Поскольку спрос на нефть в Азии растет, его зависимость от импорта приводит к уязвимости
Сдвиг центра тяжести мировой энергетической экономики. Спрос и, следовательно, торговля переместились из Атлантического бассейна в Тихий океан. Ближайшие последствия очевидны: на цены на нефть сейчас оказывают решающее влияние тенденции в Китае; За последние несколько лет цены на природный газ были в первую очередь обусловлены спросом в Японии и Юго-Восточной Азии.
Восточное развитие энергетического бизнеса началось в 1970-х годах. Но масштабы сдвига сегодня также изменили баланс сил и рисков. Экономики, такие как Китай и Индия, становятся все более зависимыми от импорта, а энергетическая безопасность стала азиатской проблемой.
Сальдо поставок нефти вынудило цены ниже, чем 40 лет назад, в реальном выражении, но энергетическая безопасность не гарантируется. Безопасность — это функция торговли и зависимость стран от импорта, которая в случае нефти имеет тенденцию исходить из мест, не стабильных.
Несколько фактов демонстрируют риски. Пятьдесят лет назад один баррель из восьми потребления нефти приходился на азиатские страны. В прошлом году это был один из трех, причем большая часть роста соответствовала импорту. За последнее десятилетие производство в Азии было статичным, а потребление увеличилось до 8 млн баррелей в сутик — во главе с Китаем, который в июне импортировал 8,79 млн баррелей в сутки. Индийский импорт также растет, а в Азии в целом наблюдается дефицит торгового баланса в прошлом году в 25 млн. баррелей в сутки
И это только начало. Китай, на долю которого приходится большая часть азиатского роста за последние 20 лет, может отойти от зависимости от тяжелой промышленности, но сектор услуг и потребительские расходы все еще растут. Количество китайских автомобилей, вероятно, удвоится в течение следующего десятилетия, равно как и воздушные перевозки. Индийская экономика также расширяется (7 процентов в год в течение последних пяти лет), и примерно к 2030 году в Индии будет 1,5 миллиарда человек — огромный рынок.
Развитие электромобилей может ограничить импортные требования, но реально не в течение по крайней мере десятилетия. На данный момент спрос на нефть в Азии растет.
Существует явная общая заинтересованность в привлечении Китая, Индии, Индонезии и других в институциональные рамки, созданные в 1970-х годах, чтобы попытаться свести к минимуму влияние нестабильности на нефтяном рынке
Проблема безопасности очевидна. Во-первых, есть чокпоинты в залив точки залива проливов Малакка и Ормуз. Около 17 млн. бочек в сутки проходят через Ормуз, и большая часть танкеров затем поворачивается на восток. Оба они уязвимы для остановки из-за конфликта или террористических действий.
Во-вторых, страны-экспортеры, от которых зависят эти экономики, являются нестабильными. Ливия, Нигерия и Венесуэла все хрупки. В Саудовской Аравии видны линии ошибок. Недавно Йошка Фишер, бывший министр иностранных дел Германии, недавно заявил, что следующая ближневосточная война проистекает из конфликта между Саудовской Аравией и Ираном. Урок Ливии — это смена режима, которая может открыть глубокую напряженность, ведущую к гражданской войне, которая в течение многих лет ограничивает добычу основной массы нефти.
Третий и наибольший риск для глобальной энергетической безопасности заключается в том, как страны, зависящие от импорта, ведут себя во времена рыночного стресса. Китай имеет дело с некоторыми экспортерами, такими как Венесуэла, которые в обмен на прошлые инвестиции дают им преимущественные права на поставки. Такие сделки сокращают объемы, доступные на открытом рынке, и, следовательно, усиливают риск нестабильности и волатильности цен.
Все это говорит о явной общей заинтересованности в привлечении Китая, Индии, Индонезии и других в институциональные рамки, созданные в 1970-х годах, чтобы попытаться свести к минимуму влияние нестабильности на нефтяном рынке. Международное энергетическое агентство, созданное в 1974 году, занимало центральное место в этих усилиях и, несмотря на многочисленные конфликты, например, на Ближнем Востоке, энергетического кризиса не было.
Международное энергетическое агентство(МЭА) многое сделала для взаимодействия с основными странами с формирующимся рынком. Но недостаточно, чтобы страны, включая Индонезию и Сингапур, стали ассоциированными членами. Полное членство должно быть распространено на Китай, Индию и другие. Если их не приглашают, их логическая реакция заключается в создании их собственных агентств и соглашений о энергобезопасности, что может нанести ущерб и привести к расколу.