Баку. Пламенные Башни. 227 000 кв. м
«Придёшь – увидишь» (азерб. Gələrsən-Görərsən).
Азербайджанский характер.
В начале этого ноября у меня выдалась свободная неделя, и я решил съездить в страну, о которой много слышал, но мало знал. Тем более, что страна эта – наш дружественный сосед и бывшая республика СССР, и к тому же является нефтегазодобывающей, что в определенном смысле делает её экономику схожей с нашей. За последнее десятилетие Азербайджан сделал очень заметный шаг вперед в своем развитии. Но когда шагаешь, одна нога всегда отстает от другой. В таких случаях весьма интересно сравнить старое с новым, потому как в этих отличиях проявляются не только планы на будущее, но и привычки и характер народа. Все фото в статье сделаны мною в ходе этой поездки. С погодой немного не повезло, так что за серый фон снимков не обессудьте.
О валюте.
Манат образца 1993 года «Девичья башня».
Мана́т (код
AZN) — официальная денежная единица Азербайджанской Республики, введенная в обращение 15 августа 1992 года. Но показанная выше банкнота с 1 января 2006 года была деноминирована в соотношении 5000:1. Ей на смену пришла банкнота образца 2005 года. Вот она перед вами. Неужели не улавливаете сходства с некой другой валютой?
Я думаю, многие заметили уловимое сходство с евро. И это неслучайно, так как внешний вид этих банкнот был разработан австрийским дизайнером валют Робертом Калиной, который, как вы помните, разработал и современный дизайн банкнот евро. Кстати, монеты также показывают определённую схожесть с монетами евро. И этот факт явно говорит о том, что Азербайджан предпочитает считать себя частью Европы, хотя споры о том, находится он в Азии или Европе, идут уже много лет. Как тут не вспомнить фразу из книги «Али и Нино»: «Слава Богу, что мы в Европе. Будь мы в Азии, мне давно следовало бы надеть чадру, и ты бы никогда не увидел моего лица». Так или иначе, я практически не видел женщин в чадре, Азербайджан – это светское государство. Зато я видел много обменных пунктов, где можно поменять любую валюту, в том числе и российские рубли. Поскольку манат тяготеет к евро, 1 манат частенько равнялся 1 евро. Однако, в последнее время в связи с укреплением доллара, наблюдается укрепление маната к евро. Дальше смотрите график изменения курса евро и курсовую таблицу Центрального Банка Азербайджана (ЦБА).
Поэтому для упрощения перевода в рубли и сравнения цен в статье с нашими пользуйтесь курсом евро. Однако, я поехал в поездку с американскими долларами (а почему будет рассмотрено дальше в главе «О нефти»).
О строительном буме.
Старое и новое рядом (в правом углу увеличенное фото).
В поездке по стране я увидел воочию, что в Азербайджане действительно продолжается строительный бум, который не прекращается и по сей день. Стоит отметить, что в то время, когда Европа переживала (и продолжает переживать, имхо) финансово-экономический кризис, в Азербайджане не был свернут ни один проект по государственному или частному строительству. По статистике каждый манат, вложенный в строительный комплекс страны, дает полтора маната в ВВП Азербайджана, т.е. оказывает мультипликативный эффект. Кстати, почти две трети ВВП приходится на
ненефтяной сектор!
Но, как я отмечал выше, частенько одна нога не поспевает за другой. Поэтому, когда новые жилые или коммерческие небоскребы строятся очень близко друг к другу или к уже существующим зданиям, это вызывает сильную критику местных жителей, которые жалуются на близость зданий и рассматривают это как нарушение их частной жизни (см фото вверху). В Баку существуют районы, где местные жители категорически отказываются переезжать в новые квартиры и протестуют против любого строительства. Таков менталитет жителей, их традиции и сила привычки. Другим контрастом нового и старого может служить 2 следующих фото.
Стоимость кв.м нового жилья в Баку 2000-3000 манат и выше.
Я любуюсь этим видом (Баку – очень красивый город), но опуская глаза, вижу это.
Красивый бордюрный камень и грязный раздолбанный тротуар.
Вполне возможно, что это связано с приоритетом автомобилей, а не пешеходов в Азербайджане, но об этом в следующей главе.
Об авто.
Легендарная «Чайка» Гейдара Алиева.
Несмотря на то, что в Азербайджане уже достаточно давно выпускаются местные автомобили марок «Aziz» и «Lifan», почти половина от общего числа авто в республике (около 470 тысяч) – это автомобили марки «ВАЗ». Скажу прямо, я давно не видел такого количества Жигулей первых моделей на ходу. Я не хочу, сказать, что в Азербайджане нет новых и привычных для нас иномарок – нет, их достаточно. Впрочем, на дорогах я неоднократно наблюдал картину, как пыхтящий Жигуль влегкую «делает» немца. Но добили меня слова одного торговца на деревенском рынке: «Наши-то машины лучше (это он про Жигули), вон моя уже 20 лет по горам бегает!» В характере азербайджанца всегда есть место привычке. Сказать, что в Азербайджане любят машину и быструю езду – это как ничего не сказать. Именно поэтому в ближайшие два года Азербайджан может принять этап чемпионата мира по автогонкам в классе«Формула-1». По крайней мере, генеральный директор Formula One Management (FOM) Берни Экклстоун уже подписал соответствующий контракт с властями республики. А во время моей поездки в самом Баку проходили международные автогонки «Baku World Challenge-2014», в которых участвовало 30 машин высшего класса от Международной федерации автоспорта: BMW Z4, Audi R8LMS Ultra, Mercedes SLS AMG GT3, McLaren MP4-12C, Lamborghini LFII, Porsche 997 GT3, Aston Martin Vantage GT3 и Corvette Z06 G.
Справа гоночная трасса «Baku World Challenge-2014».
Ну и, конечно, вас интересуют цены на бензин. Вот фото с обычной автозаправки в городе (для простоты считайте цены в евро).
Продолжение следует...
Видимо — валютные спекулянты у них перевелись :)
1 Манат сейчас дороже и 1 евро и 1 бакса
Я об этом в следующей части напишу