Блог им. boomin
За последние пять лет рынок такси существенно изменился, став очень массовым как по числу активных пользователей, так и по числу водителей. Аналитики boomin провели анализ московского рынка такси, как одного из наиболее развитых и информационно открытых в России.
За счет чего возможен рост?
Агрегаторы добились того, что срок подачи машины существенно сократился, а цена на поездку стала фиксированной, ее можно узнать в приложении буквально за несколько кликов в момент вызова автомобиля. По данным участников рынка, 6 лет назад подача такси занимала 30 минут, сейчас же — в среднем около 7 минут. В результате машины больше загружены на линии, а простои снижены. Такие улучшения в работе агрегаторов сказались и на доходах водителей.
Мы сделали оценочные расчеты того, сколько может зарабатывать водитель такси в Москве, подключившись к агрегатору.
Наша оценка базируется на следующих вводных данных:
• В 2014 г. средняя скорость движения по Москве в летние месяцы могла составлять порядка 30 км/час. При средней дальности поездки в 15 км и времени подачи на уровне 15-20 минут водитель за один час может выполнить не более одной поездки.
• К 2018 г. скорость движения по столице и загрузка водителей возросли.
• Средний расход топлива у самых популярных марок автомобилей такси в Москве Hyundai Solaris и ŠKODA OCTAVIA составляет порядка 8 литров на 100 км.
По нашим оценкам, с приходом и активным развитием агрегаторов доходы таксистов выросли вероятнее всего из-за увеличения числа заказов и общей загрузки. Если водитель работает по 12 часов в течение 20 дней в месяц, его доход тогда составляет порядка 66 тыс. рублей, или 75% от средней зарплаты в Москве. Чтобы получить среднюю зарплату, таксисту нужно работать уже по 16 часов либо увеличивать количество рабочих дней до 26 при 12-часовом рабочем графике. В данном расчете мы не учитывали налоги на автомобиль, страховку и затраты на питание водителя.
Получается, что для растущего рынка нужно привлекать больше водителей, но условия труда оставляют желать лучшего, даже учитывая относительно высокий заработок. Поэтому большинство таксопарков снизили требования к водителям до минимума. Так, регистрация нового таксиста в системе занимает от 15 до 30 минут, а его водительский стаж должен быть не менее 3 лет. Нередко таксопарки пренебрегают предрейсовыми медосмотрами.
Помимо таксопарков, водителей контролируют и сами агрегаторы. «Яндекс. Такси» проводит обучение таксистов и добровольное тестирование, которое может повысить рейтинг водителя при старте. Также сервис контролирует состояние автомобиля. Медицинское освидетельствование и путевые листы остаются на совести таксопарков, которые подключают водителей к агрегатору.
При работе с Gett водители также проходят тестирование и предварительное обучение работе с сервисом. Вместе с этим таксисты должны предоставить видео, где они отвечают на вопросы сервиса. Данные видео оцениваются с помощью специальных алгоритмов. Таким образом, Gett может контролировать адекватность водителей.
По словам представителей «Ситимобила», перед подключением к сервису с водителями беседуют менеджеры. В ходе разговора оценивается знание русского языка и умение работать с клиентами.
Резюмируя, можно отметить, что рынок такси предложил больше рабочих мест, снизив требования к новым водителям и значительно увеличив их время работы.
Публичный рынок
Пока ни один из крупных федеральных игроков на публичном рынке не представлен.
Об IPO говорит Яндекс — он уже выделил «Яндекс. Такси» в отдельное юридическое лицо и фактически продал долю Uber, которая в свою очередь провела крайне неудачное для новых инвесторов IPO.
Gett рассматривает дальнейшее развитие, как и раньше, через внебиржевых инвесторов. Российский сегмент компании попыталась купить Mail, но переговоры зашли в тупик при согласовании стоимости. Сколько Gett и дальше сможет тянуть убытки — непонятно, но пока средства инвесторов не закончились, можно не думать о дешевой продаже.
По сути единственным сервисом такси, представленным на российском публичном рынке, является «ТаксовичкоФ», который нельзя отнести к числу федеральных игроков. Юридическое лицо, обозначаемое как центральное в условной группе компаний — ООО «Транс-Миссия» — привлекло на рынке скромные 150 млн рублей. Если судить по презентации, служба такси на данный момент перестраивает бизнес под модель классического агрегатора, имеющего, однако, собственные (или контролируемые) автопарки. Достаточно успешная работа в «домашнем регионе» позволила компании строить планы на освоение рынка Москвы.
Интересно, что сервис, несмотря на ценовой демпинг со стороны конкурентов, продолжает работать по собственной модели, сохраняя сравнительно высокую стоимость поездки. Более того, компания показывает прибыль, управляя собственным ликвидным автопарком с гарантированными прибыльными поездками, и своевременно исполняет лизинговые обязательства. Означает ли это, что на рынке остается место для других игроков?
Что дальше?
Агрегаторы своими усилиями и средствами инвесторов привлекли на рынок новых пассажиров и водителей, снизив стоимость поездки, скорость подачи авто и увеличив количество исполняемых заказов на одного таксиста. Рынок стремительно рос благодаря ежегодному снижению тарифов на поездки и привлечению все новых и новых водителей, требования к которым также постоянно снижались.
Но такая модель оказалась для агрегаторов убыточной, даже несмотря на существенное повышение комиссии от заказа с 5% до 25-30% в течение последних пяти лет. Многие старые участники не выдержали конкуренции, покинули рынок или просто перешли в сегмент таксопарков, сдавая автомобили в аренду водителям для работы во все тех же крупнейших сервисах.
Теперь рынок стабилизуется: в 2018 году снижение среднего чека остановилось, а агрегаторы начинают искать новые возможности для роста собственной прибыли. Очевидно, что по мере сокращения демпинга клиентов такси ожидает рост тарифов, а борьба за пользователей продолжится уже на новом уровне: при примерно равной стоимости важным для клиента становится фактор комфорта и безопасности поездки.
Свои коррективы на этом рынке также будет вносить и правительство. В декабре 2018 года Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о рынке такси, вводящий ответственность агрегаторов перед пассажирами. Так, за передачу заказа водителю без лицензии агрегатору грозит штраф до 200 тысяч рублей, а в случае повторного нарушения — до 500 тысяч рублей либо остановка работы на срок до трех месяцев.
Подробный аналитический обзор рынка такси, оценку среднего чека агрегаторов и финансового положения сервисов «Яндекс.Такси», «Гетт», «Ситимобил» можно прочитать и наглядно увидеть на графиках на boomin.ru