Блог им. SergeyKashin

Психология и деньги: 4 уловки нашего сознания

Традиционные модели экономического поведения подразумевают, что люди делают логические выводы относительно своих финансов, чтобы достичь лучших результатов. 
Психология и деньги: 4 уловки нашего сознания

Однако во многих ситуациях люди принимают иррациональные решения. Потребительское поведение, которое приносит людям ощущение счастья, не всегда совпадает с тем, которое можно было бы считать логичным и разумным.

Понимание иррационального поведения в отношении денег может быть полезным не только для того, чтобы спрогнозировать нелогичное поведение людей, но и влиять на их решения. 

Ниже представляем четыре основные модели, которые влияют на логику и финансовое поведение людей.

1. Эффект владения

Повышение цены товара по мере роста его стоимости кажется вполне закономерным с точки зрения логики, однако люди, как правило, считают любое повышение цен несправедливым. 

Потребители могут предпочесть вообще не приобретать товар, если видят повышение цены.

Эффект владения – это эффект, когда человек склонен больше ценить то, чем он уже владеет. 

И когда он наблюдает повышение цены, он считает, что его лишают чего-то, что он уже почти купил. 

Поэтому стремление ценить то, что ты имеешь, больше, чем то, что мог бы купить, является одним из нелогичных драйверов поведения с деньгами.

2. Ментальный учет

Деньги можно подсчитать, и монета в десять рублей стоит ровно десять рублей, однако в нашем сознании не все монеты имеют одинаковую ценность. 

Термин «ментальный учет» ввел Ричард Талер. 

В качестве примера приводится пара, которая накопила $15 тыс. на дом для отпуска, который они планировали купить уже несколько лет. Они положили эти деньги на сберегательный счет со ставкой в 10%. 

В то же самое время они купили новую машину, взяв кредит на три года в размере $11 тыс. под 15%.

Простая логика говорит о том, что пара могла бы использовать деньги, накопленные на домике для отдыха, чтобы купить машину и сэкономить 5%, а не выплачивать их банку. 

Но люди, как правило, стараются разделять деньги на разные цели и категории, и это связано с системой ментального учета. 

Даже источник денег может заставить людей направить их на разные цели.

3. Излишняя уверенность

Излишняя уверенность приводит к тому, что покупатели покупают самые последние технологические новинки по высокой цене, а инвесторы с уверенностью покупают акции по ценам, которые соответствуют их активам и доходам. 

Это связано с тем, что они излишне уверены в том, что способны правильно вычислить «победителя» или лучший товар или актив.

4. Предубеждение статус-кво

Люди предпочитают, чтобы положение дел оставалось неизменным или по крайней мере более-менее стабильным в течение времени. 

Они скорее будут придерживаться того, что уже имеют, чем рисковать потерпеть неудачу и изменить что-то. 

Например, вы готовы сохранять текущий абонемент в спортзал или текущий тариф, а не подключаться к новому, даже если в итоге перемены окажутся более выгодными для вас. 

Из этого следует и то, что если вы измените тариф, то вы, скорее всего, будете и дальше пользоваться им, не предпринимая попыток изменить что-то.
★2
3 комментария
В п.2 не «ловушка», а вполне верное и осознанное решение, имхо.
avatar
не излишняя уверенность наверное все же, а ментальность «я этого достоин».
 Из этого следует и то, что если вы измените тариф, то вы, скорее всего, будете и дальше пользоваться им, не предпринимая попыток изменить что-то

сколько раз надо все изменить, чтобы тебя не обозвали ретроградом?))

теги блога Сергей Кашин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн