С середины прошлого года во всем мире всерьез заговорили о регулировании криптовалют и ICO. Следуя по пути Японии, во многих странах началось развитие государственного регулирования оборота криптовалют и их производных. Россия долгое время оставалась в стороне от этой темы, а государственные чиновники ограничивались предупреждениями о высоких рисках инвестиций в подобные активы.
Впервые о регулировании криптовалют на территории России заговорили еще в 2014 году, однако на тот момент политика государства в отношении криптовалют была сугубо запретительной, навроде ныншнего запрета в Китае. Несмотря на популизм подобных заявлений, вплоть до запрета майнинга любых криптовалют на территории России, в 2015 году уже впервые всерьез начали обсуждать возможность регулирования криптовалют. По словам представителя Минфина РФ Алексея Моисеева, ведомство всерьез обсуждало запрет на оборот Биткоина и других криптовалют, посчитав их денежным суррогатом. Однако на тот момент обсуждаемый прототип законопроекта так и не вышел в свет и был отправлен на доработку ввиду размытости многих понятий.
Уже в 2017 году риторика регуляторов начала постепенно меняться на более нейтральную. Уже с середины года, когда криптвалютный бум уже захватил мир, чиновники начали все чаще выступать с предупреждениями о рисках инвестиций в подобные высоковолатильные инструменты. Впервые о том, что в России всерьез заговорили о необходимости регулирования, заявила в интервью CNBC в первый день Петербургского международного экономического форума председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина.
«Мы сейчас анализируем эту возможность, и я считаю, что мы должны лучше понять эту интернализацию Биткоина и наших систем регулирования. Мы видим много рисков при использовании Биткоина», — сообщила глава ЦБ. Набиуллина также добавила, что регулятор рассматривает Биткоин как цифровой актив.
Однако уже в сентябре 2017 года Набиуллина заявила, что Центральный банк выступает против регулирования криптовалюты в качестве платежного средства, которым возможно оплачивать товары и услуги, а также приравнивания их к иностранной валюте. В противовес ее заявлению выступил Алексей Моисеев, посчитавший что отсутствие регулирования или запретительные меры могут навредить «цифровизации» России. В итоге президент РФ Владимир Путин поддержал позицию Минфина и поручил правительству подготовить регулирующее законодательство к июлю 2018 года.
И уже 25 января 2017 года был представлен законопроект «О цифровых финансовых активах», в основу которого легли следующие тезисы:
— цифровые токены, криптовалюты расцениваются как «иное имущество». Исходя из этой формулировки, Биткоин и другие криптовалюты были обозначены в виде ценных бумаг или безналичных финансовых инструментов.
— ICO предлагалось регулировать как обычный краундфандинг, с необходимостью регистрации юрлица, а также раскрытия для инвесторов необходимой бизнес-информации. Бюджеты одного проекта предлагалось строго оограничить в размере 1 млрд рублей. Также в законопроекте говорится и о необходимости ограничения инвестиций со стороны непрофессиональных инвесторов.
— майнинг криптовалют, в том числе и с помощью PoS алгоритмов, предлагалось приравнять к предпринимательской деятельности и дать возможность регистрировать ИП или юридическое лицо.
Помимо этого, предлагалось в обязательном порядке заставить всех владельцев криптокошельков пройти идентифицкацию. Также на тот момент была достаточно популярна идея создания крипторубля, однако смысла в этой инициативе не нашел ЦБ РФ, посчитав что даже создание государственной криптовалюты не требуется в данный момент. Чуть позже более прохладно об этой идее стали говорить и в Минфине, а во время Прямой линии-2018 президент России также заметил, что России не требуется национальная криптовалюта.
В марте 2017 года был выпущен на обсуждение следующий законопроект, главной целью которого стало обозначение юридических понятий из криптовалютной индустрии. Закон расширял понятие цифровых финансовых активов и смарт-контрактов. В остальном этот законопроект представляет из себя расширенный и более продуманный вариент прошлого законопроекта. Однако главным нововведением этого закона стало внедрение требований идентификации клиентов кошельков, криптовалютных бирж и майнинг-пулов. В этом вопросе политика регуляторв США и РФ практически полностью совпадает.
Финальным штрихом в подготовке регулирования криптовалют на территории России стал законопроект, отвечающий за синхронизацию подходов к регулированию цифровых прав. Данный законопроект был одобрен и со стороны представителей индустрии, и со стороны рабочего комитета по вопросам цифровой экономики.
Согласну тексту законопроекта, главной идеей стало регулирование финансовых цифровых прав и их оборот. Таковыми признаются «цифровые права на деньги и цифровые права участия». Помимо этого, в законопроекте в очередной раз попытались ограничить непрофессиональных и незарегистрированных инвесторов от криптовалютных операций. «Эмиссия, приобретение и отчуждение финансовых цифровых прав разрешены юридическим лицам и физическим лицам, зарегистрированным в качестве ИП, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства», — сказано в документе.
Безусловно, представленные законопроекты закладывают основу регулирования криптовалют в России. Однако для частных инвесторов, мелких трейдеров и «домашних» майнеров на данный момент складывается неблагоприятная ситуация. Государство все еще боится того, что при наличии регулирования частные лица в случае потери капитала попытаются обратиться за помощью именно к регулятору. Специальный реестр трейдеров, ограничение частных инвестиций и необходимость верификации кошельков только подтверждают это. Безусловно, для крупных игроков и участников бизнеса представленные законопроекты могут помочь легализовать доходы, но при этом пострадают рядовые граждане. В каждом из законопроектов говорится о необходимости ограничений для физических лиц. Возможно, в будущем ситуация изменится в более благоприятную сторону, но именно сейчас государство в первую очередь хочет сосредоточиться на крупном капитале, пренебрегая интересами мелких инвесторов.