Блог им. RRomanov

Анализ вложений в недвижимость против доллара США и золота

Наверное все помнят запоздалый бум «инфоцыган» об инвестициях в недвижимость, когда привлекательность недвижимости заметно уменьшилась. Сейчас идет обратная волна «армагеддонщиков» от недвижимости. Что же делать обычному человеку? Ведь сдача квартирки в аренду — самая популярная инвестиция россиян. Как всегда, если хочешь разобраться в чём-то хорошо — сделай это сам. Честно говоря выкладывать личные наработки в общий доступ непрофитно. С другой стороны вдруг кто-то найдет ошибку в расчетах — и на том спасибо.
Идея заключается в том, чтобы сравнить вложения в недвижимость с банальными долларами «под подушкой». Нашел чудесный сайт https://rosrealt.ru/cena со статистикой цен на недвижимость с 2009 года! Возьмем для анализа период в 10 лет с августа 2009г. по август 2019г. и сравним рост цен на недвижимость и курса доллара США. Думаю это справедливо, т.к. вопрос времени, когда курс доллара вернется к значению августа 66+ рублей.
Вообще Россеюшка имеет давнюю традицию обворовывать собственных граждан за счет резкой девальвации рубля: 1992, 1993, 1994, 1998, 2014 (добавьте сюда еще СССР). Последние годы ЦБ стал хитрее и девальвирует рубль нелинейно. Из-за чего возникает иллюзия какого-то ценового коридора. Однако, полагаю курс рубля изначально не рыночный, а ЦБ просто манипулирует курсом. Поэтому в долгосрочной перспективе этот анализ можно экстраполировать на следующие 10 лет. Ведь вопрос времени, когда государству в очередной раз понадобится обесценить свои денежные обязательства через инфляцию рубля!
В целом официальная инфляция в России за указанные 10 лет составила 91,22%. (См. https://уровень-инфляции.рф ) А реальная ?! В США инфляция была 18,47% за аналогичный период. Если положить доллары на депозит, можно считать, что их покупательная способность сохранилась с учетом инфляции доллара. (Примем 10-летнюю ставку депозита в России 18,47%. Последние годы банки давали 2% годовых, но возможно в какие-то годы эта ставка была ниже).
Данные rosrealt.ru о средних ценах на недвижимость мне показались объективными. Однако я не брал данные о ставках аренды, т.к. неясно к какой квадратуре привязать стоимость аренды квартир. Также ставки по офисным помещениям нетипичные, вероятно собраны с востребованных столичных бизнес-центров, т.е. объектов, недоступных для мелких инвесторов. Средние ставки за торговые площади однозначно должны быть выше, чем за офисы. Поэтому для анализа взял ставки аренды, типичные для регионов, исходя из собственных объектов недвижимости (это самый слабый момент расчета, т.к. не подтвержден большой статистикой):
6,5% годовая аренда от стоимости квартиры (сбор НДФЛ ФНС пока не под силу, но можете вычесть 13% самостоятельно)
8,5% годовая аренда от стоимости офиса (-6% УСН)
10,5% годовая аренда от стоимости торгового помещения (-6% УСН)
Коммунальные расходы в регионах принято брать сверх аренды жилого помещения. Содержание коммерческих помещений придется учесть самостоятельно.
Также государство без особых сантиментов в разы подняло налог на коммерческую недвижимость. Согласно ст.406 НК РФ до 2% в год от кадастровой стоимости. Сейчас средняя цифра по России 1,5%. Вопрос времени когда поднимут до максимума. Кадастровая стоимость стремится к рыночной, налог собирается по факту владения! Для простоты расчетов сразу вычел этот налог из годовой аренды. Оцените кстати его влияние на итоговую доходность и представьте масштабы сборов в России!
Добавил в таблицу конвертацию в доллары для визуального сопоставления.

Итоги расчетов можно увидеть в таблице. Кратко:
1) За 10 лет доходность обычного валютного депозита превысила вложения в квартиры и офисы!
2) Вложения в торговые помещения более чем в 2 раза превысили вложения в валютный депозит!
Такая информация подталкивает к дальнейшему исследованию торговой недвижимости. Очевидно в предыдущие 10 лет была переоценка и взрывной рост стоимости торговых помещений. Но что происходит с ними сейчас, произошло ли насыщение рынка? Берём данные с того же сайта за 2 года и видим, что торговые помещения выросли на 54%. Доходность так же опережает валютный депозит. Но уже не в 2 раза, а  на 58%. Среднегодовая доходность инвестиций в торговые помещения выходила около 38% ! Попалась информация из отчета Cushman & Wakefield, что Россия до сих пор в 2 раза отстает по торговым площадям на человека от среднеевропейских значений. При этом конечно надо учитывать, что покупательная способность в России и Европе разная. Например во Франции покупательная способность выше на ~60% при двукратном превышении торговых площадей. Тем не менее фактический рост стоимости торговых площадей в России еще продолжается.

10 лет:Анализ вложений в недвижимость против доллара США и золота
2 года: 
Анализ вложений в недвижимость против доллара США и золота

Здесь у меня наступило небольшое просветление относительного инвестиций в фондовый рынок. Как начинающий инвестор я был бы рад валютной доходности 10% годовых, но быстрее просадил бы депозит. А в реальной экономике мог бы заработать 38% годовых… Также наступило понимание, что настоящие биржевые инвестиции, а не баловство — это всё же оборот больших денег, которые вам технически трудно вложить в реальную экономику.

Уже после подготовки таблицы подумал, что подобный анализ без золота все же неполный. График золота неплохо накладывается на вышеуказанный промежуток времени и показывает хорошую доходность (выше доллара).
Но есть нюансы. Покупка-продажа физического золота в банках невыгодна из-за конских комиссий. И дело даже не в 18% НДС, который собираются отменить. А значит инвестору остаётся налаживать контакты среди нумизматов (для инвестиционных монет) либо среди ювелиров (для торговли слитками). Т.е. превращаться в барахольщика, чтобы у кого-то купить с рук подешевле и продать подороже. Какого-то организованного рынка драг металлов среди частных лиц не существует. Комиссии банков на металлические счета также высоки и эти счета не застрахованы.
Можно торговать ETF. Но для торговли приличными ETF типа GLD нужен статус квалифицированного инвестора (специальный брокер / тариф). Да и торговля биржевым инструментом означает, что инвестор вынужден осваивать трейдинг.
И самое главное: золото является товаром, который имеет очень долгие циклы. А значит надо разбираться в этом товаре и грамотно найти точку входа. Иначе можно сидеть в нем годами ожидая прибыли. Представьте тех, кто вошел в золото в 2011-2012 годах: отличная инвестиция для детей и внуков!

Хотел бы еще пару слов сказать о пассивном квартирном доходе (тоже любимая тема инфоцыган).
Конечно квартиру можно сдавать не только долгосрочно, но и посуточно. Это удваивает сумму аренды. Но расходы также возрастают в разы: заселение-выселение, смена белья, стирка, уборка, ремонт. У меня есть расчет лояльной фирмы по сопутствующим услугам с 95% заселением. Итог менее интересный, чем сдача квартиры на долгосрок самостоятельно!
Также квартиру можно сдавать на побережье в курортный сезон по тройной цене. Но курортный сезон это 4 месяца, а издержки соответствующие.
Можно искать квартиры ниже рыночной стоимости с целью перепродажи. Бывает застройщик продает квартиру по средней цене в конкретном районе города, но качество дома при этом нетипичное — более высокое. Или квартиру срочно скидывают в силу каких-то проблем.
Так вот, никакого отношения всё вышеизложенное к пассивному доходу не имеет! Фактически это требует кропотливой работы с вашей стороны в качестве риэлтора.

Ссылка на таблицу:
yadi.sk/i/f7sO_sZfMejBEg
★6
30 комментариев
Почему долгосрочная аренда выгодней посуточной?
avatar
Константин, очень большие издержки, если вы не будете сами заселять-выселять, стирать, убирать. Не забудьте, про процент заселения, который нужно максимально обеспечить. Складываете все издержки на практике и получаете прибыль ниже долгосрочной аренды.
avatar
RRomanov, 
получаете прибыль ниже долгосрочной аренды.

чушь какая то. Какже моя сестра 3 года зарабатывает на посуточной- отдавая мне помесячно?
avatar
Речь про торговую недвижимость, а что с жилой? )
avatar
XAT, с жилой ситуация не очень. Как видите за 10 лет ее обогнал даже доллар.
avatar
спасибо. Отличная статья. 
Я думаю, что недвижимость была идеальной инвестицией, поскольку не было налога на имущество. Скоро он будет расти и недвижимость перестанет быть «тихой гаванью». 
Николай Помещенко, 
перестанет быть «тихой гаванью». 

да и продать за те доллары, что покупал в 2011-2013 я уже не могу.

Родное госудраство
avatar
Богдан, ну хата мамы тоже обесценилась в 2 раза в рублях+курс+инфляция $.

Думаю, люди привыкнут, что недвижка — это такой же актив как акции.
Николай Помещенко, 
это такой же актив как акции.

не согласен. К облигациям ближе или к устойчивым нецикличным акциям типа КОЛА/Локхид мартин/Боинг
avatar
Богдан, (только мы не скажем об этом держателем бондов Греции  или как я уходил из ОФЗ в апреле 18-го...)
И Боинг я тоже не могу назвать «устойчивым», гарантий нигде нет... 
Но да, недвижимость — это спокойнее, там люди не видят «стакан». Большинство россиян, наверное, и не поняли, что стали беднее из-за обеценения их квартир
Интересная статья. В приведенном сайте не увидел в списке городов Воркуту.
Интересует, как там сейчас дела с недвигой
avatar
Игорь Гурин, 
дают за квартиру велосипед.
avatar
 Но для торговли приличными ETF типа GLD нужен статус квалифицированного инвестора

ещё одна глупость

цен на недвижимость с 2009 года

логичней было бы с 2005-2006 года делать статистику. Для чего в исследованиях брать именно мгновение мирового кризиса? Все выводы портятся



avatar
Хорошо написано. Уточнение :
1.если усн, то налог на недвижимость не платиться
2.ндс на золото отменили 1 октября, вроде. 
avatar

paraxod100, спасибо. По уточнениям вы ошибаетесь . Налог на имущество платится независимо от УСН

НДС на слитки пока не отменили. См. ст.149 НК освобождены от НДС только монеты, металлические счета и оборот металлов внутри гос структур .

avatar
RRomanov, По НДС верно, какую-то муть учинили. А ИП на УСН от всех имущественных налогов освобождается — это точно ;) Только земельный налог остается.
avatar
paraxod100, насчёт налога см ст 346.11 нк рф — освобождения от налога на имущество в данном случае нет при усн. Я просто юрист по образованию ;)
avatar
RRomanov, не буду спорить, как это назвать. Просто можно получить налоговый вычет :)
avatar
paraxod100, ну эти реплики не для спора, просто факты — может кому-то полезно будет. УСН и налог на имущество не имеют каких-то взаимных вычетов. по-моему когда-то давно было, что усн покрывает имущественный налог. если подскажете как не платить налог на имущество от кадастра, оплачу вашу консультацию по ставкам адвокатов в вашем городе! был бы очень рад такой возможности )
avatar
RRomanov, очень просто — недвижимость используемая ИП  в своей деятельности (например, сдано в аренду) освобождается  от налога на имущество, при применении УСН. Пользуйтесь! :)
avatar
Богдан, вычтите работу вашей сестры в деньгах и дни без заселений — увидите что не чушь ...
Не все брокеры дают GLD по умолчанию, те нужно искать соответсвующий тариф.
Есть короткая статистика за 2 года. Так что все логично. Хотите купить и через год продать? Пожалуйста смотрите короткую статистку 
avatar
RRomanov, 
вычтите работу вашей сестры в деньгах и дни без заселений — увидите что не чушь ...

да уже пять лет в ростове все знают, ч то с одной хаты получается 9-12 тыс в месяц. Нормально, без напряга один человек может вести 3 квартиры, а елси есть помошница кто выселяет/моет  то 8 штук можно вести.

Я так понимаю  доход у сестры  45-60 тысяч — тут трудно подсчитать так как у неё 2 свои квартиры.
avatar
RRomanov, 
Есть короткая статистика за 2 года. 

я вообще всю эту чушь не смотрел  — как открыл, увидел про 2009 год и рубли — понял что лабуда. Более дурное  только росстат с ростом ВВП РФ против статистики ВВП РФ от МБРР.

пробуйте вычленить из статистики инфляцию 
avatar
Богдан, те ты уже два раза назвал чушью то, что не смотрел? Ну удачи с «хатами в Ростове» ))
avatar
RRomanov, 
ты уже два раза назвал чушью то, что не смотрел

потому и не смотрел что чушь. Зайдите на сайт ФРС и посмотрите как умные люди статистику делают  по ВВП и многим другим показателям — жёсткая привязка к доллару 2012 года. 
Вот такую статистику я уважаю и на её основе можно делать какие то логичные выводы.

Ну удачи с «хатами в Ростове» ))

Спасибо. Я и моему приятелю Дмитрию предам от вас привет — он сумел с 2000 года, только на посуточной аренде  заиметь 9 квартир в собственности. А всего у него в обороте сейчас 24 квартиры. Но и то он умный человек  остановил вложения средств в недвижку не только из за деверсификации, но и от бесперспективности — молоком занялся
avatar
Дивидендная доходность американских акций 3%. Лучше депозита.

+ за 10 лет, дивидендные выплаты удваиваются.

т.е. ДД к первоначальным вложениям через 10 лет будет уже 6% в долларах, либо 3% к стоимости акций.
avatar
elber, 
Дивидендная доходность американских акций 3%

только откинуть инфляцию нужно и получится вот такая картина



avatar
Богдан, Вы еще учтите, что ваша(наша) национальная валюта обесценивается быстрее и что, доллар сейчас и через 30-50 лет, очень даже неплохо будет смотреться в РФ, по сравнению с недвижимостью и Российскими акциями.

Там реальная инфляция около 2%, ДД 3%. плюс еще рост самих акций. В среднем там рост+дивиденды около 10% в год в валюте. Есть и кризисные годы, где будет просадка, но на общий дистанции около этого.
avatar
В целом официальная инфляция в России за указанные 10 лет составила 91,22%.

как он это насчитал. Я по всякому крутил, но 92% у меня не получается.

Я проверял данные росстата — там маленькая погрешность (я брал для проверки продуктовую/стройматериалы/топливо/электричество)

данные по инфляяции с сайта Росстата
   
   
1991 160
1992 2500
1993 840
1994 214
1995 131
1996 21,81
1997 11,03
1998 84,43
1999 36,53
2000 20,18
2001 18,58
2002 15,06
2003 11,99
2004 11,73
2005 10,92
2006 9
2007 11,87
2008 13,28
2009 8,8
2010 8,78
2011 6,1
2012 6,57
2013 6,47
2014 11,35
2015 12,91
2016 5,39
2017 2,51
2018 4,26
2019  
avatar
Данные rosrealt.ru о средних ценах на недвижимость мне показались объективными.


ясное дело. Если мерить в венесуэльской валюте то вообще сказка. А вот  если отталкиваться от реальных (т.е. очищенных от инфляции) цен  то картинка уже груснее





а если прочесть пару статей что такое ТОТАЛ РЕТУРН — полный возврат на вложенные средства, т.е. с дивами(помесячными оплатами аренды квартиры)

то нарисованную статистику можно смело в мусорный ящик
avatar

теги блога Роман Панько

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн