Блог им. Endeavour

Текущий момент: почему рынок меняется. Часть 3

Первый пост из последующей серии я написал аккурат перед серьезной первой коррекцией на американском рынке за последние полгода. Те индикаторы риска, которые я отслеживаю, показывают, что американский рынок еще в первой половине января изменился. Что же произошло?
      Для описания модели оценки риска начну немного издалека.  Как известно, с психологической точки зрения рынком двигают две эмоции: страх и жадность. Исторический опыт показывает, что любой пузырь на рынке берет свое начало из человеческой жадности. Это хорошо все понимают. Однако, и страх может оказывать тоже самое влияние на рынок и приводить не к дивжению вниз, а к движению наверх! Страх неучастия в росте, когда все кругом зарабатывают легкие деньги, страх оказаться в стороне заставляют людей буквально вскакивать в растущий тренд, несмотря на что, разум подсказывает — будь в стороне.
   Долгосрочные профессиональные инвесторы очень хорошо знают, что иногда лучшей рыночной стратегией является стратегия — не поддаваться действиям большой иневстиционно-спекулятивной толпы. Но они также боятся давления с обратной стороны — в сегодняшней высококонкурентной индустрии управления активами даже относительно краткосрочная underperfomance (т.е. результат хуже индекса) может привести к очень негативным последвиям в виде оттока клиентов и перехода их к более успешным управляющим. По итогам 2013 года 100% хедж фондов, которые используют макро стратегию и 93% фондов со стратегией лонг/шорт, проиграли индексу S&P 500 (по данным HSBC Alternative Investment group). Большинство из них работает по систему 2- 20, когда с активов клиента взымается 2% комиссии за управление и 20% дополнительно так называемого perfomance fee (дохода за успешное управлпение). Все они проиграли самой простой стратегии «купи и держи» — инвестиции в ETF — S&P 500 SPDR ETF (SPY), взымающему комиссию только 0,1%. Дела обстоят еще хуже — это уже второй год подряд, когда указанные хедж-фонды проигрывают индексу. Даже те долгосрочные фонды, которые инвестируют как в акции, так и в облигации, при меньшем количестве акций против индекса (underweight stocks) также показали худшие результаты.
  В результате такой ситуации, многие фонды, которые не видят на текущих уровнях рынка не видят value — капитулируют… и начинают присоедниться к общей толпе, не имея на то никакого желания. С этого момента начинает меняться фрактальная структура рынка. Википедия дает следующее определение фрактала - Фракта́л (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. Меняется поведение одной и самой большой группы — долгосрочных инвесторов, чье поведение становится все более и более похожим на поведения краткосрочных спекулянтов — trend followers (т.е. следующих за трендом). И в результате начинает разрушаться фрактальная структура рынка — а это главная стабилизирующая сила рынка в целом.
  Главная особенность фрактала заключается в том, что имеет одинаковые паттерны как на макро, так и на микро уровнях, образуя  так называемое самоподобие. Чтобы было более понятней, возьмите к примеру дерево — дуб или структуру ваших лёгких (по сути перевернутый дуб) или множество притоков одной реки, которые в целом образуют бассейн реки.
Текущий момент: почему рынок меняется. Часть 3 

Текущий момент: почему рынок меняется. Часть 3 
  Все это примеры, созданные природой, показывающие как несколько звеньев одной цепи образуют единую структуру, при этом повторяя раз раз один и тот же паттерн образования звеньев. Таким же способом самооганизуются и рынки на фундаментальном уровне обладая самоподобием на разных временных отрезках. Например, при нормально функционирующем рынке, когда его фрактальная структура не нарушена, отдельные отрезки рынка очень похожи друг на друга. Как я уже указал выше,  во второй половивне  января фрактальная структура американского, европейского рынков была нарушена, а вот если взять три отрезка, имеющие одну и размерность, то, если не придираться к деталям — вы увидите их похожесть или самоподобие. Возьмем, к примеру, DAX — 10 дней, 10 недель и 10 месяцев. 
Текущий момент: почему рынок меняется. Часть 3 
   Само объяснение фрактальной структуры рынков восходит восходит к Fractal Market Hypothesis (например, одноименная книга  Fractal Market Hypothesis, Edgar Peters). В противоположенность более простой и более известной теории эффективности рынков (Efficient Market Hypothesis), теория фрактальности рынков говорит о том, что инвесторы не однородны в своих временны преподчтениях, то есть она утверждает, что рыночные участники имеют очень разнородные инвестиционные горизонты. Например, компьютеризированный торговый алгоритм может иметь «инвестиционный» горизонт, измеряемый долями секунды. С другой стороны инвестиционный горизонт какого-нибудь пенсионного фонда может измеряться десятилетиями.
Далее, между двумя этими крайними горизонтами лежит огромный спектр разных трейдеров, спекулянтов и инвесторов, чью временные горизонты могут варьироваться от нескольких минут, часов, дней до недель или нескольких месяцев. Существованиетакого широкого рейнджа инвестиицонных горизонтов является одной из причин, почему на приведенном выше графике немецкого индекса DAX  на разных временных горизонтах вырисовываются самоподобные ценовые движения.
Также вкратце изложу основные поступалты фрактальной теории рынков:
1. Рынок состоит из огромного большинства участников с разными инвестиционными горизонтами
2. Любая информация, поступающая на рынок, оказывает разное влияние на разные временные горизонты
3. Текущие рыночные цены отражают комбинацию краткосрочных технических трейдов и долгосрочной фундаментальной оценки
4. Стабильность рынка зависит от ликвидности. Ликвдиность появляется тогда, когда инвесторы с различными инвестиционными горизонтами являются одинаково активными, но исчезает тогда, когда один временных горизонтов начинает доминировать над другими.
    В природе фрактальные структуры развились по вполне естественным причинам. Они оптимизируют функциональную структуру объекта, для которой они были созданы.  
Так, в случае с дубом или лёгкими человека, которые выполняют функцию дыхания. Фрактальная структура дерева или лёгких максимизирует площадь поверхности таким образом, чтобы она могла эффективно абсорбировать газ ( в случае с деревом — двуокись углерода, в случае с легкими — кислород).
Если мы вернемся к картинке с рекой, то фрактальная структура притоков реки также максимизирует способность бассейна реки в целом собирать дождевую воду как можно с большей площади земли и обеспечить ее переток в реку. Также обстоит дело и с рынком: его фрактальная структура служит целям оптимизации. А цель одна — обеспечить максимизацию его стабильного функционирования. Потому что ценовое влияние разных информационных потоков, поступающих на рынок (заявки на пособия по безработице, индексы уверенности потребителей или бизнеса, розничные продажи, взгляды Бернанке или Йелен, Драги, убытки или прибыли отдельных компаний и тд тп) является как бы суммой мнений максимального количества участников с разыми инвестиционными горизонтами — от миллисекунд до десятилетий.   Другими словами, когда нет доминирования  ни одного из временных горизонтов — механика развития цены стабильна.  
    Важно отметить, что инвесторы с разными временными горзонтами фокусируются на разных сигналах рынка с целью совершения ими сделок. Так, трейдер с коротким инвестиционным горизонтом фокусируется на техническом анализе, так называемом моментуме рынка и текущем его настроении (сентименте). С другой стороны, долгосочного инвестора мало беспокоит, например, текущий сентимент. Вместо этого, он обычно имеет в качестве базы для принятия решений byu/sell  фундаметальные вещи (фундаментальный анализ), а также стоимостные критерии (valuations). 
   Например, если сегодня случиось резкое движение вниз, в результате  которого произошло пробитие какой-нибудь линии поддержки, краткосрочный трейдер интепретирует его как sell-сигнал, а долгосрочный инвестор, наоброт, увидит в снижении рынка хорошую buy opportunity, которую ждал, как, например, коррекции на растущем рынке, чтобы войти в него по более низкой цене. Таким образом, в моменте, спрос и предложение акций находит равновесное состояние без сильных ценовых движений. Но, если на рынке начинают доминировать трейдеры с краткосрочным временным горизонтом, то резкий sell off вызовет еще большее количество ордеров на продажу и ценовые колебания станут значительными. В этом случае, в отличие от первого, рынок уже не найдет своего равновесного состояния без сильного движения вниз. 
  Это приводит нас к критически значимому выводу: риск рыночной нестабильности резко вырастает и вероятность наступления критического события для рынка также возрастает, когда фрактальная структура рынка оказывается нарушенной. Опасность заключается в том, что перестает существовать стабилизирующая рынок разнородность его оценок, так как все более и более короткий временной горизонт начинает доминировать. Такое состояние может случиться тогда, когда инвесторы с долгосрочным горизонтом перестают участвовать в рынке или начинают вести себя как краткосрочные trend folllowers, или когда алгоритмический трейдинг, в моменте, забирает наибольшую долю рыночной активности. 
 Как измерить нарушение фрактальной структуры рынка, что называется, в рельном времени и можно ли его вообще измерить? Ответ, да, можно. И нужно при этом смотреть на волатильность.  Если фрактальная структура рынка стабильна, волатильность будь то дневная, недельная, месячная (или другая частота) должна демонстировать самоподобие на каждом интервале вверх или вниз с предсказуемым множителем. Не вдаваясь в технические детали, измерение такого множителя — это корень квадратный из периодичности. Например, недельная волатильность может быть представлена как волатильность дневная помноженная на корень квадратный из пяти (потому что в недели пять рабочих дней); квартальная волатильность, соотвественно, квадратный корень из 65 (так как в квартале 65 рабочих дней) и тд. При корректировке на такой множитель, если краткосрочная волатильность сильно отличается от долгосрочной волатильности — это как раз и означает, что один из временных горизонтов начинает доминировать над другим. Другими слова говоря, фрактальная структура рынка становится нарушенной. Так вот, на момент написания первого поста, посвященного 1987 году, произошел такой случай. Третий, за семь лет — первй раз в конце 2007 года, второй в декабре 2010 года. Все эти случаи приводят к одному очень важному выводу:
нарушение фрактальной структуры рынка не приводит к критическому событию (в экономике или политике). Но всем критическим событиям (2008 год и европейский кризис 2011 года) предществовало нарушение фрактальной структуры рынка.
Вот соотвествующий график, который я увидел 17 января — Текущий момент: почему рынок меняется. Часть 3 
На нижнем графике, чем выше линия от 1, тем сильнее распад фратальной структуры рынка.
Сейчас еще случилась одна удивительная картинка, что для меня честно говоря, явилось неожиданностью:
Текущий момент: почему рынок меняется. Часть 3 
Фрактальная структура нарушена в паре евро/доллар. Пока даже не представляю, что такое может произойти с евро и в какую сторону она пойдет, но со 100% могу сказть, что это движение состоится. Есть предположение (кстати, если у кого есть какие мысли по поводу евро пишите). Недавно инвестировал в турецкий рынок и теперь самым активным образом мониторю все рики, ассоциированные с ним. Так, вот 70% из 340 миллиардного деноминоированного в долларах долга приходится на частный сектор. Из них 44% — краткорочный долг, что составляет около 150 миллиардов долларов. Большую часть этого долга держат местные банки, а их главные кредиторы бынки Франции, Испании, Греции и Великобритании. И возникает вопрос насколько местные банки-должники захеджировали этот долг, уичтывая, что падение местной валюты — турецкой лиры против доллара составило 60%. При этом очень много заняли денег турецкие девеорперы. Я пока не имею понятия, если дефолтнет кто-то из турецких банков или девелоперов, насколько это скажется в целом на мировой финансовой системе. Понятно, что будет некая цепная реакция: дефолт турецкого банка вызовет проблемы у его кредиторов из Европы. А европейским кредиторам еще не самим до сих пор не хватает капитала около 600 млрд евро. Все это наслаивается на плохую политическую обстановку в Турции. Между прочим, в России в 2008 году было не что похожее: уже в январе-феврале 1998-го были понятны проблемы страны, где также была трудная политическая обстановка, но в итоге все произошло только в августе. Тогда бытовало мнение, что дефолт России не повлияет на мировую фин систему. Турция тоже маленькая страна, может события, происходящие в ней никак не повляют на мировую финсистему и я сгущаю краски, преувеличивая риски? С другой стороны, многие учасники рынка за время QE набрали приличный леверидж, который тоже подвержен циклам: он может не только расти, но и снажаться. Просто, снижение левериджа в системе — это очень больно.
★56
64 комментария
++++
S&P понизило кредитный прогноз Турции до «негативного»))
avatar
Классный пост
avatar
как все вовремя однако :))
теперь вообще не понятно побегут ли из амерских бондов или наоборот спрос только увеличится.
avatar
Пока по S&P500 на недельку-две будет отскок вверх а потом нужно будет смотреть…
avatar
с какого конца разбивать яйцо — с острого или тупого? Важнее, чтобы прибыль была.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
1) Фрактальный анализ рынков
— новое направление анализа валютного и фондового рынка. Родоначальником фрактального анализа рынков является Бенуа Мандельброт, описавший теорию в своей книге в соавторстве с Ричардом Л. Хадсоном «(Не)послушные рынки: фрактальная революция в финансах.» Следующим исследователем, внесшим вклад в развитие фрактальной теории рынка, является Эдгар Петерс.
Фрактальный анализ рынков, в отличие от теории эффективных рынков, постулирует зависимость будущих цен от их прошлых изменений. Таким образом, процесс ценообразования на рынках глобально детерминирован, зависим от «начальных условий», то есть прошлых значений. Локально же процесс ценообразования случаен, то есть в каждом конкретном случае цена имеет два варианта развития. Фрактальный анализ рынков напрямую исходит из фрактальной теории и заимствует свойства фракталов для получения прогнозов.
Основные свойства фракталов на рынке:
Рыночные диаграммы обладают фрактальной размерностью.Фрактальная размерность рыночной диаграммы всегда 1<D<2
Рыночные диаграммы обладают свойством масштабной инвариантности или скейлинга. Разные временные интервалы самоподобны.
Рыночные диаграммы всегда образуют определенную структуру, обладающую уникальными свойствами.
Рыночные фракталы обладают «памятью» о своих «начальных условиях».

