Блог им. artemkovtun
Остались ли перспективы грубого экстенсивного роста? Этап первичной индустриализации достигает насыщения. Тезис относится скорее к побережью, а резервы континентального Китая (неразвитость, пишут, что есть сельские регионы где нет электроэнергии) вероятно не столь экономически выгодны к использованию прямо сейчас и будут более выгодны после «прокладки дорог», тогда можно ожидать новый виток индустриализации. В конце вставлю карты плотности населения, существующей и планируемой инфраструктуры, опишу перспективные регионы.
На текущий момент уже заметно как осуществилась индустриализация (доля агро в общем ВВП снизилась), и что начался переход к развитой, сервисной экономике, с крепкими внутренними расходами и богатством населения.
Рис. 1: «Динамика структуры ВВП Китая»
На передний план выходят новые отрасли — потребительского спроса. Привычные отрасли-индикаторы показывают спад прироста, что природно после взрывного роста. Но те же спортивные товары или медицина, или развлечения еще даже не отмечаются на графиках, их массовый рост впереди. В этих потребительских отраслях резервы еще бездонные.
Рис. 2: «Отрасли-индикаторы экономики Китая»
На примере расходов на здоровье посмотрим как будет двигаться тренд. Заметно, что в 1960-х после восстановления Европы расходы на здоровье (излишки дохода населения) стабильно росли во всех странах особенно сильно в США с 1980-х. Между тем, США и Китай установили партнерские отношения именно с этого периода. Что подстегнуло и Японию с Южной Кореей, и в целом создало базу для формирования экономического макро-региона «Пасифик».
Немного истории. Про партнерские отношения Китая и зарождение макро-региона Тихого океана — имеется ввиду визит Никсона в Китай 1972 года. Есть соображения что Китай был вынужден выбрать США партнером, сменить курс и уйти от «культурной революции» (окончена в 1976 году, возможно была как внутренняя чистка от «просоветских» коммунистов), агрессивного коммунизма, перейти на рельсы рыночной экономики. Читал анализ как СССР к 1970-1980 годам развернул базы в странах вокруг Китая (Монголия, Камбоджа, Афганистан, Вьетнам; карта выглядела как США вокруг Ирана) и готовил чуть ли не полномасштабное вторжение, которое было замаскировано под Афганистан. Китайская армия при этом была в боевой готовности и отведена от границ (стратегия ожидания удара извне). Китай нанес превентивный удар в виде китайской-вьетнамской войны, вынуждая к ответным действиям по Афганистану (ввод боеготовых крупных войск и база для вторжения). Когда китайские военные непонятно буксовали немного войдя во Вьетнам (не двигались дальше, а имитировали связывание своей армии боями) то советский тихоокеанский флот (десятки крупных кораблей на то время) стоял на входе в Тонкинский залив страхуя «вьетнамский плацдарм», а чуть поодаль от него стоял американский флот с авианесущей группой. Реально третья мировая могла быть тогда, а не на Кубе. СССР пойдя на конфликт не смог удержать плацдарм в Афганистане и не смог претендовать на мировое лидерство в своей коммунистической форме. Есть даже идея, что развал СССР это стратегический план руководства СССР по реорганизации страны и переформатирование своей роли в мире, проиграв битву за Китай, настроились на более другую и более длительную борьбу. Вот такие пироги, а пока что смотрим дальше про перспективы экономики Китая.
Рис. 3: «Рост расходов на здоровье разных стран, % от ВВП»
Рис. 4: «Карта стран мира по расходам на здоровье, % от ВВП»
Кроме общестрановых расходов, их перспектив, есть и неравномерная развитость регионов Китая. Которая возможно исправится улучшением доступа людей и товаров из глубины страны на побережье, или улучшением условий жизни в регионах с низкой плотностью населения.
Рис. 5: «Плотность населения Китая»
Вероятные перспективные экономические зоны. Видно, что в целом экономически активный юго-восток Китая еще относительно мало заселен, скорее всего высокие заработки потянут туда людей. Второй момент это оторванность провинции Сычуань (пятно на западе перед Тибетом), старинного культурно-исторического центра. Регион считается глубинкой, доехать туда долго и дорого, если эта проблема разрешится скорее всего население подрастет между Сычуань и побережьем. Третий момент это, как низкая плотность населения в Уйгурии (на границе с Казахстаном), так и оторванность на пути к ней. Стимул прокладки дорог туда — тот самый Шелковый путь и продажа товаров в Среднюю Азию, что сразу сделает выгодным производство на всём пути от Уйгурии до побережья.
Посмотрим карты железных дорог, скоростных железных дорог, хайвеев и аэропортов. Вроде видно, что резервы есть. Хотя железные дороги покрывают нужные территории, но скоростных дорог «глубинка-берег» еще мало, как мало и аэропортов. Планы по улучшению постоянно на слуху. То поезд на магнитной подвеске тестируют, то хотят строить 50-100 аэропортов одним планом. При китайских расстояниях важна именно скорость и длительные поездки недорого.
Рис. 6: «Карта железных дорог Китая»
Рис. 7: «Карта скоростных железных дорог Китая»
Рис. 8: «План постройки скоростных железных дорог Китая»
Рис. 9: «Карта хайвеев Китая»
Рис. 10: «Карта планируемой плотности хайвеев Китая»
Рис. 11: «Карта аэропортов Китая»
Рис. 12: «Карта планируемых аэропортов Китая»
Видим, как скоростные железные дороги и аэропорты свяжут внутренний Китай с побережьем и макро-регионом Пасифик (который сейчас и надолго самый перспективный в мире: высокая плотность населения; из-за бедности резерв потребления населением; близость капитала из США, Японии и Австралии; дешевизна и близость перевозок морем). Если улучшится экономика присоединенных регионов, то там вырастет потребление всего, и начнется второй виток индустриализации с новыми приростами по цементу, электроэнергии и стали, то что сейчас немного просело в темпах роста. Настоящее замедление будет только после всего этого, хотя и тогда наверно есть следующий план по освоению региона, есть еще малопроходимый (из-за джунглей и гор) юг Китая, а там связь со странами-соседями, выход к густонаселенному и бедному Бангладеш, и прочее.