Не так давно один из участников нашей группы в Whatsapp задал вопрос о том, как участники группы относятся к предстоящему IPO Uber. Я решил, почему бы не написать, что я думаю об IPO вообще и Uber в частности.
Поехали.
IPO — Initial Public Offering (
Первичное публичное предложение/размещение). Говоря русским языком первичная публичная передача (продажа) акций компании, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц. Как правило IPO предполагает размещение акций компании на одной или нескольких биржах, для последующей свободной торговли ими инвесторами. Размещаются не все имеющиеся акции, а какая-то часть. Часть акций, находящаяся в свободном обращении после размещения называется
free-float. После проведения IPO компания становится публичной, возникает обязательство публикации отчётности, растет прозрачность компании и, как следствие, доверие кредиторов и инвесторов.
Цели проведения IPO
При проведении IPO менеджмент компании преследует несколько целей:
- Привлечение дополнительного капитала - проведение IPO позволяет компании получить доступ к капиталу гораздо большего круга инвесторов. Дополнительные деньги могут быть использованы для расширения сферы деятельности компании, экспансии в регионы либо приобретении дополнительных средств произвоства.
- Публичная оценка стоимости компании — наличие акций, торгуемых на бирже, дает наиболее объективную оценку стоимости компании, которая может использоваться как инструмент оценки деятельности компании и мотивации менеджеров при помощи опционов, а также как ориентир для сделок M&A (слияния и поглощения).
- Ликвидность — после проведения IPO как правило банки охотнее выдают кредиты под залог акций, публичных компаний, чем закрытых (частных) компаний.
В этом списке привлечение капитала стоит на первом месте далеко не случайно. Основной целью менеджмента при проведении IPO стоит именно задача получить как можно больше денег. Для оценки стоимости компании нанимаются «независимые» (в кавычках) компании, которые определяют стоимость компании на очень высоких уровнях, рисуются красивые брошюры для инвесторов с красивыми графиками и амбициозными целями по росту компании в ближайшие годы и обещаниями золотых гор.
Вот что говорил по поводу первичного размещения новых выпусков IPO Бенджамин Грэм, учитель Уоррена Баффета:
Наши рекомендации состоят в том, что все инвесторы должны быть очень осторожны по отношению к этим выпускам — это просто говорит о необходимости тщательного изучения и проведения очень строгих тестов перед покупкой бумаг. Есть две причины для такого двойного предостережения. Первая состоит в том, что для продажи новых выпусков ценных бумаг прилагаются специальные усилия, чтобы преодолеть сопротивление рынка (втюхать задорого — прим. автора статьи). Вторая же заключается в том, что большинство новых выпусков продаются в «благоприятных условиях фондового рынка», т.е. благоприятных для продавца и соответственно менее привлекательных для покупателя.
Приведу несколько примеров того, о чем мы говорили выше
В мае 2007 ВТБ разместил акции в ходе IPO по цене 0.1449 р/акцию. Уже через 10 месяцев в марте 2009 цена достигла значения 0.019 р/акцию. Цена упала почти в 8 раз. Инвесторы, в панике распродавшие в 2009 году свои акции потеряли 75% вложенных средств. Прошло почти 10 лет. Цена так и не восстановилась до уровня размещения.
Другой пример — Роснефть. Размещение состоялось в июле 2006 по цене 220 р/акцию. Какую-то ощутимую прибыль инвесторы смогли получить лишь в 2016 году, т.е. спустя 10 лет. А с учетом инфляции за прошедшие десять лет, они до сих пор в убытке.
Рассмотрим крупнейшие IPO.
Я специально рассмотрел только NYSE так как в дебри китайских бирж лезть не хочется.
Alibaba Group Holding Ltd (NYSE:BABA) — размещение по 93.89$. Цена через год 59.24$ (-37%). Текущая цена 92.99$
Visa Inc (NYSE:V) — размещение по 16.09$, цена через 10 месяцев 11.08$ (-31%). Позже цена восстановилась. Текущая 81.88$
General Motors Company (NYSE:GM) — размещение по 34.26$, цена через 1.5 года 19.36 (-43.5%). Текущая цена 34.02$.
Подведем итоги.
Желающим поучаствовать в IPO компании нужно тщательно взвесить все за и против, трезво оценить свои способности грамотно провести фундаментальную оценку стоимости компании на основе аудированной отчетности по международным стандартам, определить справедливую цену акции и сравнить её с предложенной вам в ходе IPO. Не обращать внимание на красивые картинки в брошюрах для инвесторов, думать своей головой. Разумно оценивать возможности компании. Что касается новых модных технологических компаний типа Tesla, Uber и т.п. то, на мой взгляд, у них есть все шансы стать как новыми суперкомпаниями с крупнейшей капитализацией, так и новыми доткомами. 1998, 2008, 2018..?