2) Гипотеза эффективного рынка (англ. efficient market hypothesis, EMH)
— гипотеза, согласно которой вся существенная информация немедленно и в полной мере отражается на рыночной курсовой стоимости ценных бумаг. Различают слабую, среднюю и сильную формы гипотезы эффективного рынка. Эта гипотеза была сформулирована американским экономистом Юджином Фама[1].
Гипотеза эффективного рынка может быть сформулирована следующим образом: рынок является эффективным в отношении какой-либо информации, если она сразу и полностью отражается в цене актива. Что делает эту информацию бесполезной для получения сверхприбылей.
Принято различать три формы рыночной эффективности:
слабая форма эффективности, если стоимость рыночного актива полностью отражает прошлую информацию, касающуюся данного актива (общедоступная в настоящий момент времени информация о прошлом состоянии рынка, прежде всего по динамике курсовой стоимости и объемах торговли финансовым активом);
средняя форма эффективности, если стоимость рыночного актива полностью отражает не только прошлую, но и публичную информацию (текущая информация, которая становится общедоступной в настоящий момент времени, предоставленная в текущей прессе, отчётах компаний, выступлениях государственных служащих, аналитических прогнозах и т.п.);
сильная форма эффективности, если стоимость рыночного актива полностью отражает всю информацию — прошлую, публичную и внутреннюю (инсайдерская информация, которая известна узкому кругу лиц в силу служебного положения, или иных обстоятельств).
avatar
+++++
avatar
Ну ясное дело на малых таймах событие наступит раньше, по поводу каких то фигур, которые движутся по неким законам? Допустим все овладели и научились распознавать эти фигуры, и все убежденные в развороте начали продавать и тут приходит крупный игрок выкупает всех и всех имеет ) Рынком движет объем и как поступит маркет никто не знает а он никому не скажет, так что как не гадай, куда собирается идти рынок все равно не угадаешь, но мысль интересная )Опять же, дерево развивается по законам природы, рынок это не природа )
avatar
Scorpi_999, «Допустим все овладели и научились...» — я бы очень порадовался за всех тогда. Допустим все бы овладели и научились писать много интересных постов про рынок… Все-таки, есть в русской загадочной душе неумное и беспрестанное желание к идеализму.
avatar
… резюмирую: автор хотел сказать, что фрактальность рынка это самоподобие его в смысле равной изломанности (фракт. размерности) графика на всех тф. Таким образом, если якобы на мелких тф все камнем вниз и без отскоков, а на крупных норм. свинги, то это предвестник...(чего я так и не понял). Написано вроде умными словами, но без понимания предмета…
avatar
Vaidaber Leimor, у меня просьба к Вам и к остальным читателям — хотя бы читайте пост, а потом комментируйте.
avatar
Endeavour, сильно, вы не думали преподавать
avatar
Меженин Игорь, :) я вот честно не понимаю, как инвестирование можно преподавать. Это же не уроки географии или физики. Потом, есть люди, которые, на мой взгляд, очень неплохо доносят мысли. Вот, ругают Сашу Герчику, а я считаю, он очень неплохо мысли для новички-краткосрочного спекулянта, работающего по технике. Для старта на рынке — этого вполне достаточно. И тд.
avatar
Вадиму спасибо. Интересные мысли
avatar
Я так понимаю, нарушение фрактальной структуры как правило приводило к падению актива, то есть, скорее всего мы получим падение евро, нежели его рост?
avatar
Артемов Иван, за 7 лет — вообще только три раза нарушалась фрактальная структура. По евро будет сильное движение, опять же надо иметь в виду, что евро — это некая абстракция. Есть евро доллар. Ну, я там прямо написал, что не знаю, куда она пойдет, но вижу проблемы у европейских банков, которые могут возникнуть в виду турецких рисков.
avatar
Endeavour, смартлаб вам должен быть благодарен что вы здесь пишите, а преподавание это таким как я читаю и учусь в понимании процессов в экономике, в том числе и инвестирование
avatar
Меженин Игорь, спасибо. Да, здесь я с Вами согласен, надо идти от понимания процессов в экономике и понимания, что движет индустрией управления активов в целом. Я тоже к этому стремлюсь. Между прочим, существует множество штампов, которые постоянно тиражируются между участниками рынка, как например, фатальность размера государственного долга. Хотя, я должен сказать, что европейский долговой кризис на практике показал как работают механика гос долга, это очень редкий случай, когда мы вживую наблюдали за всеми этими процессами. До этого момента, это ведь было в моделях голой теории. А кризис в США какую дал прекрасную возможность проверить выводы австрийской экономической школы, кейнсианские идеи, того же самого Фридриха Хайека, дал проверить отношение инвесторов к золоту и тд. А многие все как читали учебники по экономической теории пятилетней давности, так и продолжают рассказывать общие экономические постулаты, как-будто и кризиса никакого не было.Словом, забывая, избитое выражение, что лучший критерий истины — практика.
avatar
Endeavour, как вы думаете, помогла ли денежная экспансия в решении проблем, или это только отсрочило наступление кризиса, другими словами кто же все-таки прав Кейнс или австрийцы?
avatar
Спасибо, потом ещё раз прочитаю обязательно.

