Обещал здесь
smart-lab.ru/blog/272000.php#comment4269506 написать про то, как в России строили некоторые вещи в Великую Отечественную Войну. Начну немного не с того.
Когда с партнерами участвовал в строительстве трассы Улак (Верхне-Зейск) — Эльга до Эльгинского угольного месторождения компании Мечел, то приходилось много мотаться по участкам. Речушка там чертовски красивая Алгама, называется...
много фотографий и авторский текст.
Обращаю внимание, что на дворе 5 июля 2011 год, температура воздуха около +30. Как выяснилось, зимний лед речки не всегда сходит вообще, в местах заторов во время половодья наледи остаются и летом, приобщаясь к концу августа к свежему ледоставу. Едем вдоль трассы на 315 километр где, собственно, и находится Эльгинское угольное месторождение, где «Мечелом» строится фабрика, планируется разрез и куда тянется ЖД ветка, берущая начало от БАМовской магистрали. Стройка кипит, вдоль трассы небольшие вахтовые хуторки, поселками их назвать трудно, техники больше чем вагондомиков. Следует отметить, что Эльгу «распаковывают» к тому моменту уже второй раз, уткнувшись в 62 километр трасса встала в 2002 году и была почти заморожена до 2008. В поселке где ветка примыкает к БАМУ, в школу пошли дети первостроителей, вахтовики существенно обновили кровь местного населения и, когда мы приехали в поселок для «рестарта», по улицам бегало несколько десятков ребятишек примерно одного возраста 6-7 лет...
Трасса, точнее притрассовая дорога, петляет вдоль Алгамы, мосты только в скелетной стадии местами просто куски насыпей или выемки, но это для будущей железки. Техника, автомобили, вахтовки трейлеры возят вахту и довольствие до самых дальних «пятаков» пробивая это расстояние примерно за сутки.
Местами техника брошена, даже почти новая. Есть места где в зиму из-за прорыва грунтовых вод грунт вспучивало прямо на дороге, а затем он проваливался и в этих местах дорога превращается в нечто совершенно невообразимое. Бывало из-за этого машины сползали улетали вниз в под откос, в никуда, в зимний ужас...
Пыль. Здоровенные пауты, которых здесь зовут «мессершмиты» налетают мгновенно на горячий металл автомобиля превращая вылазку «для подумать» в сущий ад.
Наша цель проведать два поста - участка взрывников на 169 и 238 километрах и далее через поселок геологов проскочить на танковом тягаче к озеру Большое Токо, чтобы перебраться на базу метеорологов, точнее на место где она когда-то была.
Проехав кучку с первым эльгинским углем, а значит и пресловутый 315 километр, мы углубляемся на вахтовом «крокодиле» в тайгу
к поселку геологов, дальше едем на этом, мужики уверенно сказали что иначе шансов пробиться к озеру нет.
По дороге, точнее по тем тропам, по которым зимой народ ездил к озеру, в период оттайки (июль и начало августа) ехать на технике, даже самой тяговитой и совсем уж гусеничной дано не каждому. Примерно полметра «каши» из земли, песка, камней и мха, а под этим месивом звенящая как сталь,- мерзлота. Вечная.
Вот это гусеничное чудо несколько суток назад вмерзло намертво, двигатель заглох или просто водитель вышел покурить, прилип к мерзлоте как язык к железяке на морозе. Кипятком не отольют… Эта техника здесь навсегда. «Каша» быстро зарастет, летом северная тайга меняется быстрее чем грибная поляна средней полосы после дождичка. Тропы не будет. Даже отмаркировав место на карте… метров 30-40 от сих и этого оранжевого чуда не увидеть, а зимой под снегом тем паче. Танковый тягач, дважды по одной тропе не поедет, назад поедем через 5 дней по новой полоске и на это «нечто» уже не наткнемся… скорее всего никто уже не найдет.
Озеро. Люди здесь бывали, раньше и во время Войны тоже, Большое Токо, место описанное Григорием Федосеевым в книге «Тропою испытаний» невероятно красивое, почти не тронутое и очень глубокое для этих мест. Восточнее Байкала самый крупный источник чистой пресной и очень вкусной воды. Здесь, в войну, на небольшом мыске была заготконтора, где бочки набивались свежей и свежезасоленной рыбой, которой здесь очень много. Щука, ленок, таймень, сиг, окунь… это то, что довелось ловить самому. По зимнику вся она перевозилась
в Магдагачи или Бомнак, ну и далее для Фронта, для Победы.
Вот на этом мы путешествовали, НАТОвская техника, проходимость абсолютная, но движок дерьмо. «Лось» — одним словом.
