03 января 2019
ПЕКИН, 3 января. Замедление роста экономики Китая оказывает нарастающее давление на надежный некогда двигатель ее роста, китайских потребителей. Это может усилить экономический спад, провоцирующий потрясения на мировых рынках.
Потребители сокращают расходы на фоне потери уверенности из-за дестабилизации национальной экономики и продолжающегося торгового конфликта с США. Еще больше настроение потребителей усугубляют растущие цены на уже и без того крайне дорогое жилье и зачастую неадекватное образование и медицинское обслуживание. В результате люди откладывают крупные покупки и ограничивают разовые траты.
Китай, который раньше считался всего лишь мировым производителем, за последние годы стал крупнейшим рынком потребительских товаров, предметов роскоши и товаров длительного пользования, росшим вместе со средним классом, активно реализовавшим свою покупательную способность. Сокращение китайскими потребителями расходов наносит по второй крупнейшей экономике мира болезненные удары, отзвуки которых распространяются по всему миру, сказываясь на всех сферах экономики, от добычи нефти до производства электроники и предоставления туристических услуг.
На этой неделе Apple Inc. стала очередной из компаний, пославших сигнал тревоги после резкого сокращения доходов от продажи телефонов iPhone, которое в компании приписывают стремительному замедлению роста экономики Китая. Ранее о значительном сокращении продаж сообщали Ford Motor Co. и General Motors Co. В прошлом году экономический спад ударил как по иностранным, так и по внутренним автопроизводителям.
Титаны электронной торговли, решительно развивавшие бизнес на волне высоких потребительских расходов, тоже начинают встречать преграды. Холдинг Alibaba Group Holding Ltd. пересмотрел в сторону понижения прогноз по доходам, а компания JD.com Inc. сообщила о сокращении числа активных клиентов. «Если люди не покупают новые квартиры и дома, то и новые холодильники они не покупают», — сказал вице-президент Alibaba Джозеф Цай журналистам в ноябре.
Возьмем для примера Чзан Чжихун и ее мужа, который работает в технологической компании. Они платят за свою квартиру по ипотеке примерно 3000 долларов США в месяц. В прошлом году Чзан ушла с работы в аналитической компании в Пекине, чтобы подыскать что-то ближе к дому и иметь возможность ухаживать за трехлетним ребенком пары, которой в результате пришлось отложить планы по обмену их кроссовера Subaru XV на более новый автомобиль. «Раньше мне особо не приходилось задумываться о расходах. Но после появления ребенка и ухода со старой работы я теперь дважды думаю, прежде чем купить что-то дорогое», — говорит Чзан.
Ожидалось, что потребители будут стимулировать китайскую экономику еще много лет. Большую часть последнего десятилетия процентный рост их расходов исчислялся двузначными числами. Власти Китая рассчитывали на поддержку экономического роста потребителями, ориентируя становящуюся более зрелой экономику на отказ от безумно дорогих инфраструктурных проектов и традиционных производств, наращивавших долги и губительных для окружающей среды.
Затем замедление, начавшееся отчасти в результате реализации властями мер по обузданию роста цен на жилье и снижению преимущественно корпоративной долговой нагрузки, начало все заметнее сказываться на росте экономики. Торможение усилилось из-за торговой войны с США, в ходе которой правительства обеих стран ввели пошлины на товары, составляющие около 60% их взаимной торговли, подбросив новый риск неопределенности национальным компаниям и зарубежным рынкам.
«Торговый конфликт с США подорвал давнее убеждение в том, что экономический рост Китая будет продолжаться, хотя бы и более медленными темпами, благодаря его связям с остальным миром», — говорит экономист брокерской фирмы Sealand Securities Фань Лэй. Теперь же, отмечает он, обеспокоенность возможностью отмежевания Китая от мировой экономики заставляет потребителей сокращать расходы.
Рост розничных продаж замедлялся в Китае большую часть прошлого года. В ноябре он опустился до 8,1% — самого низкого уровня больше чем за 15 лет. В прошлом году потребление обеспечивало свыше трех четвертей экономического роста. В текущем году его доля будет составлять меньше двух третей, считает представитель Министерства торговли Китая Ван Бинь.
За последние месяцы инвестиции в заводы, здания и аналогичные основные средства, замедлились до уровней, которые не отмечались как минимум четверть столетия, хотя затем произошла стабилизация инвестиций. Производители сообщали о сокращении новых заказов, а крупнейшие из них, преимущественно государственные промышленные компании, в ноябре впервые за три года сообщили о сокращении прибыли.
Пекин, стремительно отреагировавший на происходящее, использовал ряд инструментов для поддержки экономики. Власти дали «зеленый свет» железнодорожным и другим инфраструктурным проектам, которые еще два года назад, когда экономика была сильнее, считались нецелесообразными. Многие экономисты ожидали увеличения в текущем году дефицитного финансирования китайского бюджета, и в декабре руководство страны утвердило дополнительное сокращение налогов для компаний и домохозяйств.
Общий годовой рост ВВП, скорее всего, дотянет до целевого показателя Пекина, составляющего около 6,5%, по крайней мере, по официальным данным. При этом многие аналитики ожидают, что правительство немного понизит план роста на текущий год.
Многие экономисты также считают, что фактический рост ВВП Китая гораздо ниже официально заявленного. По оценкам некоторых из них, рост китайской экономики может быть вдвое ниже официального, о чем свидетельствует сокращение операций экспортерами, производителями и другими предприятиями из-за вялого внутреннего спроса. Возникающая на этом фоне перспектива сокращения рабочих мест, сверхурочных часов и премий оказывает дополнительное давление на настроение потребителей, еще туже затягивая разрушительную спираль.
В опубликованном в четверг исследовании экономисты Nomura отметили ухудшение ситуации с замедлением китайской экономики. Они указывают на сокращение промышленного производства осенью прошлого года, которое, по их мнению, наверняка продолжилось и в последнем его месяце и будет продолжаться еще несколько месяцев.
«Мы находимся в середине цикла экономического спада, и данные за первую половину текущего года, скорее всего, будут еще хуже», — говорит экономист Macquarie Group Ларри Ху.
Китайские потребители, особенно в городах, испытывают финансовое давление и не рассчитывают на быстрое улучшение ситуации. В январе-ноябре 2018 года цены на бензин выросли почти на 14% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В этом же периоде стоимость медицинского обслуживания выросла на 4,5%, более чем вдвое обогнав рост потребительских цен, а яйца и другие продукты питания подорожали на 13,2%.
По мере роста стоимости жизни, оплата жилья (как собственного, так и арендуемого) начинает составлять все большую часть расходов. Согласно официальным данным, по стране в целом на оплату жилья в общих расходах домохозяйств приходится около 20%, а в Пекине и Шанхае – более 30%. В ноябре цены на жилье в 70 городах Китая в среднем на 10% превышали цены ноября 2017 года, причем в небольших городах отмечен самый высокий рост цен. Продажи в ценовом выражении начинают замедляться, а рост инвестиций в недвижимость прекращается.
Давление на потребительские расходы начинает проявляться в сокращении сбережений и повышении нервозности. Последние месяцы прошлого года отметились рядом протестов, спровоцированных снижением девелоперами цен на новые квартиры, что рассердило домовладельцев, опасающихся потенциального обвала цен на их собственность.
Согласно данным центрального банка Китая, задолженность по кредитным картам, остающаяся непогашенной в течение шести месяцев, в конце сентября выросла на 33% по сравнению с сентябрем 2017 года. Ежегодный опрос Юго-западного университета финансов и экономики показал, что около 40% китайских семей не накопили в 2017 году никаких сбережений.
На предприятиях сокращение потребительских расходов тоже сказывается, особенно на продажах товаров, не являющихся предметами первой необходимости. Сокращение продаж вынуждает продавцов увеличивать скидки, что уменьшает их прибыль. Руководитель группы продаж ювелирного магазина сети Shanghai Lao Miao Jewelry отмечает, что продавать товар стало труднее, а покупатели стали гораздо придирчивее к ценам. Если раньше они редко торговались, то теперь это стало общей практикой. Кроме того, продажи даже в самые популярные для покупки ювелирных украшений дни едва дотягивают до половины от уровней продаж 2017 года даже с учетом скидок.
Владелец частной типографии в Пекине не рассчитывает на существенный рост своих доходов в текущем году. Он хочет заменить свой iPhone 6 Plus и теперь рассматривает возможность покупки телефона местного бренда Huawei исключительно ради экономии. По его словам, телефоны местного производства не так надежны, как iPhone, однако огромная разница в цене дает им преимущество.
Для экономики Китая проблемы Apple не ограничиваются потребительским уровнем. Хотя компания и продавала почти 20% всей своей продукции в Китае, где представители среднего класса и состоятельные покупатели охотно расхватывали новейшие модели популярных устройств, Apple также полагается на Китай для окончательной сборки большинства своих продуктов.
Apple является прямым работодателем для около 10 000 китайских работников, включая сотрудников фирменной розничной сети и инженеров. Еще около трех миллионов китайцев работают в других магазинах, продающих продукцию Apple, а также на поставщиков, занимающихся производством и сборкой компонентов и готовых устройств для продажи по всему миру.
Падение спроса на телефоны Apple уже потрясло крупнейший завод по сборке iPhone в Чжэнчжоу, принадлежащий Foxconn Technology Co. Как сообщает осведомленный источник, завод больше не предлагает сверхурочную работу по сборке трех новых моделей iPhone: XR, XS и XS Max.
Отсутствие сверхурочных работ резко контрастирует с ситуацией, характерной для пиковых периодов производства прошлых лет. Осведомленные источники сообщают, что за последние месяцы из-за сокращения сверхурочных работ с завода в Чжэнчжоу и других предприятий Foxconn уволились тысячи работников. Foxconn же заявляет, что регулярно корректирует численность персонала с учетом сезонных колебаний, потребительского спроса и иных факторов.
(Poem vse vmeste)
Нет, Трамп, не идиот.
Это просто красиво разыгранная комбинация/многоходовочка:
1. Объявить о введении пошлин в отношении Китая
2. На этом подвалить рынки.
3. Команда Трампа подбирает подешевевшие акции
4. Потом Трамп объявит, что все ОК и пошлины в отношении Китая вводится не будут
5. На объявлении об отмене пошлин, рост/ралли фондовых рынков
6. Команда Трампа считает прибылЯ
Nothing personal, it's just busines ©
Ничего личного, это просто бизнес.