С высоты моего полета, такая книжка впечатления уже не производит, ибо я дошёл до идеи, изложенной в ней, самостоятельно. Но если бы мне кто-то вдолбил эту идею лет 20 назад, полезность книжки для меня была бы колоссальной.
Итак, в чем главная и единственная идея книги?
Всех людей можно поделить условно на 2 группы. 1. Те, кто «нацелен на данность». 2. Те, кто нацелен на рост. Называть можно как угодно. Важен смысл: первая группа — это люди, которые слишком ценят себя такого, какой он есть. А вторая группа — это те люди, которые просто понимают, что они несовершенны, постоянно учатся на ошибках и понимают, что надо развиваться, чтобы стать лучше.
В детстве и юности я действительно был из 1 группы. В чем это выражалось? Приведу примеры.
В начальной школе я был умноват. Я решал задачи чуть быстрее, чем большинство других учеников. И если я видел сложные задачи, я просто думал, что я недостаточно умен для них и забивал на такие задачи.
Я даже не думал о том, что для того, чтобы решать задачи посложнее, надо больше заниматься и практиковаться.
В школе я слабовато играл в баскетбол и в футбол. Были парни которые лучше меня играли. Я думал что проявить себя надо именно во время игры. Я расстраивался что плохо играю.
И даже не думал о том, что для того, чтобы стать лучшим игроком, надо просто больше других готовиться к игре.
Я пришел в университет и на лекциях по высшей математике я чувствовал себя реально тупым, особенно на фоне остальных, кто схватывал на лету.
Я думал, что я реально тупой, и совсем не думал, что другие ребята просто учились в математических школах и занимались математикой гораздо больше, чем я. Я реально даже не думал об этом!
В юности я думал, что должен найти себе супер-девушку. Что она должна быть просто совершенством.
И я даже не думал о том, что молодая девушка с недостатками может со временем существенно вырасти и измениться в лучшую сторону...
Конечно к своим 35 годам, придерживаясь логического подхода, я полностью усвоил идеи этой книги до её прочтения. Но тем не менее я рад, что книга обратила мое внимание на существование такого негативного стереотипичного настроя как «установка на данность». Чтобы воспитать детей не такими задротами, каким я был сам, надо предпринять небольшую корректировку их воспитания.
А именно, необходимо поощрять в детях не их талант или способности, а хвалить их за усердие, за работу над ошибками, за упорство, за процесс обучения, за их тренировки и так далее. И постараться избежать навешивания ярлыков, формирующих «установку на данность», таких как: «ты гений», «ты умница», «ты самый лучший» и т.п. Потому что этот самый лучший ребенок потом сильно расстраивается, когда на практике сталкивается с тем, что он не самый лучший.
Книжка написана в примитивном американском стиле. Одна идея размазана на разные сферы: учеба, бизнес, отношения, спорт и т.п. И подкреплена миллионом позитивных примеров в стиле Дейла Карнеги. В общем, объем ее можно было бы сократить процентов на 80 без потери качества:)
Лет двадцать назад был риск ничего в ней не понять. Если вообще стал бы читать подобное. Другие приоритеты, цели.
smart-lab.ru/books/book_view/705/
Трейдерским языком, слили 1-й депозит завели новый и выдрачили стату по нему, и Много потратили времени и денег в т.ч..
гоу во взвод
Пожалуйста, не применяйте советы этой книги к своим дочкам! Появится у Вас мальчик, воспитывайте его по этой книге, ему будет полезно, а девочек — не стоит.
Учить девочку стоит маме, а папе лучше не заниматься ее обучением, а проявлять восхищение, тогда с самооценкой у нее будет все в порядке и во взрослой жизни не будет перебора партнеров, чтобы доказать самой себе, что она классная и все ее хотят))
Хвалить девочку стоит не за что-то конкретно сделанное, как мальчика, а в целом, за то, что она есть. Например, не «какой вкусный пирог ты приготовила!», а «ты прекрасно готовишь!» С мальчиками все наоборот, хвалить стоит за конкретно сделанное что-то:" смотрите, какой классный самолет! Это Алеша сделал!", к примеру. Почему именно так? Велик риск для девочки попасть в ловушку собственной женской логики, когда она из похвалы ее супа делает вывод, что не получит одобрение, пока не накормит своим супом весь район. Комплекс Матери Терезы, болезненный альтруизм. А многие уже повзрослевшие девушки понимают, что не обладают такой энергией, чтобы реализовать эту программу одобрения, ну, просто сил нет, и так и живут всю жизнь с чувством вины, несчастные.
И еще важный момент, если вы хотите, чтобы ваша дочь стала в будущем счастливой и прекрасной женщиной, создала счастливую семью и нарожала бы вам внуков, сделайте так, чтобы ей этого захотелось. Она на подсознательном уровне будет копировать свою маму. Ваша жена счастлива? Она находится под вашей защитой? Вы проявляете восхищение к ней? Вы ее слушаете? Если девочка будет видеть, как папа любит маму и как мама счастлива от его заботы (а счастливая мама сделает счастливыми всех домочадцев), то ей захочется стать такой как мама. Любите своих жен и они воспитают вам лучших дочерей. А мальчиков воспитывать будете сами)
Другой момент, что ключевые слова — «могла бы быть полезна». Раньше я неоднократно участвовал в дискуссиях с адептами «я такой(такая), какой(какая) я есть». Много времени было потеряно в бесплодных попытках донести мысль о том, что такая позиция только ограничивает человека и он сам больше всего страдает от такого «запрета» на саморазвитие. Подобные люди, скорее всего, даже не захотят читать эту книгу — ведь «ничего не делать» проще, чем прилагать усилия для развития. Вот и славненько — люди, которые постоянно учатся, получают конкурентное преимущество.
Так что спасибо Тимофею за очередную полезную рецензию! Кто захочет, тот возьмёт на заметку.
Жак Фреско
www.youtube.com/watch?v=XtSXYDLOB7Q