Блог им. avro
Сбербанк России в третий раз с начала года выходит на рынок займов, размещая облигации на фоне падения притока денег от населения.
В пятницу, 6 октября, крупнейший госбанк РФ проведет сбор заявок от инвесторов, которым будут предложены 3-летние облигации на 20 млрд рублей. Потенциальных покупателей ориентируют на ставку купона в 8-8,15% годовых, сообщил Bloomberg сообщил источник, знакомый с условиями сделки.
Предыдущий выход Сбербанка на рынок состоялся в мае, когда он занял 15 млрд рублей на 10 лет под 8,3% годовых.
Банкам нужно улучшать показатели ликвидности за счет длинного фондирования, поскольку компании в основном размещают средства на короткий срок, а депозиты физических лиц в любой момент могут быть отозваны, объясняет аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.
Для Сбербанка, ставшего главным бенефициаром проводимой ЦБ чистки банковского сектора, момент резкого снижение притока новых денег от физлиц уже наступил.
За январь сентябрь, согласно отчетности по РСБУ, Сбербанк смог привлечь 154 млрд рублей средств населения, увеличив депозитную базу до 11,603 триллиона рублей.
Для сравнения в 2016 году население отнесло в Сбербанк суммарно 590 млрд рублей, в 2015-м — 2,3 триллиона рублей, за 2013-14 гг — 1,9 триллиона рублей. Всего же с момента начала массового отзыва лицензий вклады физлиц в банке выросли почти вдвое.
Рыночный долг существенно дороже, чем депозиты населения, по которым Сбербанк предлагает доходность 5-6% годовых. Банк мог бы разместить бумаги и по более низким ставкам, однако спрос сдерживает решение ЦБ с 1 октября приостановить включение в ломбардный список новых облигаций финансового сектора, сообщил Монастыршин по телефону.
Спрашивается, а куда тогда понесли вкладчики Открытия свои деньги?
Вот вам интересная информация для изучения на досуге
Относительеная надежность Сбера сомнений не вызывает, но я от него стараюсь держаться подальше. Ни счетов, ни долговых инструментов. Слон и есть слон. А еще и танцующий… Вообще опасное животное.
Нужно деньги вкладывать в производство и делать это эффективно. Я только об этом. То что у вас перед глазами, только дурные примеры — я не виноват
И теория эта говорит о том, что замещать импорт можно двумя способами.
(1) прямая конкуренция с импортом. Выше качество/ниже цена. Примеры такой успешной конкуренции есть, но они единичные и редкие как птеродактили. Ни один из них не связан с неожиданным появлением длинных «инфраструктурных» денег
(2) насильственное ограничение импорта. Как раз наш случай. Запретили ввозить помидоры из Турции- в Краснодарском крае резко начали сажать свои. Молодцы. Только стоить эти помидоры стали дороже турецких. Зато на случай войны у нас есть свои помидоры и Турция на нас не может давить угрозой ограничения поставок.
Что Вы имели ввиду под словом АПК?
(1) краснодарские помидороводы найдут значительную неэффективность в турецком производстве и разработают уникальную некопируемую технологию преодоления этой неэффективности. Настолько хорошую, что затраты на турецкое транспортное плечо станут критичными в ценообразовании.
(2) климат в Краснодарском крае изменится так, что будет больше подходить помидорам, чем турецкий
Да, есть еще вариант с летающей тарелкой, которая будет возить бесплатно готовые помидоры в Краснодар и Альфы Центавра
Я не говорю, что импорт не надо замещать. Я утверждаю, что заместить его экономически эффективными механизмами возможно далеко не всегда. И, если по политическим соображениям, по соображениям обороноспосбности страны, мы замещаем импорт механизмами экономически неэффективными, основанными на создании диспропорций, то не надо это делать за счет инструментов, действие которых основано на рыночных принципах. Если это дотация, то честно скажем себе «это дотация». Выделим на это денег в бюджете и закопаем их, куда считаем правильным. А не вызовем Грефа в Кремль, дадим команду дать кредит на постойку ананасной оранжереи на Шпицбергене, а потом начнем удивляться, отчего это разваливается наша конструкция и чего-то нет спроса в Рязани на эти ананасы.
Обращаю внимание, я не намерен ругать всех и вся. И вовсе уж не собираюсь говорить что само по себе импортозамещение это плохо. Более того, я не знаю ни одного государства, где субсидирование в той или иной форме не применялось бы к своим производителям. Я против того, чтобы ответственность за неумное субсидирование несли клиенты Сбербанка, а не те, кто это решение о субсидировании применяли. Субсидия это не кредит. А Сбербанк- не свинья-копилка для отдельных личностей. Я, видимо, немного старше, и потому хорошо помню то, что случилось в Сбербанке с советскими вкладами. И потому не вижу ни разу для этого банка повода гордиться многосотлетней историей, насчитывающей не один случай обворовывания своих клиентов.
А вообще хорошо человеком без сомнений. Спокойно.
Я лично считаю, что наши компании и в рыночных условиях в состоянии конкурировать с иностранными, тому есть примеры. Я считаю, что если наши банки будут кредитовать дешево и долго наши компании, производство вырастет. Выпуск 10 летних облигаций один из шагов к долгому кредитованию.
