Судя по данным социологов, экономия стала новой реальностью для большой части населения еще в начале года. Урезают расходы 60% респондентов, свидетельствуют результаты
опроса ВЦИОМ, опубликованного 18 августа. Самым распространенным способом экономии, по данным ВЦИОМ, стал отказ от путешествий: от поездок отказались 12% опрошенных. На втором месте — траты на продукты питания (8%). Не поменяли поведение из-за экономических проблем 16% респондентов.
Экономия на продуктах питания находится на первом месте в опросах ФОМ, опубликованных в июле. По данным его социологического исследования, так или иначе экономят на еде 65%
опрошенных. На втором месте — сокращение затрат на покупку одежды и обуви (27% опрошенных). На третьем — экономия на развлечениях (на походах в театры, музеи, кино) (17% опрошенных).
Богатым сложнее
Данные ФОМ показывают, что разные группы населения экономят по-разному. Более дешевые продукты стали покупать в основном россияне с доходами ниже среднего (то есть те, кому хватает денег только на еду). Экономить на еде различными способами приходится 84% — почти всем в этой группе. Из тех же, кто может позволить себе покупку автомобиля (высокий уровень благосостояния по градации ФОМ), экономят на еде куда меньше — 49% опрошенных.
То же самое касается снижения затрат на другие виды товаров и услуг. На одежде и обуви экономят 33% относительно бедных граждан и 13% относительно богатых. Расходы на путешествия обеим категориям, напротив, пришлось урезать почти одинаково: первым — на 18%, вторым — на 13%.
«Экономят на самом деле все, но статьи бюджета урезаются разные», — комментирует результаты опроса директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «Конечно, все кризисы бьют в первую очередь по бедным. Но особенность нынешнего в том, что, набирая обороты, он сильнее всего ущемляет средний класс, жителей крупнейших городов с хорошим достатком. Другими словами, тех, у кого, на первый взгляд, проблем должно быть меньше», — говорит она.
Как правильно экономить
Совладелец компании «Личный капитал» Юлия Сахаровская советует разделить все ваши потребности на три группы. Первая — расходы, от которых можно отказаться (путешествия, походы в кино, спа-процедуры). Вторая — то, от чего отказаться нельзя, но можно оптимизировать (например, заниматься английским с репетитором не лично, а по скайпу). Третья — то, что нельзя даже оптимизировать (например, коммунальные услуги — если все возможные счетчики уже установлены).
При экономии нужно отказываться от вещей из первого списка, постепенно сокращать второй и не отказываться ни от одного пункта из третьей группы. К этой группе Сахаровская относит и продукты питания. «Проблемы со здоровьем, вызванные плохим питанием, потребуют больших трат», — предупреждает она. Гендиректор компании «Финансовый советник» Наталья Смирнова советует отказываться в первую очередь от особенно (сильнее инфляции) дорожающих товаров и услуг.
Существует и другой совет — не сокращать расходы, а увеличивать доходы. По данным ФОМ, именно об этом прежде всего думает состоятельная часть аудитории, принимавшая участие в опросе. Таких 56% среди относительно состоятельных респондентов (группа тех, кому «хватает на автомобиль») и лишь 26% в группе бедных (тех, кому «не хватает на еду»).
Полная версия
От себя, есстесно с таким курсом особо по европам не поездишь, раньше часто мотался в Таллин развеяться, пивка попить вкусно поесть за дешего, теперь в питере дешевле. Так же конечно ощутил серьезный финансовый удар по тачке, на Запчастям примерно 30%, ну и тд, осаго сильно подорожло, бензин.
пы Вот это конечно замечательный совет, в точку - «не сокращать расходы, а увеличивать доходы».