Спрос на зарубежный газ в первые четыре месяца 2017 года вырос на 12% по сравнению с предыдущим годом
Правительство подталкивает топливо к снижению, загрязнения даже при высоких затратах
С заводами и электростанциями по всему Китаю, сжигающими половину угля в мире, последние цели правительства по использованию большего количества природного газа для снижения загрязнения воздуха в стране выглядели слишком амбициозными.
Хотя газ остается небольшим компонентом в топливном балансе Китая, спрос растет быстрее, чем ожидалось. В апреле потребление было на 22 процента выше, чем в том же месяце год назад, а общая сумма импорта газа за первые четыре месяца года выросла более чем на 12 процентов, свидетельствуют данные Национальной комиссии развития и реформ.
Результаты стимулируют аналитиков к обновлению прогнозов спроса и могут сигнализировать о том, что правительство находится на пути к достижению своей цели получения до 10 процентов своей энергии от газа к 2020 году. Это также подкрепляет перспективы на сотни миллиардов долларов инвестиции компаний, таких как Россия, Австралия и США, для строительства газопроводов и экспортной инфраструктуры, чтобы прокормить растущий китайский рынок.
«Цели Китая выглядят все более и более достижимыми», — сказал Лабэн Юй, глава отдела исследований нефтегазового сектора Азии в Jefferies Group LLC в Гонконге. «Это не имеет никакого отношения к экономике Китая или ценам на природный газ и уголь. Это обусловлено политикой, и речь идет о том, серьезно ли правительство относится к выполнению своих обещаний».
В отличие от США, где дешевые и вполне достаточные запасы газа привели к росту использования электростанций и заводов, которые сейчас превосходят уголь, внутренняя продукция Китая стоит дороже, и страна полагается на импорт на дальние расстояния, в том числе на сжиженный природный газ. Цены, устанавливаемые правительством, являются одними из самых высоких в мире, и у них нет стимула переключаться, если это не подтолкнет регулирование.
Правительство президента Си Цзиньпина опирается на газ как один из инструментов для ослабления загрязнения воздуха, который захлестывает города от Пекина до Шанхая. Сжигание угля является крупнейшим виновником смога, который часто размывается в городских районах и создает риск для здоровья самого большого населения в мире. Китай также прилагает все усилия для выполнения своих обязательств по сокращению выбросов углерода, связанных с изменением климата.
Король угля
Уголь составлял почти две трети потребления энергии в Китае в 2015 году, а доля газа была менее чем 6 процентов. В США к примеру в прошлом году на газ приходилось 29 процентов, в то время как на уголь приходилось 15 процентов.
В январе последний пятилетний план Китая предусматривал использование газа вместо угля в промышленных котлах в четырех крупных городских районах: большем районе Пекина, северо-восточном Китае, дельте реки Янцзы вокруг Шанхая и дельте реки Чжуцзян в провинции Гуандун. По словам Морган Стэнли, власти провинций поддерживают эти усилия, субсидируя газоснабжение и замену котлов.
Согласно прогнозам аналитиков UBS Group AG, транспортировка также рассматривается в качестве движущей силы роста до 2020 года, когда больше грузовых автомобилей большой дальности работает на сжиженном природном газе. Крупнейшие производители в первые два месяца 2017 года продали около 1900 автомобилей, работающих на сжиженном природном газе, что в пять раз больше по сравнению с аналогичным периодом в 2016 году. На долю транспортировки приходится около 10% спроса на газ в Китае, аналитик Morgan Stanley Энди Менг в своем мартовском отчете.
Перемены не без барьеров, особенно если уголь остается дешевым. Газ получил импульс, когда сокращение внутреннего производства угля привело к почти удвоению цен на уголь в течение 12 месяцев — до 700 юаней (102 долл. США) в ноябре. Но призыв может исчезнуть, если уголь возобновит спад, который начался в конце 2011 года. Цены упали ниже 600 юаней в этом месяце и могут упасть ниже 500 юаней к концу июня.
Дешевая альтернатива
«Поскольку в этом году цены на уголь сократятся до 500 юаней за тонну, переход на природный газ прекратится, и некоторые чувствительные к цене промышленные пользователи могут даже подумать о переходе обратно», — сказал Тянь Мяо, аналитик из Пекина. North Square Blue Oak Ltd.
Потребность Китая в газе должна возрасти от 13 до 15 процентов в год в конце десятилетия, чтобы достичь верхней цели правительства, которая составляет около 360 миллиардов кубометров, считают аналитики UBS и Sanford C. Bernstein. Без более агрессивной политики или более низких цен газ может составить меньшую часть энергетического баланса, чем прогнозировалось, согласно North Square Blue Oak.
«Высокие цены на природный газ являются коренной проблемой», — сказал он. «Запрет на чрезмерную политику принуждения — единственный способ последовательно стимулировать использование — это снизить цены до конкурентно-способного уровня с альтернативными видами топлива».
Даже регуляторы сигнализировали, что они, возможно, захотят смягчить ожидания. В январе они добавили более низкий диапазон для цели пятилетнего плана по использованию газа в 8,3 процента к 2020 году, чтобы согласиться с 10-процентной целью, опубликованной в предыдущем месяце.
Правительство признает, что оно должно сделать газ более рентабельной альтернативой. В 2015 году она дважды снижала цены, чтобы сделать газ дешевле для оптовых покупателей, чем конкурирующий пропан и мазут. Общая стоимость была все еще выше из-за сборов, взимаемых за транспортировку газа, сообщает UBS. Правительство пытается исправить это, планируя ограничить норму прибыли на активы для городских газораспределительных компаний и трубопроводных компаний.
Во второй половине года правительство, скорее всего, ограничит прибыль дистрибьюторов, введет налоги на уголь и газовые субсидии, разрешит больше совместных предприятий между государственными и частными компаниями и будет стремиться диверсифицировать источники поставок газа, аналитики Nomura Holdings Inc., включая Джейми Ван сказал в исследовательской записке. Регулирующие органы пока не обнародовали детали и сроки любых реформ в отрасли.
«Одна из крупных политических задач — это либерализация газового рынка», — сказал Нил Беверидж, аналитик из Бернштейна в Гонконге. «Это действительно конечное направление, в которое хочет попасть правительство».
После того, как данные спроса за апрель были раскрыты, Jefferies заявил, что его 10-процентный прогноз роста в этом году «сейчас выглядит достаточно консервативным». Morgan Stanley заявил, что расширение может перехватить оценку банка, которую он уже повысил в марте до 13 процентов с 10 процентов. Если идти в ногу с ростом потребления в этом году, то отечественное производство достигло рекордного уровня, а вместе с импортом — выше сезонных уровней.
«Я подозревал, что цель может когда-либо быть достигнута, — сказал Jefferies. «Но реальность такова, что в этом году правительство помогает».