Второй шаг, надо расстрелять экономический блок правительства (шутка)
Хотите про самолеты? Окей, давайте про них поговорим. Про импортозамещение, как Вы любите. Единственный действующий на настоящий момент проект в этой области это ГСС. Начинался проект в то время, когда проблем с деньгами у бюджета не было. По отзывам пилотов лично мне знакомых, которые летали на суперджете, самолет вышел неплохой. Не без болезней, но вполне приемлемый и современный. Плюс, говорят, что сделали хороший учебый центр, современный тренажер, программы обычения и т.п. Теперь бочка дегтя. Вся электронная база и компонентная у самолета импортная. Большинство деталей, требующих критической надежности и высокой точности исполнения тоже. Наша сборка и наш дешевый аллюминий.
В результате цена его точно также определяется курсом доллара, как и для вражеского Боинга. И принципиально более дешевый самолет сделать не получилось.
Что в результате? Мировому рынку не нужен еще один Боинг/Аэробус из соответствующей весовой категории. Конкуренция на международных рынках жесточайшая. И в ход идут все меры борьбы, включая политические. Отечественные перевозчики напокупали и понабрали в лизинг подержанных иномарок. Позволить себе купить/взять в лизинг новый Суперджет может только Аэрофлот по известным причинам и делает он это не без тычка.
Мы успешно импортозаместили Боинг. Только этот новый самолет оказался никому не нужен. Имеющемуся спросу на внутреннем рынке перевозок вполне себе достаточно того что есть. Перевозки Аэрофлота и Победы растут за счет издыхания других авиакомпаний (прежде всего Трансаэро). Крепкие частники типа S7 с ее Глобусом интерес испытывают чисто теоретический. ГСС бодро лежит на боку и живет только за счет гарантий, выдаваемых «импортозамещателю» за государственный счет (прямо или косвенно). От банкротства эту корпорацию, как Уралвагонзавод спасает только огромное политическое значение.
Если Вы именно так видите импортозамещение, на которое так напираете, то мне искрене жаль нашу экономику. И от такого импортозамещения надо держаться подальше. Мы это уже проходили в советское время. Тогда практически все «импортозаместили» и к небывалому росту это не привело. Только к обнищанию и чудовищным очередям не только за югославскими сапогами, но даже за импортозамещенной колбасой. Это уже на моей памяти было.
В этом смысле проект это всегда идея основанная на реализации конкурентного преимущества. А запретить ввоз турецких помидоров чтобы продавать втридорога отечественные это не эффективное развитие производства. Это снятие административной ренты с населения. Пусть и через околорыночный механизм.
Идея дать им вместо валюты длинных дешевых рублей нехорошая. Потому что на эти рубли им нечего купить на отечесвенном рынке кроме кирпича и шлакоблока. В итоге они будут конвертить рубли в валюту и покупать опять за бугром. И курс бакса к рублю попрет вверх.
Сырьевика конечно это будет приятно. Только неприятно всем остальным.
Есть еще некоторые примеры из несырьевой оперы. Например, конкурентным преимуществом стал дешевый труд на заводе Фольксвагена в России и мы стали продавать с этого завода машины на экспорт. Только вот ни в каких деньгах дешевых и длинных этот завод не нуждается.
А если использовать дешевый труд как главное конкурентное преимущество, то дорога наша по пути Китая- с его дикими социальными условиями. А мы хотим чтоб избиратели-пенсионеры любили кого надо и правильно голосовали.
При этом демография ввода новых друговых ресурсов сейчас доехала до известной ямы. Нас ждет просадка лет в 5 длинной.
Все больше ртов и все меньше рук. Так что весь наш дешевый труд в обозримом будущем будет характеризоваться снижением квалификации.
Я даже не понимаю, какие приводить аргументы, потому что вы в принципе не видите позитивных шагов.
А говорить- у нас тут импортозамещение и позитивные сдвиги- это хорошо для газетной статьи и для митинга.
Еще раз поясню- я не пытаюсь оспаривать необходимость длинных и дешевых денег для развития в принципе. Я пытаюсь показать, что если применять длинные и дешевые деньги в ситуации нестабильного законодательства и непредсказуемой внешней среды, в условиях, деликатно скажем, крааайне специфического бюджета, это будут выброшенные деньги.
Если бы было, куда инвестировать, то инвесторы не скупили бы на 3 триллиона госбумаг за послдение 3 года.
Но не с проста пропали «советские» рейсы. А потому что не было пассажиропотока. Из-за одного пакса не будешь самолет гонять. Вся экономия на срезании углов пропадет. Однажды я летел с Мальдив Трансаэро. В огромном самолете было 15 бортпроводников и 10 пассажиров. По прилету в Москву я все трансаэровские акции продал. Где сейчас Трансаэро Вы в курсе.
Так что для успешой реализации МС-21 нужен не только сам МС-21 (пусть хоть с золотыми крыльями и летающий на святом духе), но и платежеспособные пассажиры, которые готовы на нем летать в соседний райцентр.
А с доходами в регионах ситуация неважнецкая. Для примера скажу, что уже не первый год «укрупняют» медучреждения. Остается один фельдшерский пункт на несколько сел, больницу закрывают. Если серьезный случай- езжай в областной центр. Экономия. А в фельдшерском пункте печное отопление. И Фельдшер сам дрова на зиму заготавливает, газа нет. Это совершенно современная история, с Урала. В райцентре аэродром, который раньше использовали для санитарной авиации застроили домами для переселецев из глухих деревень.
И для развития МС-21 нужны не только самолеты, но и аэропорты и навигация, диспетчеры. И за все за это должен заплатить человек вроде фельдшера, который заготавливает на зиму дрова.
Про экспорт гражданских самолетов я уже рассказал выше на примере Суперджета. Деньги, даже длинные, дешевые это не всё. Нужно обладать конкурентными преимуществами на рынке. А у нас их нет в данном случае.
В военных самолетах есть. А в гражданских нет.