Блог им. SPBExchange
Сложно поверить, но есть компании, которые раз за разом бьют свои собственные рекорды и переставляют исторические максимумы котировок, как спортсмены перед Олимпиадой. Один из ярчайших примеров такой компании – Amazon. Каждый день на сайте компании 19,5 миллионов пользователей покупают что-либо, а в неделю покупки совершают 137 миллионов человек.
Еще не улеглись волнения после отчета по первому кварталу 2016 года, ставшему самым прибыльным за 18 лет существования компании, как вышел отчет за второй квартал. А в нем!!! Чистая прибыль — еще больше чем в первом! 857 млн долларов против 513 млн, как казалось в апреле, сверхприбыли. Акции компании сразу выросли более чем на 2%.
Но так было не всегда. Долгое время Amazon считалась низко прибыльной компанией. Да, именно здесь впервые были придуманы и реализованы вещи, без которых немыслим современный интернет. Но монетизировались они плохо.
Работать с основателем и бессменным руководителем компании Джеффри Безосом нелегко. Сменив управление хедж-фондом на Уолл-Стрит на собственный гараж, Безос в 29 лет в 1994 году, в эпоху становления интернета, решил открыть свой он-лайн магазин Cadabra. Начал он с продажи книг, вложив в эту идею 300 тыс долларов. Как казалось ему самому, это единственный товар, который не страшно приобрести в сети.
Джеффри Безос
В гараже повесили звонок, который должен был оповещать о каждом новом заказе. Но, к великому удивлению творцов сайта, уже через неделю звонок звенел не переставая. Его пришлось демонтировать, а название магазина сменить на более звучное Amazon. Через месяц после запуска сервиса книги доставлялись в 46 стран мира.
Казалось, это однозначный успех. Но идеи появлялись прямо на ходу и воплощались очень хаотично. Отсутствие четкой стратегии накладывало свой отпечаток: компания не приносила прибыли.
При этом Безос заставлял (да и сейчас заставляет) работать своих «ама-ботов» до выгорания, поставляя идеи круглосуточно. В компании царит атмосфера жесткой конкуренции. Джеффри Безос уверен, что уникальное прорывное решение можно найти только благодаря критике, а вовсе не поискам компромисса.
Чем же мы обязаны «ама-ботам»? Например, возможностью оставить комментарий под товаром, автозаполнением заказа, персональными рекомендациями, основанными на предыдущих заказах, и многим другим.
Через год после запуска в компании работало 150 сотрудников. Деньги Безоса закончились, и он привлек инвесторов, написав им: «Можно работать долго, упорно или умно, но в Amazon.com нельзя выбрать два из трех». Нашлись 60 человек, вложившие по $50 тысяч, и в конце 90-х Amazon вышла на IPO.
Компании удавалось привлекать все новых клиентов, расширяя ассортимент: видеокассеты, CD диски, игрушки. Безос зорко следил за новыми идеями и многие перенимал для себя. Например, как на eBay, он дал пользователям возможность самим продавать книги на Amazon. Издатели были в бешенстве, но юридически все было чисто. И вот в 2002 году компания впервые начала приносить прибыль.
А в 2004 году очередная гениальная идея Безоса – kindle – пошатнула продажи бумажных книг во всем мире. При этом разработка девайса проходила под четкой установкой Джеффри Безоса «разрушить бизнес бумажных книг». Продажи и самого Amazon снизились. Но ненадолго. Неиссякаемые идеи «ама-ботов» и совершенствование логистики, снижение времени и расходов на доставку и многое другое позволяет компании быть на гребне волны.
Следующий гениальный проект Безоса и его преданных сотрудников – облачное подразделение AWS (Amazon Web Services). На текущий момент именно оно позволяет Amazon бить свои собственные рекорды. Так, за первый квартал 2016 года продажи этого дивизиона выросли на 64%, прибыль составила $2,57 млрд, а во втором квартале прибыль AWS подскочила почти в два раза — до $718 млн с $391 млн. Таким образом, «облачный» бизнес приносит компании 56% операционной прибыли и чуть меньше 10% выручки ($2,89 млрд). Джеффри Безос ждет от сервиса в будущем году не менее $10 млрд продаж. Давление со стороны Microsoft Corp или Alphabet нашего Дон Кихота не смущает.
Более того, он сам идет в наступление. Amazon объявил, что составит конкуренцию Youtube (входит в Alphabet), создав видеохостинг Video Direct. Он планирует распространять платный видео контент. При том побить Youtube планирует демпингом: для видео без рекламы Amazon будет выплачивать владельцам видео по 15 центов за каждый час просмотра потокового видео в Штатах и по 6 центов за каждый час просмотра видео из других стран. А чтобы повысить интерес производителей контента вводится стимулирующая премия, которая будет выплачиваться 100 самым популярным авторам. Стоимость подписки на сервис — 99 долларов в год, но для участников Amazon Prime сервис будет бесплатным.
Конечно, не только смелые идеи влияют на рост акций Amazon. Очень важна и социальная ответственность. Так, расширяя бизнес, компания постоянно создает новые рабочие места. Из недавнего: Amazon создала 1500 рабочих мест с полной занятостью в новом центре исполнения заказов в Джексонвилле во Флориде.
Как результат, прибыль на акцию Amazon во 2-м квартале — 1,78 долл, что намного выше ожиданий аналитиков ($1,11 на акцию). Согласно прогнозу компании, ее выручка в третьем квартале составит $31,3-33,5 млрд. Средний прогноз экспертов — $23,89 млрд. Но в случае с Amazon эксперты часто ошибаются. Хотя аналитики повысили целевую цену на бумаги интернет-магазина до $1000 –наивысшая отметка на фондовом рынке США. В России купить акции Amazon можно на Санкт-Петербургской бирже по тикеру (AMZN).