Рецензии на книги
Ключевые моменты столь содержательного труда:
На маленьких выборках (Закон малых чисел) очень вероятны экстремумы и ошибки при переносе на всю совокупность. (Закон больших чисел)
Привязка. Работает Всегда, и с лохами и с умными. И с теми кто о ней знает. Пример: Цена товара 5000, но скидка =). Мозг всё равно начинает отсчёт от этих 5000.
Два разных вопроса:
/ Готовы ли вы пожертвовать на это 5$ ?
/ Готовы ли вы пожертвовать на это 150$ ?
Способы борьбы с привязкой: выкинуть из головы цену. Или жесткий демпинг, куплю за 20%.
Что вижу то и есть. Отсутствие полной картины, оперирование клочком полученной информацией. Пример с присяжными. 1-я группа слушает одну сторону, и даже зная об этом склонна считать эту сторону правой!
Эвристика доступности. Берём то что часто слышим например в СМИ, не учитывая то что не слышим.
Эмоциональный хвост виляет рациональной собакой.
Априорная вероятность (вероятность простой совокупности, вроде быть студентом гуманитарием намного больше вероятность чем библиотекарем) и казуальная (конкретные условия). Правильный ответ по Баясу: Априорная вероятность + смещение её в зависимости от степени влияния условий.
Регрессия к среднему.
Ошибки ретроспективного анализа с новыми данными или фактами.
Большое влияние случайности и того что не произошло (гугл хотел продаться за 1 млн $)
Упоминается книга «построенные навечно» и «под знаком непредсказуемости». То, что потом у многих компаний успеха произошла регрессия к среднему.
Эффект ореола, особенно под влиянием последних событий
Любое событие (часто случайное или не зависимое) люди если и объяснят, то обязательно казуально, так как у подсознания есть потребность в красивой истории.
Эксперты с большим знанием прогнозируют как дилетанты, поделившие 100% на 3 события.
Исторические события имеют случайный характер!
Лиса знает многое, а ёж знает главное.
Хорошо предсказывают результаты простые равновесные формулы на статистике.
Пример: устойчивость брака = частота занятия любовью — частота ссор. )
Статистика, алгоритмы и формулы намного точнее экспертов, но очень тяжело воспринимаются человеческой психикой.
Рецепт по поиску сотрудников из оценки 6 параметров/умений/качеств, взамен интуиции.
Очень важно понимать границы и обоснованность своей профессиональной интуиции.
Психологии нельзя научить.
Ошибка планирования. Отсутствие запроса прогноза к внешней статистике. Почему не бросить бесперспективное дело?
Важно понимать, что успех в какой-то области зависит не только от тебя, но и от успехов конкурентов.
Оптимизм людей и предпринимателей в частности. Неискоренимая черта.
Эффект владения- Бутылка вина, хорошая чашка, билет на любимую команду. Кажется, что это стоит дороже.
Неприятие потерь. Даже знания о заблуждениях это не меняют ситуацию. Только прочувствовать через собственный опыт способно привести к изменению.
Маловероятным события (от 0 до 5% и от 95 до 100) почти всегда переоцениваются, особенно если есть эмоциональное и лёгкое когнитивное представление события (победит любимая команда). За другое искажение — избавление от маловероятных событий (желание полного контроля, не 95% а 100%) приходится сильно переплачивать
Эффект фрейминга. Более широкие рамки ведут к более рациональным решениям. Одно и тоже логическое утверждение воспринимается совершенно по-разному
Чтобы всё это более менее обходить нужно постоянно держать включенной (принудительно) систему 2. (логику, а не действия на автомате)
Память (противопоставляется ощущению) сохраняет экстремальные точки, без продолжительности.
Если после отпуска стереть воспоминания — то куда вы поедете?
Эксперимент с 20 летними студентами и опросом удовлетворённости жизнью через 20 лет:
Те, у кого были высокие цели и они их добились — удовлетворённость высокая.
У кого были высокие, но не добились — ниже. Вывод: не ставить высоких целей. (нейтральные ожидания)
Иллюзия фокусировки- то, на что нацелено ваше внимание на самом деле менее важно.
Структурирование предложения — согласии водителей на трансплантацию органов в Австрии 80%, а в почти такой-же Германии 12%. Отличие: В Австрии галочку надо поставить чтобы отказаться. В Германии –чтобы согласиться. Также потеря воспринимается болезненно, Отказ от выигрыша намного легче.