региональные авиалинии» у «Аэрофлота» (компанию оценили в $235 млн, но с учетом ее долгов «Аэрофлот» получил лишь $7 млн). «Нордавиа» предполагалось интегрировать в «Таймыр», но этого не произошло. Сейчас «Нордавиа» выполняет регулярные и чартерные рейсы более чем в 30 российских и зарубежных аэропортов, парк — девять Boeing 737-500. По данным СПАРК, выручка в 2012 году — 4,87 млрд руб., убыток — 436,8 млн руб. Совладельцы: Кольская теплоснабжающая компания (ею паритетно владеют Кольская ГМК «Норникеля» и Мурманская область) — 47,8%, Irish Aircraft Leasing Corporation — 25%, Norilsk Nickel Logistics — 24%.
Продажа авиабизнеса соответствует новой стратегии ГМК, утвержденной в сентябре советом директоров. Она предполагает концентрацию только на «первоклассных» активах (свыше $1 млрд выручки в год, более 40% рентабельности по EBITDA) и выход из низкодоходных и непрофильных бизнесов. Помимо авиаактивов в список на продажу попали зарубежные предприятия ГМК, кроме финской Harjavalta, доли в энергокомпаниях, НПФ (переименован в «Наследие», продан в сентябре фонду UCP Ильи Щербовича). В интервью «Ведомостям» в сентябре Владимир Потанин заявил: «Дудинский порт и железная дорога, аэропорт в Норильске — важная инфраструктурная часть, а вот авиакомпания — нет».
Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий считает, что при наличии свободных средств инвестору выгоднее держать их на банковском депозите, чем вкладываться в низкомаржинальный авиабизнес. Но «Таймыр» и «Нордавиа», по его мнению, могли бы заинтересовать кого-то из крупных туроператоров. Впрочем, собеседники «Ъ» среди туроператоров пока не подтверждают интереса к авиабизнесу «Норникеля». Они говорят, что сделка была бы логична только для крупного игрока с высоким пассажиропотоком, но у основных операторов уже есть свои авиакомпании.
Елизавета Кузнецова, Анатолий Джумайло
http://stocks.investfunds.ru/news/51639/