Перевод статьи: Кризис Еврозоны: риски развивающихся стран
Едва мировая экономика начала показывать признаки восстановления после кризиса 2008 года, как мир снова находится на стадии рецессии. Опасения по поводу кризиса суверенного долга распространились по всей Еврозоне во главе с Грецией, которая, как ожидали многие аналитики, объявит дефолт. Перспективы роста мировой экономики замедляются, а уровень безработицы продолжает расти, достигнув самого высокого уровня за последние 17 лет в Великобритании.
За последние пять лет это уже второй раз, когда развитые ведущие страны оказываются ответственными за рецессии в мировой экономике. Однако в то время как в 2008 году ключевым фактором глобального финансового кризиса являлось банкротство финансовых учреждений США, то корни текущего кризиса лежат в неспособности государств некоторых европейских стран управлять своим долгом. Действительно, годы чрезмерных государственных расходов в совокупности с низким ростом привели к увеличению долга в Греции, с последующей цепной реакции по всей зоне Евро.
Проблема суверенного долга государства не является новой для финансистов, в 2001 году Аргентина столкнулась с долговыми проблемами, а 1980-х годах – страны Латинской Америки. Однако впервые подобный финансовый кризис возникает в пределах валютного союза, что означает, что девальвация не является возможным вариантом решения проблемы. Более того, величина европейских долгов намного больше, чем у Аргентины в начале 2000-х, так греческий долг в пять раз больше: 480 млрд. долларов США против 95 млрд. Итальянский долг – второй в отношении к ВВП страны долг после Греции – еще больше: около 2,5 трлн. долларов.
Кроме того, текущая мировая геополитическая ситуация более сложна, чем пару лет назад, когда бушевал финансовый кризис 2008 года. Тогда страны большой 20-ки достаточно быстро отреагировали и скоординировали комплекс мер по стимулированию экономики, выводя мир из кризиса. Но в текущей ситуации не было ясного и согласованного плана действий по борьбе с европейским кризисом, который может потянуть за собой весь мир. Принимая меры стимулирования экономики в 2008 году, политики и экономисты знали, что надо делать на примере депрессии 1930-х годов, в то время как текущая европейская ситуация отличается тем, что нет ни единого учебника, объясняющего принципы борьбы с соответствующим кризисом. Более того, средства, которые политики имеют в своем распоряжении, ограничены в результате последствий кризиса 2008 года.
Европейский кризис государственного долга, вероятно, может оказать влияние на развивающиеся страны через три основных механизма передачи: финансовая «инфекция», консолидация бюджета и колебания валютного курса.
Во-первых, финансовая «инфекция» может проникнуть в развивающиеся страны в форме внешних эффектов через финансовые посредники и фондовые рынки, а также изменения в настроениях инвесторов и в восприятии ими риска. Европейские банки держат в своем активе большую долю греческого государственного долга: Германия – 22,6 млрд. долларов, Франция – 15 млрд. долларов и Великобритания – 3,4 млрд. долларов. В случае дефолта Греции европейские банки понесут огромные потери, и, как результат, должны будут сократить кредитные лимиты в развивающихся странах, чтобы восстановить уровень достаточности капитала. Оценки аналитиков свидетельствуют о том, что в случае списания 80 процентов греческого долга, европейские банки потеряли бы 63 млрд. евро. Эта сумма могла бы быть гораздо больше, если последствия дефолта Греции распространятся на другие страны как Испания и Италия. Неопределенность в отношении банкротства стран зоны Евро может ограничить банковскую ликвидность, увеличивая, таким образом, трудности для развивающихся стран в обеспечении кредитных линий на международных рынках.
Европейский кризис также вызывает непрерывные потрясения на мировых финансовых рынках. Мировые рынки упали на 6,8% в августе 2011 года, в лидерах падения оказались такие европейские страны, как: Германия – 18,7%, Италия – 14,9%, Франция – 10,9% и Испания – 8,8%. Высокая волатильность фондового рынка может оказать неблагоприятные последствия на развивающиеся страны. Длительные распродажи на европейских фондовых рынках могут спровоцировать быстрый отток средств с развивающихся рынков, что может привести к проблемам финансового регулирования.
В дополнение к этому, европейский кризис приводит к радикальным изменениям в аппетите инвесторов к риску, как видно из отчета Credit Suisse’s Global Risk Appetite Indicator, который поражает самым низким за последние 30 лет паническими уровнями. Такие изменения в рыночных ожиданиях могут привести к задержкам и даже отказу от инвестиций в развивающиеся экономики. Однако, с другой стороны, европейский кризис может заставить инвесторов перераспределить свои инвестиции в сторону более привлекательных долговых инструментов развивающихся стран.
Во-вторых, введенные ограничения государственных расходов привели к росту безработицы, что ослабляет восстановление экономики после предыдущего кризиса. Это может оказать влияние на развивающиеся страны несколькими способами.
Планы по консолидации бюджета вынудили правительства европейских стран сократить государственные расходы. Так Великобритания объявила о наибольших сокращениях государственных расходов со времен Второй Мировой войны: 83 млрд. фунта стерлингов к 2015 году. Урезание государственных расходов может привести к сокращениям помощи развивающимся странам после глобального финансового кризиса 2008 года.
Замедленный рост европейских стран может также оказать влияние на развивающиеся страны путем сокращения спроса на товары и услуги. Последствия этого могут подорвать и без того слабый импорт, который все еще не достиг предкризисного уровня.
Безработица в европейских странах продолжает увеличиваться. Уровень безработицы в Европе достиг 10% в августе 2011 года, в частности в Испании – 21%, в Ирландии – 14,6%, в Словакии – 13,4% и Португалии – 12,3%. США также находятся в упадке в отношении рабочих мест, где уровень безработицы составляет 9,1%. Такое развитие ситуации уменьшает количество денежных переводов в развивающиеся страны, т.к. иммигранты пытаются сохранить или найти новую работу.
В-третьих, колебания валютного курса создают, как и трудности, так и новые возможности для развивающихся стран. Падение евро относительно доллара может повлиять на торговые потоки в развивающихся странах в двух противоположных направлениях. С одной стороны, страны, валюта которых привязана к евро, могут фактически извлечь выгоду, т.к. их экспорт станет более конкурентоспособным на мировых рынках. Это относится к таким товарам, как сырая нефть, какао, кофе и арахис, которые экспортируют страны Западной Африки. Соответственно, с другой стороны, страны, валюта которых привязана к доллару будут нести убытки ввиду укрепления доллара относительно евро. Ослабление евровалюты также может повлиять на сферу торговли, т.к. покупательная способность европейских туристов, путешествующих в развивающиеся страны, уменьшается.
Таким образом, развивающиеся страны не должны ждать, пока Европа сама решит свои проблемы с государственными долгами, а предпринимать конкретные действия, чтобы ограничить распространение финансовой «инфекции» и стимулировать альтернативные драйверы роста. Поддержание финансовой устойчивости и макроэкономической стабильности является приоритетом для развивающихся стран во времена неопределенности. Более того, необходимо способствовать диверсификации торговых партнеров и продукции, увеличению резервов капитала банков и эффективному управлению потоками денежных средств.