Всем привет!
Недавно было интересное обсуждение по поводу перспективности электоромобилей, их внедрения и эксплуатации. Решил выразить свою точку зрения на данную тему, тем более репу набивать как то надо, а вопросы про облигации как то заканчиваются.)
Итак, так как тема довольно обширная, то не знаю и чего начать. Ладно, начну с гугла). За основу ЭМ(электромобилей) возьму теслу, она щас популярна и всяко пиарится. Машина конечно класная, и максимальная мощность 416 лсшадей, и момент 600, и разгон до сотни 4,4 сек, правда запас хода на одной батарее всего 500 км. Все описывать не буду, интересует только основной принцип ЭМ, а именно система питания, так как все остальное стандартно и с ним проблем не особо много. Кому интересно вот хорошая статья
http://motor.ru/articles/2013/12/16/tesla/.
«Model S построен вокруг плоского алюминиевого хранилища для элементов питания (это от 5 до 7 тысяч литий-ионных „батареек“ Panasonic в зависимости от версии), к которому крепятся алюминиевые подрамники с подвесками и электромотором, расположенным сзади, и алюминиевый же кузов. Для Tesla Model S разработчики расположили ячейки аккумуляторов вдоль всего днища электромобиля. Батареи по периметру оснащены стальной балкой, которая защищает аккумуляторы от деформации. Аккумуляторы Tesla Model S, как и у её предшественника Roadster, состоят из цилиндрических Li-Ion ячеек модели 18650s». http://tesla-mobil.ru/tesla-model-s-akkumulyator/
Стоит немного сказать про Li-Ion батарейки, это те что широко используются в мобильных телефонах, портативных электронных устройствах и ноутбуках. Кстати в ноуте у меня из-за того что я его не разряжал-заряжал аккумник сдох за полгода-год.
«Li-Ion — достоинства и недостатки, о которых не говорят. Во-первых, они очень энергоемки — батарея небольшого размера и веса может аккумулировать достаточно энергии, во-вторых, почти не существует технологических ограничений по форме батареи. В-третьих, этот тип батарей теряет гораздо меньше энергии „просто так“, чем другие. И, наконец, литиево-ионные аккумуляторы проще в эксплуатации — они не требуют строгого соблюдения цикла полной разрядки-зарядки, у них отсутствует „память“, которая приводит к сокращению емкости. Однако существует и целый ряд серьезных недостатков, о которых производители зачастую „забывают“ упомянуть. Самый главный из них заключается в том, что батареи неизбежно начинают стареть с момента их производства. То есть емкость батареи начинает снижаться сразу же после того, как она была выпущена, вне зависимости от того, используется она или нет. В среднем срок жизни батареи не превышает двух лет.Вторым серьезным недостатком является то, что батареи в обязательном порядке требуют наличия встроенных систем безопасности, без которых нормальное использование аккумуляторов в потребительской электронике невозможно. В том числе и из-за этого производство аккумуляторов этого типа обходится примерно на 40% дороже, чем, например, никель-кадмиевых батарей.»http://www.rb.ru/inform/18007.html
Экскурс в теорию закончен, теперь по делу. Батареи начинают «неизбежно стареть» и срок службы не превышает 2-х лет, ну я думаю здесь по срокам перебор все-таки, но все же, технологические особености не позволяют так «гонять» электоромобли как ДВСники. Распишу свое ИМХО по сравнению ДВСников и ЭМов. Как уже было сказано батареи закреплены на основании — платформе авто, это кстати довольно серьезный вес, вес теслы без малого 2 тонны, но из-за этого у нее довольно серьезная жесткость конструкции. Но как она сябя поведет даже при малом дтп?! Любая деформация и емкость акумников будет уменьшаться. Изначально то ресурс не особо велик 500 км, а с актиной эксплуатацией на сколько будет хватать заряда остается только догадываться.
Стоимость батареи для теслы в Америке это 24 тыс зеленых американских рублей. Ну если обобщить для все типов ЭМ то батарейка одна из самых серьезных статей расхода. Хотя они вроде дают гарантию на батарею 8 лет(на РФ не распространяется)), но интересно было бы почитать как они ее соблюдают и какие там подводные камни ввиде доп соглашений мелким шрифтом итд. Про экологичноть это отдельная тема, все почему считают эл. энергию офигенно экологически чистой, хотя забывают про то что б ее произвести надо сжечь те же самые нефть, газ, уголь, дрова, и тд.
