Минутки FOMC были бездарно проглочены тейками шортистов и делать на базаре стало нечего. Ярость по поводу несостоявшегося корректоза и недозаработанного гроша в условиях
крисмас ралли конечно безгранична и всеобъемлюща, но тоску тем не менее не разгоняет. Так что напишу что-нибудь психологичное, ярость и тоска же, эмоции. Психология. Итак, как там учат классики? Трейдинг основан на трех китах: психология, манименеджмент, еще чего-то там умное. Системность вроде, хотя не помню точно. В общем, психологичный системный манимеджмент--это и есть наш самый граалистый грааль. Как-то так.
Итак, психология. Если взглянуть широко, то все известное мне имеющее эдж на бирже, хоть формальное, хоть роботы, хоть неформальное, хоть интуитивное прямо или косвенно связано вот с этим:
Тверски и Канеман, Нобель 2002 года (Тверски не дожил до этого, это часто бывает в науке, эххх). Спасибо уважаемому Spebe, что навел меня на эти идеи, они действительно весьма помогают навести порядок в голове. Книжку Spebe я весьма рекомендую к прочтению, там канеш маркетинг, недосказанности и все такое--но мысли весьма и весьма толковые. Разумеется, как и всегда, требуется личное осмысление и понимание.
Здесь бы хотел обратить внимание на похожие, но немного другие аспекты. Речь про редкие события. Наблюдения эти вроде были также сделаны Канеманом и Тверски. Итак, что такое редкое событие? Это то, что происходит редко или вообще еще пока не произошло. Редкие события могут нести положительные последствия и отрицательные последствия. Так вот, опыт показывает, что человек склонен переоценивать вероятность редких отрицательных событий и недооценивать вероятность редких положительных.
Примеры переоценки отрицательных событий:
1. Аэрофобия. Да, конечно, убиться на самолете это весьма вероятное событие, поэтому сидеть с потными руками и вздрагивать от каждой неоднородности атмосферы--это святое дело. Аффтар прошел несколько стадий аэрофобии. Первый полет--ооо, кайф, офигеть. Второй и несколько десятков потом--страх и ужос, скорость то меньше 280 вообще не бывает, ааа, мы все умрем. Особенно когда на эшелоне и скорости за 800 резкие кочки попадаются, от которых ощущение удара по всему самолету. Потом пара десятков полетов--изучение как оно все работает. Закрылки-элероны-интерцепторы. v1, глиссада, третий разворот. Особенно gps спидометр и высотомер помогают. Потом рутина. Иногда уже лень и спидометр включать. И так все ясно. Че там за аццкий стук, сча мы все умрем? Да не, это шасси у старого CRJ-200 так выходят. А чего закрылки еще не на 30, ааа, мы все умрем? Да не, скорость то еще 330, о вот и закрылки на 30 поехали, хрена оно тормозит как от них, офигеть. Надо пожалуй вздремнуть, счас сядем и рулить еще полдня будем, время есть. В общем, аэрофобия выродилась в тупняк или здоровый сон. Хотя восторг от силы и мощи самолета конечно есть. И, что характерно, вся эта пламенная история со всеми ее потными ладошками и gps навигаторами никак не повлияла на то, что убиться на самолете крайне маловероятно. Надо прожить вроде миллион лет, да?
2. Дополнительная платная гарантия. А если сломается? А как же быть? А все ведь так дорого. Ага, дорого. Ужасно дорого :) Особенно дополнительная платная гарантия дорога. Мы вам обязательно поменяем хреновину за тыщу рублей лет через пять, хотя скорее всего не вам, у вас она не сломается. А стоит это всего-то пятьсот рублей, на фоне стоимости холодильника в 40к это ж такая фигня, покупайте, нечего думать.
3. Наводнение на Луне. Ну тут ясно. Если наводнение на Луне, то воды на Земле будет мало. Будет засуха. Поэтому надо срочно запасаться продуктами. Наводнение на Луне уже рядом. Срочно за тушенкой и патронами. Действительно, вероятность то хоть и мала, но есть. Ну 1/1000--это хоть и мало, но вполне возможно. Наводнение же. Серьезное дело. Правда, там не 1/1000, а 1/10000000000000000000000, но какая разница. Это ж одно и то же, что-то такое мааааленькое.
Примеры недооценки положительных событий:
1. Предлагают попробовать себя на подработке программистом? Да нафик надо, да там все равно ничего не выйдет, впустую протраченное время и силы, за тыщу рэ зачем бы оно мне нужно. Ага, стабильность нашефсе.
2. Пойти на встречу с какими-то левыми чуваками? А зачем, да я их не знаю даже, чего там делать, да и ехать через весь город далеко. Все равно ничего там толкового не будет.
3. Купить опцион колл далеко от денег на русские акции? Да зачем, да кому они нужны, эти акции, да тут дупло и кухня, нас опять обманут.
4. Купить 14 мая Газпром по 183, когда он только что был 163?--Да нафиг надо, да он не вырастет точно, да это ж коррупционная никому не нужная компашка, это ж очевидно, счас все схлопнется обратно.
Имеют ли эти особенности реальное применение на бирже? Имеют, да еще какое. В общем-то, есть ситуации, где прямо напрямую, буквально один в один. В опционике, например. Бывают более тонкие ситуации, например, зачем мне изучать какой-то там норникель, если есть любимый RI. А то, что в норникеле тьма возможностей--в итоге весьма недооценено. А общий глобальный вывод--надо работать побольше, ибо мозг недооценивает вероятности возможных приятных событий и профиты от них. При этом риски и вероятности неизведанных или редких событий оценивать рационально, а не методом «лучше перестраховаться», ибо мозг переоценивает вероятности неизведанного.
Upd Умные люди подсказали, что надписи на картинке неверные. Надо поменять местами фразы «прибыль в сто долларов» и «убыток в сто долларов». Ну и насыщения справа и слева связано с тем, что начиная с определенного момента теряется чувствительность к размеру прибыли или убытка. Поэтому надпись «человек любит получать прибыль» сомнительна.
— прибыль 100 долл. с убытками 100 долл. менять местами
— «человек любит получать прибыль» менять на «человек не любит терять прибыль», оттого и загибон в правой части графика.
Лично я ру рынок давно уже торгую только интуитивно и инвестиционно. И да, норникель и лукойл--одни из любимых фишек давно уже. По инвестиционной теме вот здесь немного описывал: smart-lab.ru/blog/496371.php. Всякие локальные истории взлета люблю--типа газпрома после мая или сургута недавнего. А RI--ну такое. Унылая тема то, болтается в медведе-боковике уже одиннадцать лет, конкуренция непрерывно растет--в общем, не айс.