Радушный хозяин местечка (бывшей метеостанции) Иван, который там живет много лет, много рассказывал и показывал места вокруг и однажды пригласил «сбегать» километров за 60-70 по тайге, естественно на «Лосе», в одно местечко. Порыбачить и посмотреть брошенный аэродром. Пояснил, что ему лет восемь как, кто-то из местных охотников описал место и удивительную дорогу в тайге, полностью металлическую, которая длинная, но не очень, до конца может и не понимая о чем идет речь. Когда Иван начал об этом говорить, я не поверил, но когда появились подробности...
Интрига состоялась но не до конца. На аэродром мы не попали, прикинули топливо, расход и желание таки вернуться на базу. В этот раз не срослось, подвел «Лось». Историю от Ивана приведу почти дословно. (от его имени)
"… Эвенк орочен, не помню имени, привел на поляну, которой в тайге, какая бы чахлая она не должна была быть в этих местах, было здесь не место. Как старый опытный охотник, капканщик, который ходил от Озера почти и до Охотска я был не готов это увидеть. Заросли чахлого листвяка и ощущения, что здесь что-то было когда-то. Поляна с севера заканчивалась какими-то большими лежащими бочками. Сейчас говорят цистерна без колес емкость, а там как бы бочки… Но с северо востока на югозапад тянулась полуразобраная кем-то железная полоса метров 18-20 шириной, но удивительно, что почти не ржавая, скорее цвет придавали осыпавшиеся с листвяка иглы пятнами как будто лужи, но из этого листвячного мусора. Знаю что происходит когда на мерзлоте по-серьезному проезжает трактор или строительная техника, сгребает верх бульдозерным ножом и понеслась… здесь будет дорога??? Хрена! Здесь будет ничего.
… Поперек почти течет родничок, вроде и нет полосы, а она, смотрю, не лежит на земле, подошел к месту, где нет металлических квадратных блинов,- кто-то когда-то куда-то, а там торцы деревянные из земли как пеньки, но строем солдатским, ствол к стволу и зигзагом эти лиственные пеньки, зигзагом. Вся эта контрукция как бы змейкой, но очень уж грамотно, между петлями змейки расстояние просматривается как будто одинаковое. Клади калиброванные листы вплотную и они лягут и в ширину и в длинну. Земля и мерзлота нетронуты и живут естественной жизнью, на севере — это важно, как выяснилось.
… Подошли к месту где листы лежат, охренеть. Они в замок. Как ламинат сейчас кладут не встык, а как бы один под другой со щелчком, р-раз и в зацеп стали. Я дочери квартиру в Нюрке (Нерюнгри) отделывал, ну не сам, конечно, но видел эту хрень. Даже не знаю теперь, кто у кого идею спер. То ли мы, то ли у нас. Но в войну из шведской стали 16(может 20)мм замечательная полоска получилась. Прикинул около двух километров, пожалуй больше маленько. Лежит себе на деревянных столбиках из лиственницы, уровень безупречно выставлен. Между столбиками в лето оттайка спокойно сочится ручейком. В зиму ничего не играет по уровню. листы в зацеп жестко но по деревяшкам свободно, не закреплялись вообще. С севера к бакам два плотных песчаных с щебнем съезда, но внизу крупный валунник видно сверху мелочь и наверное битум был… но выкрошился и прорастать это все начало плотно.
Я к чему. Живая тайга. Живая зона, мерзлота не тронута, животные даже не замечают. Спецстрой и Гулаг, говорите… Похоже какой то мудрый кент был, понимал в северах, может еврей какой дореволюционный или немец… но уж точно не дурак. В 43 году, говорят, это место зааэродромили. Скорее всего запасной, с топливом и переночевать непогоду, как то так. Домики не дожили. А недавно ходил, железо тоже все поснимали, зачем, только столбики и совсем уже зарастают. Найти трудно… без бутылки… совсем не найти.
Вот такая история..."
вот так выглядит мерзлота если проехать один раз, через час два на жаре и мы поехали назад другой дорогой.
Иван-Чай, которого там вдоль трассы немеряно. Мы прощались с Озером, которое все свои тайны так до конца и не открыло.
Добавлю пару строк, история вспомнилась и фото нашел когда, где мы с дедом сидим с бутылочкой, справа с нами водитель «Лося», он не выпивал тогда, звать Сергей, — таежник, охотник… В прошлом году из тайги не вернулся. Вечная память тебе — Сергей.
хочешь что бы было по другому, езжай на украину, твори там все что хочешь, а в России народ верит своей власти и ее поддерживает.
Присоединяюсь — интересно почитать истории из такого необычного опыта
Есть же нетронутая природа на этой Земле…
Всем кто комментил: Спасибо за общение.