Про заправки — в европе и сша то с ними проблемы у нас подавно, но это тоже отдельный разговор, бензиновые заправки на каждом шагу. Цена ЭМ на данный момент мягко говоря не конкурентноспособная. Лидером конечно является тесла от 100 тыс баксов, Smart fortwo eleсtric drive 75 лс- 2 200 000 рублей за подержанный экземпляр, Nissan Leaf 109 лс - от 2 000 000 рублей за подержанный экземпляр, Renault Fluence Z.E. 95 лс — ена – от 3 000 000 рублей. Интересная информация — 1 февраля 2014 по 31 декабря 2015 года временно отменены таможенные пошлины на ввозимые в Россию электромобили. Внятной статистикой продаж владеет лишь Mitsubishi, поскольку i‑MiEV остается единственным официально импортируемым электромобилем: до конца 2014 года их было продано в общей сложности 150 штук. Следом идет Tesla Model S: россияне уже купили около 80 новых и подержанных машин. Прочие электромобили продаются буквально поштучно.
http://www.zr.ru/content/articles/780949-vse-elektromobili-rossijskogo-rynka-gosti-iz-budushhego/
Подводя итог еще стоит сказать о сервисе, а точнее об его отсутствии ЭМ это не ДВС, чумазый механик тут поможет только отчасти, здесь нужен уже другой уровень персонала, со знаниями в электронике, электротехнике итд, а это вам не это, так что смею предположить что на первых парах сервис центров будет считаные единицы и запись в них будет расписана на месяцы вперед. ДВС как ни крути дешевле и ремонтопригоднее, так же проще а значит надежнее, с развитой поддержкой и сервисом, ЭМ пока почти всего этого лишны. К очевидным плюсам ЭМ могу отнести только технические характеристики, ничто не сравнится с ЭМ плавностью разгона, наверно КПД высокий, мало потерь в обычном городско режиме с частыми троганиями, скорость разгона, хотя тут тоже упирается в мощность, у смарта 11 сек. Экологичность это как уже писал довольно спорный фактор, экономичность тут тоже много завязано на стоимость эл. энергии, сегодня тарифы одни-завтра другие. Так же как ни крути пока для ЭМ была и остается большой проблемой источники питания постоянного тока, когда они будут стоить копейки и иметь сумашедшую емкость, а на одной заправке можно будет проехать от нескольких тыс км, тогда наступит эпоха Эмов, если конечно что-нибудь не придумают другое).
Наверно, Вы также сочиняли когда появились электрические стиральные машины, мол электричество подорожает и вам стирка выйдет сумасшедшие деньги. ни в коем случае не выбрасывайте стиральные доски…
«Заряд Li-ion аккумуляторов.
Li-ion аккумуляторы заряжаются в комбинированном режиме: вначале при постоянном токе (в диапазоне от 0,2 С до 1 С) до напряжения 4,1-4,2 В (в зависимости от рекомендаций производителя), далее при постоянном напряжении. Первая стадия заряда может длиться около 40 мин, вторая стадия дольше. Более быстрый заряд может быть достигнут при импульсном режиме.
При заряде Li-ion аккумуляторных батарей током 1С время заряда составляет 2-3 ч. Li-ion батарея достигает состояния полного заряда, когда напряжение на ней становится равным напряжению отсечки, а ток при этом значительно уменьшается и составляет примерно 3% от начального тока заряда
В некоторых типах зарядных устройств для заряда литий-ионной аккумуляторной батареи требуется время 1 ч и менее. В таких зарядных устройствах этап 2 исключен, и батарея переходит в состояние готовности сразу после окончания этапа 1. В этой точке Li-ion батарея будет заряжена приблизительно на 70 %.»
Емкость одной батареи 2,1 А, батарей 5000, ток заряда 1,2 А, получаем 6000 А при 4 В, т.е. если ничего не путаю мощность источнка должна быть 24 кВТ, в стандартной розетке 3,5 кВт 7 розеток и есно они должны висеть на разных проводах. так что дело не только в проблемах электрофикации сельской местности.
www.powerinfo.ru/accumulator-liion.php
silatoka.net/kak-zaryazhat-li-ion
они вовсю уже применяются в электровелосипедах, скутерах и пр. до авто пока не дошли, но дело времени
www.youtube.com/watch?v=qObVr_LJw2M.
Литий-ионные аккумуляторы (батарейки ноутбуков) живут 1-2 года не потому, что они такие плохие, а потому что их такими специально делают, чтобы люди покупали новые батарейки. Был у меня SONY VAIO, поменял две батарейки ему по гарантии (строго по истечении года дохли), сдохла и третья. За родную платить жаба задушила, каждый год так тратиться, купил китайскую повышенной емкости. Сдохла она через год? Сдохла. Купил ещё одну, другую, обычной емкости и тут… сюрприз, сюрприз, исправно работает уже 5 лет (ноут 2006 года). Таймер в ней видимо сдох, забыл, что пора делать вид, что аккумулятору конец… В теслу таймер не вставили и дают такую гарантию, на которую и рассчитаны аккумуляторы.
Пробег 500 км маловат? По-моему в самый раз. Моя, например, на полном баке проедет 660 примерно сейчас. Если ехать по трассе с постоянной скоростью. А если всё-ж таки тормозить да разгоняться, то существенно меньше. Тесла при торможении хотя бы берет часть энергии обратно.
Теслу вообще задумано как мобильный телефон на ночь к зарядке подключать, тогда большинству её ресурса хватит даже зимой, вроде 200 км зимой она выкатывает, мне бы точно хватило на каждый день по городу. А за город надо на жипе ездить ))
Про вселенские заговоры, когда вы заказываете микросхему, вас спрашивают, ставить ли в неё таймер. Товары давно делают так, чтобы они дохли через определенное время. Краска на старых запорожцах до сих пор живая, на новых машинах цветет через три года, например.
А ещё у меня смешной случай был, стояли в офисе дифференциальные автоматы. ЭКФ или EKF. Все сдохли с разницей в несколько дней, 4 штуки. Устанавливались в один день. И сдохли конечно после окончания гарантии (а она там 5 лет вроде, вот через 5 с копейками и сдохли). Случайно так вышло, разумеется. И китайская микросхема внутри дифавтомата совершенно не при чем.
Но что в микросхемы ставят таймеры по запросу заказчика — это факт, общался с такими заказчиками.
Электролампочки советские кое где горят ДО СИХ ПОР, была у меня одна, около 7 лет проработала при мне, сколько работала при предыдущих хозяевах не знаю, самой было около 30 лет с даты выпуска (в кладовке). Современные лампочки в той же кладовке, что филипс, что генеральный электрик — максимум 2 года работают. Лампы дневного света — та же фигня, советские кое где до сих пор горят, филипсы всякие года не вырабатыват, может поддельные, конечно. Люминофор там прозрачный, в старых был толстенный слой, если обращали внимание. В подъезде любые лампочки что не ставил — меньше года работают. Икея чуть подольше, но до заявленного ресурса редко какая дотягивает. Постоянно ржу, приношу их в магазины по гарантии что у них на коробке написано 8000 часов или там 10000 часов. В Ленте бедные в Питер звонили жаловались, что к ним такой покупатель пришел шибко умный, спрашивали че делать ))
Нет тут никакой конспиралогии, это основа современной экономики, производить говно. Иначе все купят товары и будут ими пользоваться по 20 лет, заводы придется закрывать, а людям кушать хочется. Этож элементарно.
есть полно стран, где какая нибудь киа спортедж стоит 80-100 тыс долл.
и они покупают теслы. как в норвегии например
Когда пользуетесь ноутом стационарно — отключайте от сети или включите режим «заряжать не до конца» и будет вам щастье.
Сами ноуты произведенные в те года (2006 год) тоже дохли весьма массово, после гарантии разумеется. Всё объяснили перегревающимися графическими процессорами nvidia и потом победили проблему вроде. Преднамеренно или нет не скажу. Наверняка случайно так вышло что ни нвидиа, ни производители ноутов не предвидели массовых проблем…
А тут что то ещё по теме, типа расследование autogeek.com.ua/skupoy-millioner-balashov-platit-za-tesla-dvazhdyi/
1) каждие 5 лет где? В Бельгии — наверное, тут вам лучше знать.
2) врач врачу рознь, имеющий свою клинику или даже известныой спец — это уже минимум верхная грань среднего класса, а скорее уже чуток выше.
Григорий, я не спорю что в некоторих странах тесла вполне может пойти. В той-же Норвегии их вроде много (я правда когда был не замечал, но я и по улицам не гулял особо), даже в Латвии несколько Тесл видел. Но всетаки даже не все страны старой европы «потянут». И культура потребления в европе отличается от американской. Не всегда берут новую тачку, даже если могут. Норвежские коллеги говорили что у них скидки на дорожний налог если авто старше какого-то года — типа винтажная машина ) И это мотивация не брать новую, для какой-то части населения. Хотя в Норвегии и для електрокаров скидка на налог. Так что есть аргументи и за и против. Но мне кажется скорее нет чем да. Конечно в странах бенилюкса + скандинавия + мини гос-ва класса Люксембург — пойдет, в осталних не уверен. Тесла конечно будут, но основную массу электрокаров будут составлять другие марки — более народные.
Ну и не надо забывать что популярность электрокаров во многом зависит от субсидий на них. Если гос-во поменяет политику — то и продажи сразу вниз пойдут.
С теслой будет примерно также…