На завершающем этапе исследования я постараюсь предположить возможное время выхода Объединенной авиастроительной корпорации на чистую прибыль, а также рассчитать её возможное значение в долгосрочном периоде. Проведу анализ по отчетам о финансовых результатах ОАК за последние несколько лет, а данные для лучшего восприятия информации представлю в виде таблицы. В таблицу я внесу наиболее значимые, по моему мнению, показатели деятельности организации, доля которых в отчете наиболее весома, а именно: выручка, себестоимость, валовая прибыль, коммерческие расходы, административные расходы, прочие расходы, прибыль/убыток от операционной деятельности, процентные расходы, чистая прибыль/убыток, процентные и прочие доходы. Все данные в млн руб.
В результате анализа отчетов о финансовых результатах мною были выявлены определенные закономерности в расходных статьях, которые я отражу далее.
Таким образом, мне удалось получить следующие взаимозависимости:
Далее, взяв за основу тот факт, что ОАК, как и многие молодые российские компании, подвержена влиянию общемировых и отраслевых тенденций, считаю, что правильным будет перед нахождением величины будущей валовой прибыли корпорации, определить уровень её дисконта. Этот коэффициент получу следующим образом: из фактической части исследования нам известно, что среднемировой уровень рентабельности продаж в авиастроительной отрасли составляет 15,33%. Считаю, что, постепенно с ростом компании её значение валовой рентабельности будет стремиться к этим 15,33%.
Итак, начнем производить расчеты всех необходимых показателей для прогноза будущей прибыли Объединенной авиастроительной корпорации. Выручка на 2036 год посчитана: 19,994*58 = 1159,652 млрд руб. Валовая прибыль в соответствии с новым коэффициентом валовой рентабельности: 1159,652*0,1533 = 177,8 млрд руб. Коммерческие расходы: 177,8*0,20 = 35,56 млрд руб. Административные расходы: 58,25 млрд руб. Процентные расходы: 75 млрд руб. Прочие расходы: 41,2 млрд руб. Прочие доходы: 24 млрд руб. Процентные доходы: 21 млрд руб. Считаем чистую прибыль на 2036 год: 177,8-35,56-58,25-75-41,1+24+21 = 12,89 млрд руб. Учитывая настоящую динамику, ОАК достигнет постоянного уровня безубыточности в течение ближайших 5-7-ми лет. Отдельно отмечу, что при анализе не были задействованы многие вероятные статьи дохода компании, например: государственные субсидии, ремонтное обслуживание и т.д, способные обеспечить ей дополнительный приток денежных потоков, в то время как большинство рисков и угроз были учтены в исследовании. Помимо всего прочего, в полной мере не учитывалась и инфляция вкупе с будущим ростом цен на авиационную технику, что определенно окажет влияние на величину выручки. Таким образом, предполагаю, что результат исследования близок к объективному, а возможные риски будут нивелированы вышеуказанными допущениями. Кроме того, успешный результат для корпорации возможен только в случае удачного завершения консолидации, отсутствия серьезных российских и мировых экономических потрясений, а также с учетом проведения Россией политики протекционизма в авиастроительной отрасли, что заметно и сейчас. В частности, Минпромторг уже предложил отменить льготы на ввоз иностранных самолетов, что «установит таможенно-тарифную защиту внутреннего рынка в интересах российских воздушных судов — SSJ 100 удлиненной версии и МС-21-300»
И наконец, спрогнозировав будущий уровень выручки и чистой прибыли Объединенной авиастроительной корпорации, я могу определить вероятную курсовую стоимость акций компании на долгосрочном временном интервале. Для большей точности я использую сразу два финансовых коэффициента, а именно P/S(Цена/Объем продаж) и P/E(Цена/Прибыль). Значения первого из них уже были представлены ранее: Boeing: 1,36; ОАК: 0,72; Airbus: 0,65; Embraer: 0,64. Среднее значение конкурентов ОАК: 0,883. Второй же обрел смысл лишь на данном этапе, когда прогноз прибыли компании был получен. Boeing: 24,34; Airbus: 64,75; Embraer: 8,51. Среднее значение: 32,53. ОАК, являясь весьма молодой компанией в сравнении с представленными конкурентами, в настоящий момент находится на стадии роста жизненного цикла организаций, осваивая новые рынки, проходя реорганизацию и вкладывая существенные средства в свое развитие. Зарубежные компании же с долгой историей развития за спиной и уже сформированными рыночными нишами находятся на стадии зрелости. Однако, на основе текущих тенденций в динамике развития ОАК, колебаний цены акций и размера еще незанятого рынка, я могу предположить, что на относительно-долгосрочном временном промежутке (10-20 лет) компания также перейдет на стадию зрелости и сравнение с конкурентами станет вполне возможным (то есть соотношения основных финансовых коэффициентов станут сопоставимы). Взяв за основу это предположение, я могу рассчитать будущую стоимость акций ОАК. Зная, что прибыль компании к 2036 году составит 12,89 млрд руб, среднее значение коэффициента P/E среди мировых конкурентов находится на уровне 32,53, а количество размещенных акций 361,5 млрд, то цену одной акции ОАК к 2036 году можно оценить в: 12,89*32,53/361,5 = 1,1599 руб. По коэффициенту P/S расчеты следующие: 1159,656(прогнозная выручка)*0,883/361,5 = 2,8326. Установив равные весовые коэффициенты в 0,5, получаем итоговую цену: (2,8326+1,1599)*0,5 = 1,996 руб за акцию. Стоит помнить о том, что именно столько могут стоить акции ОАК в 2036 году, очищенные от инфляции, то есть такой будет реальная дисконтированная цена одной акции для инвестора, который захочет вложить средства в компанию в 2017 году. Чистый прирост цены составит: (1,996/0,82(текущая цена)*100%-100%) 143,4%. Номинальный прирост же с учетом оптимистичного уровня инфляции в 5% будет следующим: 143,4*(1+0,05)^19 = 362,36% (19,07% в год). Следовательно, одна акция ОАК к 2036 году будет стоить: 0,82*(3,6236+1) = 3,79 руб.
Итоговая картина выглядит следующим образом: к 2036 году доля Объединенной авиастроительной корпорации на мировом рынке гражданского авиастроения возрастет до 2,7%, а на доступном рынке военной авиации сохранится на уровне 20%; компания в долгосрочной перспективе ежегодно будет производить более 250-ти воздушных судов: около 70-ти гражданских и 180-ти военных; выручка корпорации достигнет 1160 млрд руб; доля гражданского сектора в выпускаемых воздушных судах компании возрастет до 28%, что, однако, не соответствует стратегическому плану в 45%; валовая прибыль составит 178 млрд руб; в результате консолидации в стоимостном выражении эффективность управления компанией увеличится на 10-15%; в ближайшие 5-7 лет ОАК выйдет на уровень безубыточности по чистой прибыли, а к 2036 году чистая прибыль компании будет составлять 12,89 млрд руб с вероятной дальнейшей положительной динамикой; цена акций компании за 19 лет возрастет с 0,82 руб до 3,79 руб за одну акцию( прирост 362,36% или 19,07% в год); однако стоит помнить о том, что реальный прирост цены, очищенный от инфляции составит 143,4%.
Считаю, что акции Объединенной авиастроительной корпорации являются весьма неплохим финансовым вложением с вероятным уровнем реального чистого прироста дохода в 143,4%. Для примера, разместив средства на 19 лет в банковском депозите под 7% годовых с уровнем инфляции 5% в год, на момент окончания депозита вы получите чистый прирост дохода: ((1+(0,07-0,05))^19-1)*100 = 45,68%, что меньше, чем вложение в акции ОАК более чем в 3 раза. Кроме того, нельзя исключать возможности, что после выхода на чистую прибыль, компания также начнет выделять определенный процент прибыли на выплату дивидендов своим акционерам, становясь еще более привлекательной с инвестиционной точки зрения. Но все же, при формировании своей инвестиционной стратегии учитывайте тот факт, что любое вложение в акции сопряжено с определенными рисками, о которых следует помнить всегда.
Алексей Соловцов, Инвестиционная Палата