Приматы – существа, живущие в группах с четко организованной иерархией, отчего и у людей одна из основных проблем – что является критерием доминирования, то есть кто кому имеет право давать в глаз и отбирать бананы. У горилл уровень иерархии проявляется по длине гривы, у военных – по количеству звездочек и полосочек на погонах, а вот гражданским несколько сложнее. То есть если общество уже доросло до идеи цветности штанов, то, конечно, опять проще, но проблема состоит в том, что существует несколько разных обществ с разными критериями иерархии, а критерии иерархии время от времени меняются.
Так, в Европе еще не так давно критерием уровня в иерархии была знатность происхождения, однако в последние годы она поменялась богатство. У кого денег больше – за тем и правда. Различием в критериях обусловлены и многие межцивилизационные противоречия. Например, американцы искренне считают себя вправе делать со странами третьего мира все, что угодно, так как они богаче, а значит и их обычаи самые лучшие, а страны третьего мира почему-то не согласны с тем, что какие-то неверные собаки говорят им, как надо жить.
В результате перехода на деньги как на мерило успеха они из важного, но вспомогательного инструмента в экономических взаимодействиях превращаются в самоцель. Финансовый рынок замыкается и отчуждается от реальной экономики, и все в нем занятые из участников экономических отношений превращаются в служителей религиозного культа. Все эти фразы типа «деньги должны работать» и «деньги делают деньги» — типично религиозные формулировки, а сама деятельность финансовых аналитиков – типичное шаманское камлание. Современный финансовый кризис связан с тем, что США, равно как и многие другие страны, стали по преимуществу странами, где большая часть деятельного населения превратилась в жреца культа денег, а все другие страны должны их, этих жрецов, кормить.
Однако не только деньги стали предметом какого-то культа – и сами товары тоже оторвались от своего изначального предназначения и превратились в символы.
Покупка очень дорогих вещей, аналогичных дешевым, с рациональной точки зрения – полный идиотизм, но человек современный, кичащийся своей рациональностью, на самом деле иррационален, так как он покланяется культу денег, и для него эти дорогие покупки – жертва Богу Денег, за которые божество должно отблагодарить еще своими милостями, то есть дать еще больше денежек.
Но и не только для дорогих, но и для повседневных вещей активная пропаганда экспансии потреблядства основана на том, что человеку продают не вещь, а иллюзию.
После удовлетворения насущных потребностей основу для отдыха и удовольствия дают именно иллюзии. Человек смотрит футбол, а на самом деле потребляет иллюзию сопричастности. Если его команда выигрывает, то он потребляет иллюзию победы.
Потребление иллюзий как товара во многом лучше потребления материального, так как от них меньше наступает насыщение.
Однако иллюзорность стоимости вещей приводит к иллюзорности самих денег. Если вспоминать, сколько стоит хлеб-соль-сахар-спички-мыло, то деньги реальны, так как легко посчитать, сколько нужно, чтобы выжить. А если покупать «Квадрат» Малевича за мегабакс, то миллион долларов – это сколько?
И что окончательно подрывает деньги, так это переход общества на информационный уровень. Из-за этого, в частности, постоянно проваливаются попытки большинства на том же Интернете что-то заработать, так как в отличие от материальных товаров информация – особая субстанция, которую трудно добыть, но легко растиражировать, причем без ущерба для тех, кому она нужна.
Пусть есть в Интернете какая-то информация, которую кто-то хочет продать. А за сколько ее продавать? Если дорого – покупать не будут. Если подешевле – кто-то купит, так ведь он, шельмец, потом эту информацию другим просто так отдаст.
И в результате Интернет организуется не так, как основное общество, с другими иерархиями. Вместо того, чтобы собирать и перепродавать, народ просто дарит и просто берет. В некоторых сообществах типа пиринговых сетей организуется система взаимных услуг, в некоторых, типа ЖЖ, просто сообщество безвозмездных услуг и взаимной помощи. Так что Интернет-сообщество живет как племя в эпоху доденежной культуры – все друг другу помогают просто так, а место в иерархии определяется тем, насколько много данный член сообщества другим помогает.
Поэтому информатизация общества подрывает деньги как единый инструмент изменения места в социальной иерархии, за чем неизбежно должен последовать и отказ от денег в их современном понимании, замены ее на что-то другое, возможно, не столь однозначное и одномерное.
uborshizzza.livejournal.com/481579.html
То что власть ныне воспринимается как кормушка, свидетельствует о том, что общество глубоко гниет и распадается, превращается в подножный корм
В «последние годы» это мягко сказано. Уже во времена Старого Порядка во Франции(перед революцией, 16-17 вв) титулы свободно и совершенно легально(!) торговались