> Не вдаваясь в технические детали, измерение такого множителя — это корень квадратный из периодичности.

Здесь ещё можно было привести очень простой пример про банальную MA, чтобы было понятнее.

МА на больших таймфреймах с меньшим периодом = MA на малых ТФ с бОльшим периодом. Проверить можно на любом графике за 1 минуту. Осознать за час (если сильно тупить) =)
Endeavour, и кстати насчет евро что-же с ней должно такое произойти чтобы оно пошло вверх, мое личное мнение вниз, для мелкого спекулянта каким пытаюсь быть важен вопрос только от каких уровне сделать это лучше.
avatar
Вадим, почему только 3 раза? Ведь на приведенном вами рисунке в конце 2011-начале 2012 также есть всплеск.
avatar
l-way, три раза — это относится к S&P. По евро там по сути один большой эпизод, связанный с европейским кризисом (до этого — это все 2008 год).
avatar
Endeavour, да, я имею ввиду s&p. На приведенном рисунке можно же выделить 4 явных пика: это 2007-2008 года, 2010, конец 2011-начало 2012 и сейчас. Почему вы не учитываете пик конца 2011 года? В целом он вроде сравним с пиком 2010, а между ними наблюдается нормализация фрактальной структуры.
avatar
l-way, да, хорошо. можно говорить и о 2010 годе. Он кстати предсказал известный всем флэш крэш на американском рынке в мае 2010 года, если помните такой еще )
avatar
Endeavour, флэш крэш помню ) а вот на счет предсказал есть вопрос. Вадим, почему считаете, что нарушение фрактальное структуры — это предвестник, а не следствие? Ведь, насколько я понял, линия на графике — это отношение краткосрочной волатильности к долгосрочной. И когда наступает нестабильность (кризис к примеру) краткосрочная волатильность быстрее растет за счет того, что долгосрочная захватывает прошлые «спокойные» периоды. Это как раз дает эти самые пики на вашем графике. То есть как с мувингами получается, при падении короткая начнет падать быстрее длинной, что в целом не значит, что она предсказала падение.
avatar
l-way, поскольку долгосрочные инвесторы уже не участвуют активно в рынке, но и не продают, потому что нет события.А краткосрочные его поддерживают на текущих рынках. Вспомните лето 2011 года, как протекали события на нашем рынке, когда довольно долго стояли в диапазоне 1900 — 2100, когда трейдеры с коротким горизонтом выкупали рынок, ожидая прихода новых денег и 2400 по РТС. Потом случился триггер- понижение рейтинга штатов и глобальные инвесторы ушли рынка, которые вернулись на него в 2009-2010.
avatar
Endeavour, сам паттерн в целом понятен, не ясна его прогнозная ценность. При наличии этого паттерна можно сказать, что есть некая неопределенность на рынках, выраженная в затишье/диапазоне на большом тф и высоковолатильных метаниях вниз-вверх на мелких тф. Но ведь он не говорит о сроках наступления триггера и направлении будущего движения. Если брать тот же пример 2011 года, то триггер мог произойти и позже, а рынок еще полгода например стоял в диапазоне. Разве не так? Единственная прогнозная полезность, которую я вижу — в текущей ситуации паттерн говорит о том, что поезд вверх по s&p как минимум остановился и без прихода новой информации дальше не пойдет. То есть нет смысла в него запрыгивать, по крайней мере сейчас.
avatar
Интересный пост!

