Блог им. Denis78

Ключевые показатели отчетности компаний. Part II

Ключевые показатели отчетности компаний. Part II

Продолжаю свое повествовании об анализе отчетов компании. Материал получился очень обширным, поэтому разделил его на две части. С первой статьей можете ознакомится здесь


В первой части рассмотрел два ключевых вопроса, которые возникают вместе с поиском актуальной информации по отчетности компании: «Где смотреть?» и «На что смотреть? ». В этой же части я рассмотрю третий финальный вопрос «Какие данные необходимо сравнивать?»


P.S. Напомню, что все примеры анализа отчета возьму с последней публикации финансовых показателей компании Boeing.


Поехали!


— Какие данные необходимо сравнивать?
— Сравнивать необходимо сезон к сезону (год к году) и смотреть на прибыль, а не на выручку! 


Я об этом писал в конце первой части разбора финансовых отчетов. Если мы рассматриваем отчет компании и ставим себе цель найти наиболее надежную компанию для инвестирования, то безусловно нужно чтобы компания получала прибыль. Прибыль компании = ваша прибыль. Если компания получает миллиардную выручку, но не демонстрирует чистой прибыли, то такую компанию я обхожу стороной и её следует рассматривать исключительно для шортов. Это мой подход и личное дело каждого. Давайте поясню свою логику данного подхода:

 

  1. Компания имеет чистую прибыль. Значит её нужно рассматривать для покупок. Почему? Потому что компания имеет «остаток» после всех своих операций, платежей, выплаты ЗП и тд. Значит я, как инвестор, могу претендовать на этот кусок чистой прибыли. Если же топ менеджмент решает направить эти средства в производство, значит через n-период компания получит еще больше чистой прибыли, и я смогу вновь претендовать на еще больше кусок (дивиденды). Если же возникает какая-то критическая ситуация, то компания сможет расплатиться с долгами именно чистой прибылью, а не будет опять обращаться к инвесторам (то есть ко мне) с целью размывания капитала или получения дополнительных денег. Как правило, акции подобных компаний имеют устойчивый долгосрочный рост, что позволит заработать и на перепродаже ценных бумаг. 

  2. Компания получает отрицательный результат по чистой прибыли. Значит её нужно рассматривать для коротких позиций. Почему? Потому что компания работает в долг, а я выступаю венчурным инвестором (то есть готов потерять свои инвестиции). По факту компания может наращивать и увеличивать производство, получать больше выручки, но чистая прибыль будет все равно отрицательная. Это будет значить, что ресурс направляется в долги и покрывается капиталом, а мой единственный путь заработка – спекуляция (продать подороже акции от первоначальной цены покупки). 


Сразу хочу отметить, что акции тех компаний, которые не получают чистую прибыль могут демонстрировать рост на фоне рыночных ожиданий, новых продуктов и тд (к примеру, Tesla). Но все же фундамент в таких компаниях очень шаткий. 


Если же вы рассматриваете акции не на долгосрок, а на более мелкий период, то безусловно эти пункты не столь важны (хотя и будут определять динамику). Если же вы торгует внутри дня, то зачем Вам вообще этот материал?)


Также очень важно рассматривать отчеты в формате «сезон к сезону» или «год к году». Второй вариант простой и понятен. Но под «сезон к сезону» я имею ввиду формат сравнения 2Q 2018 с 2Q 2017. То есть нет никакой логики в том, чтобы анализировать показатели между 4Q 2018 и 1Q 2019. Почему? Потому что в каждой компании есть сезонность. Будь то продажи iPhone в AAPL или кофе в SBUX. У каждого бизнеса есть та или иная сезонность, поэтому это нужно учитывать при анализе. 


Практика


Итак, заканчиваем с теорией и подходим уже непосредственно к анализу отчета Boeing. В самой верхушке отчета мы уже можем наблюдать краткое описание от бухгалтеров Boeing, а ниже в таблице удобно приведена статистика, которая уже сравнивается «сезон к сезону» и «год к году». Также подсчитан коэффициент изменения. То есть нам даже не нужно брать калькулятор в руки, чтобы понять, как обстоят дела в компании. 
 

Ключевые показатели отчетности компаний. Part II
 
  • Revenue: Выручка по итогу квартала выросла на 14% по сравнению с аналогичным периодом ранее. Год к году также вырос на 8%. Позитивная динамика имеется. То есть компания стала зарабатывать больше. Посмотрим сколько у неё осталось этих денег после всех выплат. 

  • Net income (loss): Чистая прибыль в таблице написана как «Net Earnings» и также имеет позитивную динамику. То есть компания наращивает свои «остатки» и может их направить на выплату акционерам и в разработку новой техники, что в перспективе диверсифицирует капитал и может дать дополнительную прибыль. Чистая прибыль по приросту обогнала выручку за год. Это говорит о том, что компания уменьшила расходы или понизила выплаты (администрация, аренда, ЗП и тд.), что позволило увеличить значительно чистую прибыли при не таком большом приросте выручки. Мне как инвестору – это огромный плюс. 

  • EPS: Доходность на акцию также логично растет (ведь растет и чистая прибыль). В годовом выражении мы получаем 4.46% EPS от стоимости бумаги на момент публикации отчета (17.85 EPS/400$ средней цены за акцию = 4.46%). Очень хороший результат. То есть прибыль компании на каждую акцию составляет 4.46%. Здесь логично сравнить показатель с показателем долга на акцию, но для этого нам понадобится вспомогательные ресурсы, которые выходят за рамки нашей темы. 

  • Operating Margin: Операционная маржа прибыли также растет. Это хороший показатель, который говорит мне о том, что стоимость получения прибыли сокращается. Такие показатели могут быть вызваны как сокращением расходов, так и наращиваем выручки. Но сам факт роста маржи – это хороший показатель, на который смотрит каждый инвестор перед инвестированием в любой бизнес. 

Ключевые показатели отчетности компаний. Part II
  • Outlook: В годовых отчетах, как правило, компании публикуют и прогнозы на следующий год. Ожидания компании очень важны вам как потенциальному инвестору. Поскольку будущие показатели будут применяться в расчетах дивидендов и определять финансовый успех компании. Хочу отметить, что важную роль играет направление (ожидание роста / ожидание сокращения) показателей, а не сам факт, ведь попасть точно в планированную цель еще никому не удавалось. Поэтому и Boeing демонстрирует ожидание с разбросом. Но по факту мы видим ожидание роста выручки и прибыли по всем направлениям. 

  • Segment: В отчете ожидания разбито по сегментах, что упрощает нам анализ. Как уже описал выше, компания ожидает рост в каждом сегменте, что является явным позитивом. В самом отчете, со страницы №3, Boeing расписал в деталях свои показатели в каждом сегменте. Напомню, что компания работает по следующим ключевым направлениям: 

  1. Commercial Airplanes; 

  2. Defense, Space & Security;

  3. Global Services.

  • В отчете можно посмотреть финансовые результаты в каждом сегменте, но там также без сюрпризов, ведь если растет прибыль по каждому сегменту, значит растет прибыль и по секторам. Самое главное смотреть на лидера. То есть на тот сегмент, который зарабатывает компании львиную долю прибыли. В Boeing это конечно же разработка самолётов (Commercial Airplanes). Чтобы понять, как обстоят дела в этом сегменте придется уже не смотреть на цифры, а читать текст к таблицам (если трудности с переводом – гугл в помощь). Если вкратце, то у компании есть еще заказов на 5900 самолетов на общую сумму в 412 миллиардов долларов. Это по факту является будущей выручкой компании в долгосрочной перспективе, что не может не радовать. То есть компания уже имеет зазор на прибыль в будущем!

Ключевые показатели отчетности компаний. Part II
 
  • Cost of products: Стоимость выручки растет, что является нормальным явлением. То есть, чтобы получить рекордную выручку, компания потратила больше денег. Все логично. Как я писал уже ранее, этот показатель необходим для того, чтобы можно было сравнить показатели выручки и прибыли и за счет они были сделаны. Если бы компания не нарастила выручку, а уровень расходов на неё бы вырос – вот это уже тревожный звоночек того, что компания не рационально распределила расходы. В нашем же случае рост стоимости является логичным явлением (больше затратили, чтобы больше получить). А так как есть чистая прибыль в компании, то Boeing развивается за этот капитал. 

Ключевые показатели отчетности компаний. Part II
 
  • Debt: Долги советую сравнивать как краткосрочные, так и долгосрочные. Для их анализа логично еще проводить анализ динамики показателей ликвидности (скорости погашения долгов), но раз уже анализируем чисто отчет без вспомогательных формул, то давайте рассмотрим, что мы имеем. Краткосрочные долги выросли почти в 3 раза, что по факту негативно для будущей нашей прибыли (ведь их нужно будет гасить в следующем отчетном периоде, а это скушает часть прибыли). Долгосрочные долги прибавились на 10%, что в рамках нормального, учитывая, что это промышленная компания. Как мы рассмотрели в предыдущем пункте, компания имеет долгосрочные контракты и заказы, которые производить нужно уже сегодня. Поэтому долги и рост долгов (только в случае роста выручки) это нормально. Также хочу отметить, что в таблице ниже отмечено, что Boeing выплатил долгов в 7 раз больше, чем в 2017. Это отличный показатель, который демонстрирует факт того, компания без труда и ущерба для прибыли может расплачиваться со своими долгами за свой счет. 

Ключевые показатели отчетности компаний. Part II
 
  • Dividend: Если мы покупаем акции на долгосрок, то для меня важным критерием является получение дивидендов по ней. Это дает нам возможность каждый квартал получать гарантированную копейку. Как видим, Boeing платит дивиденды и эти дивиденды растут! То есть было выплачено 3.945 млрд. долларов в 2018 году (в 2017 выплата составила 3.417 млрд. долларов). Сам факт дивидендов – это уже хорошо. А растущие дивиденды – вдвойне приятно))

Вывод после отчета

Думаю, здесь нет смысла много расписывать. Вывод только 1 – Boeing это ТОП компания, которая полностью оправдывает рост своих ценных бумаг. Рост наблюдается во всех показателях, которые я принимаюсь анализировать при формировании торгового портфеля. Ряд хэдж-фондов после годового отчета увеличили долю акций Boeing в своих портфелях, а средний таргет увеличился вплоть до 500$ за ценную бумагу в 2019 году. 

ИТОГО

За две статьи я рассмотрел самые ключевые показатели в отчете каждой компании, где их смотреть и на что обратить внимание. Это именно мой подход анализа отчета и те параметры, на которые я обращаю внимания. Безусловно следует еще учитывать динамику ключевых финансовых показателей (ликвидность, рентабельность, прибыльность, DCF моделирование и тд.). Но это уже тема для других материалов и если вам интересно, ставьте «+» и я займусь написанием материала в этом формате. 

Если же интересует полная и комплексная оценка компании (расчет всех ключевых показателей + моделирование будущей стоимости ценных бумаг) – пишите в ЛС!

Всем прибыльного трейдинга! ;)

★2

теги блога Повторенко Денис

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн