Блог им. Mikola

Про чиновников в советах директоров госкомпаний

    • 26 декабря 2014, 21:08
    • |
    • Mikola
  • Еще
Вчера завалили почту и форумы ссылками на новость. Дескать премьер предложил вернуть чиновников в советы директоров государственных компаний

Во-первых, премьер хозяин своего слова — в 2008 слово дал (чиновников в советах быть не должно), в 2014 слово взял обратно (чиновники в советах должны быть)! Поскольку он хозяин своего слова, то чиновникам в советах придется и быть и не быть одновременно. Впрочем, к этому им не привыкать. :)

Во-вторых, федеральная программа управления государственным имуществом ставит целевой показатель количество государственных служащих в советах директоров госкомпаний не более 20 % к 2018 году. В совете директоров из 5 членов это один чиновник. Из примерно тысячи государственных компаний на сегодня только пара десятков (2 %) не имеют чиновников в составе совета директоров. Еще 50 % имеют одного чиновника, 30 % — двух чиновников, 18 % — трех и более чиновников. То есть идея премьера просто фиксирует целевой показатель федеральной программы: не более 1-го чиновника в советах директоров к 2018 году.

В-третьих, в некоторых компаниях, в частности крупных, специальных и стратегических присутсвие чиновника уровня не менее заместителя министра просто необходимо. Просто потому, что личность генерального менеджера такой компании, часто способного лично позвонить министру, премьеру, президенту, должна быть уравновешена советом. Главная функция совета директоров — акционерный контроль. В некоторых обществах (мне, например, известны пробелемы советов «Севмаша», «Мига», «ОРКК» и многих других) она на сегодня может быть решена только наличием статусного чиновника в совете. Чиновники нужны так же и для преодоления сопротивления нововведениям в области управления, в частности перехода к стратегическому планированию, которое начато в августе 2014 года.

В-четвертых, понятно, что в кризисных условиях нужна жесткая вертикаль власти. Не везде, но в ключевых точках, которыми являются некоторые государственные общества, она нужна особенно. Понятно, что эта мера временная и точечная. Чиновников, способных принимать окончательные решения не так уж много — фактически это уровень не ниже заместителей министров. Эти люди и так загружены работой и на все государственные компании их просто не хватит. И, соответственно, вырастет важность работы профессиональных директоров, особенно в обществах, не вклюенных в стратегический список, но тем не менее важных для государственного сектора.

Следующий год вообще будет весьма интересным для государственного сектора. Реально происходит перестройка экономических связей и резкое изменение работы компаний. Сильнейшие будут чувствовать себя весьма хорошо. Сильнейшие в том числе с точки зрения работы советов директоров.
6 комментариев
Большинство чиновников в советах директоров являются «третейскими судьями» при спорах мажоров, пример раньше НорНик (Нева-Трэвел и Волошин) и решальщики, но это хоть пользу приносит, а вот выдающаяся молодежь с фамилиями похожими на фамилии очень влиятельных чиновников, больше издевательство над населением, так как советы директоров события не очень частые и если перевести в по-часовку можно садик детский пару месяцев содержать.
avatar
Васильев ДВ, а если общество на 100 % принадлежит РФ? Или «мажоры» по сути тоже РФ, как это, например в Севмаше?
avatar
Mikola, я думаю вопрос касается всех стратегических тем, а кому она «типа» принадлежит это мелочь, я думаю что большинство уже и не помнит кто такой например Юмашев, Рахимов, Вяхерев, поэтому все владельцы реальных активов просто смотрящие, да задорого, но всего лишь смотрящие...
Как была монархия так и осталась, царь дарует… (с Петра первого частая собственность жестоко незащищалась, всем помещикам в обязаловку была ротация земель находящихся в распоряжении и никогда не было чтобы земля распологалась в концентрации на одной территории, дабы заговор не споял собственник.
avatar
Советы директоров в наших условиях есть некоторое забегание вперед. По сути правильная идея, не может не искажаться коррупционногенным климатом в российском истеблишменте. Это как формальное законодательстве в мире неформальных отношений. Кажется. что оно — просто процедура для оформления теневых решений. Однако, случается, что процедура, рано или поздно, оказывается сильнее того хаоса, в который её погрузили.
avatar

теги блога Mikola

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн