Группа «Аэрофлот» опубликовала
отчетность за 2014 год, в которой раскрыла ужасающие результаты хеджирования рисков.
Группа хеджировалась от следующих рисков:
1. Процентный, который возникает при плавающих процентных ставках по лизингу самолетов,
2. Валютный риск, который возникает при расчете за поставленные самолеты и уплате лизинговых платежей
3. Топливный риск, который возникает при увеличении стоимости топлива из-за роста цены нефти.
В итоге, за 2014 году Группа зафиксировала от этих операций 15,7 млрд рублей убытков и 60,4 млрд временной переоценки справедливой стоимости, что привело в сочетании с курсовыми разницами к тому, что Группа лишилась собственного капитала. Собственный капитал на 31.12.2014 составил минус 13,5 млрд против 55,5 млрд на 31.12.2013.
Группа отказалась раскрывать параметры произв. фин инструментов и можно только догадываться о тех изменениях справедливой стоимости, которые произойдут с 2015 году, но совершенно очевидно, что такая настройка хеджа была глубоко ошибочной. В частности, по этим причинам:
1. Ошибки топливного хеджирования
Применялись опционы на выход из интервала цены нефти
(комментарий на стр. 40 в отчете за 2012 год)
Группа хеджировалась от роста долларовой цены нефти, но в случае падения цены сама должна будет компенсировать разницу между страйком и фактической ценой. Кроме того, Группа хеджировалась по долларовой цене, не подумав, что рублевая цена нефти может не так изменится вследствие изменения курса. Конечно, это не хедж, а источник дополнительного риска.
2. Ошибки валютного хеджирования
Хеджировались при помощи валютных опционов, которые, скорее всего, не были согласованы по времени и объему с топливными опционами, либо также применен инвервал изменения курса. При том, что ситуация с курсом развивалась в пользу хеджа, Группа ничего не заработала, а отразила потерю стправедливой стоимости в 531 млн.
Группа хеджирует валютный риск, возникающий по части будущей выручки, выраженной в
долларах США, лизинговыми обязательствами, выраженными в той же валюте. Группа
применяет модель учета хеджирования денежных потоков в соответствии с МСФО (IAS) 39.
По состоянию на 31 декабря 2014 г. обязательства по финансовому лизингу в сумме
144 059 млн руб., выраженные в долларах США, были признаны в качестве инструмента
хеджирования будущей высоковероятной выручки в той же сумме за период с 2015 г. по 2026
г. Группа ожидает, что отношения хеджирования являются высокоэффективными, так как
будущие оттоки денежных средств, связанные с погашением обязательств по финансовому
лизингу, соответствуют будущим поступлениям денежных средств от захеджированной части
выручки. На 31 декабря 2014 г. убыток от переоценки обязательств по финансовому лизингу в
сумме 43 596 млн руб. до вычета отложенного налога, представляющий эффективную часть
хеджирования, был отражен в составе резерва по хеджированию консолидированного отчета о
совокупном доходе. Сумма, перенесенная из резерва по хеджированию в состав прибыли или
убытка в период с даты начала учета операций хеджирования по отчетную дату, составила
536 млн руб.
Было забавно когда они сказали, что у них нет цели снижать цены, что бы полностью закрывать борта пассажирами. Что выгоднее летать полупустыми, но по своим ценам
Интересно и другое. Будут ли сделаны выводы по этому поводу. Так-то операционная прибыль у них выше нуля. Если бы не химичили с этой лудоманией на срочке (хотя я по-прежнему не исключаю тут умышленных манипуляций) то чистая прибыль бы у них была…
Кто-то на продаже таких деривативов наварился нехило
Аэрофлоту и надо было захеджить основной риск — валютный, при таком объеме лизинговых платежей в долларах.
Вот и получается американские авиакомпании в шоколаде из-за низких цен на топливо — а Аэрофлот тонет из-за девальвации и еще хэдж такой.
По факту это банкрот. А еще в плане на приватизацию стоит.