Если по другому перефразировать данную тему (как и l-way)-

Краткосрочная волатильность всегда опережает долгосрочную, снижается и увеличивается сначала краткосрочная. Если внутридневная волатильность повысилась на долгосрочном тренде, это признак возможных изменений на рынке. Ликвидация тренда (в том числе позиций крупного таймфрейма) происходит на резких движениях в разных направлениях.
avatar
Вадим, я думаю, что риски от девальвации валют для европейских банков слишком преувеличины. В начале прошлом году писал, что валюты развивающихся рынков слишком переоценены при той макро. коньюктуре, которая слаживалась. Но почему думаю, что преувеличины? Ответ прост: cross currency swap на TRY/USD, который с 2012 года активно использовать начали иностранные инвесторы в долговые бумаги. Здесь нужно искать тех, кто брал на себя риски по данному свопу, и эти ребята так или иначе будут «всплывать». Еще, что на что я бы пристально обратил внимание — это структура долгового рынка в Турции, где на 45% — floating rate. То есть, можно смело смотреть ситуацию в 2005-2007 годах в штатах, и достаточно неплоха она подходит под Турцию, касаемо рынка недвижимости и всех фин. посредников и участников. Но… основной фактор, который сыграет решающую роль, на мой взгляд — остановка роста цен на недвижимость в стране при росте инфляции, и как следствия — базовых процентных ставок. Вот тогда веселье и начнется. Не знаю, может ошибаюсь, но мне кажется, что еще рано входить в этот рынок.
avatar
Bampi_Johnson, спасибо за мнение. Давайте, так: если иностранные инвестор покупал долговые бумаги, то через coss currency swap он закрыл свой fx риск таким образом.Понятно, что кто-то его принял. Но в ситуации, которую я описываю, там прямые кредиты европейских банков турецким.Здесь уже как раз неизвестно насколько турецкие банки закрыли свой fx риск, а также их корпораты. европейские банки-кредиторы, могут в случе дефолтов турецких банков и последующем списании их долгов с капитала иметь колоссальные проблемы. Там уже без ЕЦБ не обойтись. Еще могу сказать информацию относительно того, что в одном из крупнейших турецких девелоперов поменялись акционеры (они кстати активно стоят в России, в Москва Сити). Фактически означает его банкротство. Но нашлись новые собственники, которые будут закрывать эти проблемы. С турецким рынком недвижимости согласен — там непростые времена начинаются. Да, в рынок может быть, зашел раньше, но с другой стороны каждый день мониторю риски и если ситуация ухудшится ликвидирую позицию и буду перезаходить.
avatar
Endeavour, согласен, но в отчетности жаль этого не предоставляют. Хотя по годовым могут и выложить некоторую информацию касаемо развивающихся рынков и риски, которые за собой несет нынешняя ситуация. Так как не только на Турции завязаны, а и на Южной Америке сильно: Аргентина, Бразилия,… и особенно Бразилия для испанских банков.
avatar
Bampi_Johnson, я кстати Бразилию не смотрел. Там, что тоже большой краткосрочный fx долг?
avatar
Endeavour, да. Santander поуши в кредитах в Бразилии. При чем ставка дефолта растет уже какой квартал к ряду.
avatar
Bampi_Johnson, По Турции: Ердоган перестал устраивать США и они начали активно способствовать его замене, по видимому на Гюлена, соответственно можно предположить, что пока этого не произойдёт в Турции не стабильность продолжится и вероятно стенденцией к нарастанию противостояния этих политических сил (на лицо разрушение фрактальной структуры :-)). По евробаксу, а точнее по индексу доллара (считай евробаксу :-)) ), из наблюдений после 4-х (реже 5-ти) месяцной проторговки идёт выход из неё, уже пора :-))
avatar
INROS, :) ну да, у них выборы в августе. Я тоже думаю нестабильность там будет в политике еще полгода. Хотя отношение индекса MSCI Turkey/MSCI World уже пробила низы 2008 года.
avatar
Endeavour, :-)) это в Вас Вадим поза говорит, надеется :-))
avatar
INROS, :) На самом деле, я готов как выйти по стопу, так и увеличить позу, в зависимости от того как будет развиваться ситуация.
avatar
INROS, я тоже жду сильных движений по валютам, но бывает, что достаточно долго затягивают в «угол», пока не прорвут плотину. Интересно одно, что все инвест фонды назвали этот год годом «доллара». Никогда не нравилось такая общность во взглядах.

Я особо за Турцией не служе, лишь беглым взглядам по развивающимся рынкам. И пока они не в моде… Сейчас больше в ипотеке, REITs, в анализе сквозных ипотечных бумаг,… и отчетностях компаний. Очень слабо на мой взгляд отсчитуются.
avatar
Bampi_Johnson, добавлю: в моих фантазиях :-))индекс бакинского снижается и пробивает 78,9 и 78,6 (уже мечты буду считать сбывшимися), ну а после можно продолжить победоносное шествие доллара по планете Земля :-))
avatar
INROS, этот вариант очень правдободобен из-за того, что многих в доллар запихуют))
avatar
Bampi_Johnson, Ниже выложил график пары, с кое какими нюансами на эту тему, гляньте :-)).
avatar
Похожие ощущения, что начинается разрушаться сбалансированость.
Вот непонятно — VIX при беспрецедентной денежной накачке не дошел до лоя 2007 около 25 %.И правильно ли это связывать?
Т.е. при обновлении лоя VIX — S&P будет около 1960-1970.
avatar
aster, в 2008 году он улетал почти на 80.
avatar
Я торгую на Америке. Заметил, что движение гейнеров и лузеров превышает ATR в 2-3 раза. Происходит это последний месяц, полтора. Для меня объяснение простое. Сейчас идёт дистрибуция на уровне Д1. Где-то аккумуляция в шорт. Но это видно и без фрактального индикатора. Для чего он Вам? Добавить уверенности своим инвесторам, что всё делаете правильно? Вы же по Д1 работаете + хороший фундаментал. Чего ещё? Сейчас фаза рынка, когда работают трендовые, пробойные стратегии внутри дня. Зашли и не в плюсе — выходите, лучше не будет.
avatar
Leonid777, все проще, просто хотел до людей что-то новое написать. Может поможет кому-то.
avatar
Endeavour, большое спасибо за это!
avatar
Leonid777, Подскажите невеже, что есть Д1?
Заранее благодарю!
avatar
Иосич, Дневной график.
avatar
Leonid777, Хахаха)))) Спасибо, буду знать…
В контексте статьи, не подумал о элементарном…
avatar
Интересующиеся фрактальной теорией, не обходите стороной и работы дедушки Бенуа Мандельброта :-))
avatar
INROS, :) отличная работа!
avatar
Endeavour, Вадим, в Турции очень развит частный сектор и соответственно развит долговой рынок. Например я покупаю оборудование уже не в Китае, а в Турции. Они сделали значимую вещь для экспорта, фактически перешли от евро в доллары.

По паре евро/доллар, Америке и Китаю выгоден дорогой евро, самой Европе — нет, вот и смотрим кто пересилит, по моему ответ очевиден.
avatar
Сергей я так понимаю, ты поддерживаешь мои инвестиции в турецкий рынок?
avatar
Больше бы таких постов!
avatar
К стати про самоподобие, как Вам такое наблюдение? :-))



Пока пара находится в середине по видимому согласованного (и прикрытого безлимитными СВОПами) диапазона, при этом уже полтора года в ростущем тренде с типичным углом наклона, и для ожидаемого практически всеми укрепления доллара (как справедливо заметил Bampi_Johnson), для начала надо бы сломать этот тренд (закрываться под ним с последующим подтверждением). На мой скромный взгляд, не плохой случай проверить фрактальную теорию, в частности упомянутый принцип самоподобия :-)).
avatar
Это лучшее, что я прочитал за этот год по рынку…
avatar
Спасибо.Очень интересно.
Какая волатильность приведена на Ваших графиках, историческая или подразумеваемая?
avatar
spr, iv
avatar
про график от 17 января, для разворота SP500 вниз, для полного подтверждения, надо бы увидеть рост дневной волатильности до 10 и выше, а пока она остановилась.

Если обновить на сегодняшний день этот график, возможно, что повысилась дневная волатильность.
avatar
Стадность на фондовых рынках и следующие за ней обвалы наиболее эффективно (имхо) описал Дидье Сорнет(те) своей моделью, взятой из геофизики землетрясений. Возможно, вам будет интересна его книга:
biznes-kniga.com/dide-sornette-kak-predskazyvat-kraxi-finansovyx-rynkov/
Тест модели для 1987-го года (как и для многих других) представлен в книге в явном виде
avatar
здравствуйте. не могли бы привести формулу расчета вашего индикатора: отношения краткосрочной волатильности к долгосрочной. наприм., не понял, используется усредненная волатильность или нет.
avatar

теги блога Endeavour

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн