Блог им. Marek
БРЮССЕЛЬ, 5 августа. Хотя Европейский союз неоднократно заявлял о готовности к разрыву с Великобританией без заключения соглашения, смягчающего его последствия, факты свидетельствуют об обратном.
До недавних пор лишь немногие европейские лидеры допускали возможность Brexit без сделки и инициировали подготовку к такому варианту развития событий. Между тем заявления нового премьер-министра Бориса Джонсона, угрожающего вывести Великобританию из ЕС до 31 октября со сделкой или без, заставляют руководство Евросоюза вернуться к планам чрезвычайных мер, спектр которых варьируется от информационных кампаний до срочного найма таможенных служащих.
Европейские лидеры стремятся повысить осведомленность о последствиях Brexit среди малых и средних предприятий. Крупные компании готовятся к разрыву самостоятельно. Они нанимают консультантов, переносят штаб-квартиры, наращивают товарно-материальные запасы, ищут альтернативные способы доставки товаров и рассчитывают дополнительные расходы на оплату пошлин и таможенных процедур, связанных с торговлей Великобритании с другими европейскими странами.
Что касается более мелких европейских и британских фирм, то они к Brexit не готовы. «Сотни тысяч малых компаний не могут позволить себе перенаправлять ценные ресурсы – кадровые и финансовые – на подготовку к Brexit», — сообщается в недавно опубликованном докладе Конфедерации британской промышленности.
В качестве члена ЕС Великобритания входит в состав европейского таможенного союза. Если Великобритания выйдет из ЕС без сделки, ее торговые отношения с бывшими союзниками будут регулироваться нормативами Всемирной торговой организации, которые применяются к взаимоотношениям между странами, не имеющими никаких договоренностей о торговле.
В ЕС разработку планов чрезвычайных мер на случай жесткого Brexit начали еще в декабре 2017 года. Эти планы предусматривают продление сроков действия некоторых прав – например, прав доступа в европейское воздушное пространство для британских воздушных судов или прав британских граждан на безвизовое проживание в ЕС. С другой стороны, Brexit без сделки, скорее всего, вернет пограничный досмотр и таможенные пошлины, лишит британских рыбаков права на ловлю рыбы в водах ЕС, а британскую полицию — доступа к базам данных европейских правоохранительных ведомств.
Таможенные службы Франции и Нидерландов уже устанавливают специальное программное обеспечение для участников внешнеторгового оборота, строят новые парковочные зоны и нанимают сотни дополнительных таможенных служащих для подготовки к транспортным заторам, ожидаемым в первые дни после Brexit.
«Незарегистрированные грузовики в терминал допускаться не будут», — заявил недавно Джон Киф, представитель французской компании Getlink, управляющей Евротоннелем, соединяющим Великобританию с Францией. На этот железнодорожно-автомобильный тоннель приходится более четверти товарных перевозок между Великобританией и Европой.
Генеральный директор французской таможни Родольф Гинц полагает, что около 30% всех грузов, пересекающих тоннель под Ла-Маншем, будут подлежать ветеринарному и таможенному досмотру или задерживаться из-за того, что перевозчики не прошли предварительную регистрацию. На апрельских слушаниях в сенате Франции он сообщил о раздаче водителям информационных листовок о необходимости пройти предварительную регистрацию.
«Регистрация остается слабым звеном, — говорит Киф. – Особенно с британской стороны, где ничего не делают, чтобы стимулировать компании побыстрее пройти регистрацию для ускорения процесса таможенного оформления».
В Нидерландах аналогичная система PortBase используется в крупнейших европейских портах в Амстердаме и Роттердаме. На сегодняшний день в системе зарегистрировано около 70% торгового оборота с Великобританией.
Задержки из-за отсутствия необходимых документов могут нарушить цепочки поставок. По оценкам Ассоциации грузоперевозчиков Великобритании, каждая дополнительная минута задержки грузовика на таможне в Дувре может увеличить очередь ожидания примерно на 20 миль.
Задержки и пошлины на запчасти в случае Brexit без сделки нанесут болезненный удар по европейским автопроизводителям.
Карлос Таварес, исполнительный директор PSA Group, производящей автомобили Peugeot Citroen и Opel, недавно заявил, что переведет производство Opel Astra из Великобритании в Европу, если Brexit без сделки сделает его невыгодным.
Представители Porsche оповестили клиентов, что автомобили, заказанные до Brexit со сроками поставки после Brexit, могут оказаться на 10% дороже.