Блог им. vtvladim
Использование математических методов для прогнозирования в трейдинге
Этой статьей я хочу дать пищу для размышлений тем трейдерам, которые ищут свой подход к торговле и не пугаются, когда видят формулу и пытаются с помощью нее что то просчитать. Не собираюсь писать нравоучения, устраивать жаркие споры и дискуссии о ТА. Имейте уважение к точке зрения других. В то же время, если будут конструктивные вопросы или дискуссия по теме, которую я здесь затронул, буду рад обсудить по существу.
Много раз видел в сообщениях на смарт-лабе язвительные мнения о прогнозировании с использованием математических методов и вообще отрицание математики в трейдинге. Самое удивительное для меня в таком отношении, это то, что все противники математической формализации, на самом деле, сами занимаются прогнозированием – как направления движения цены (выбор между лонгом и шортом), так и интервалов торговли (цены входа и выхода из позиции). Кто-то делает это интуитивно ( не задумываясь о мыслительных процессах, которые совершает ваш мозг при этом), кто-то смотрит свечки (волны, Фибо и проч.). Сомневаюсь, что трейдер для определения лонг или шорт тупо бросает монетку – типа орел, лонг, решка – шорт (тем, кто так и поступает – просьба дальше не читать ))..). Но ведь графики, свечи, волны – все это способы графического анализа известных параметров торговли, таких как цены открытия, максимум, минимум и закрытия на интервале, объем (есть еще число открытых позиций, суммарный спрос и предложение – о них я говорить здесь не буду). Так уж исторически сложилось, что анализ цен проводился графически. И во времена, когда компьютеров еще не было, графики чертили на кальке, а интерполировали и экстраполировали линейками (были такие специально изогнутые линейки). Просто тогда не было другого способа. А когда компьютеры появились, мнение о том, как надо анализировать уже было основательно сложившимся. И в принципе работало. Добавились различные индикаторы. Короче говоря, сформировался сложившийся ранее подход о том, как надо и каким образом анализировать ситуацию на рынке. Кроме того, традиционный свечной анализ – это же ведь анализ поведения цены на интервале, просто результат выражен графически через свечи, показывающие соотношение цен открытия, максимума, минимума и закрытия (OHLC). Это не какая то абсолютная и независимая догма, а скорее — результат обобщения исторического опыта.
Я и не собираюсь все эти сложившиеся подходы опровергать. Просто хочу подчеркнуть, что мы живем в 21 веке и возможности техники позволяют встать на иной уровень анализа. И это отнюдь не означает отрицания вероятностного характера торговли. И прогнозирование не надо воспринимать как нечто абсолютное, дающее совершенно точный результат с точностью до копейки в цене. Конечно же нет. Оно позволяет выбрать наиболее вероятный вариант движения и уровня цен и дать приблизительный интервал торговли (максимальную и минимальную цены). Знание этого облегчает выбор направления торговли и входа в позицию, планирование выхода из позиции.
Сначала небольшое лирическое отступление. Про цены, чтобы мы понимали друг друга. В первую очередь, это относится к тем, кто торгует внутри дня. Здесь, на мой взгляд, не надо преувеличивать значение цены закрытия. Во первых, внутри дня есть возможность взять прибыль не дожидаясь закрытия торгов, поскольку многие инструменты, например, Сбер, НорНикель, РТС, доллар, ходят вверх-вниз достаточно регулярно и внутри дня. Во вторых, одна цена закрытия не отражает сути (диапазона) торговли на интервале. Приведу простой пример: пусть цены в течение интервала изменялись следующим образом: 100, 105, 103, 113, 109, 101, 97. Беря в расчет только цену закрытия, можно утверждать, что цена пошла вниз. Но правильно ли это в данном случае? На мой взгляд – нет. Кроме того, сравнение выше/ниже требует еще один показатель, с которым сравнивается текущая цена. И эти цены должны быть сопоставимы.
Можно «тащить» для анализа весь набор цен OHLC, но в плане логики обработки ситуации это потребует очень сложной логики, думаю, что это практически не формализуемо. Я объединил эти цены на каждом интервале в один показатель, получаемый из данного набора цен, который условно назвал средней ценой на интервале (далее под «средней ценой» я буду подразумевать этот показатель). Несомненно, это некоторое упрощение, но оно работает.
Для средней цены я сделал прогноз направления движения цены на следующем интервале. За основу метода взяты давно всем известные формулы для нормального распределения вероятности. Через отклонение от него фактических цен на предыдущих интервалах, делается вывод о направлении движения цены на следующем интервале времени. Суть результатов данного прогноза достаточно проста: если прогноз для следующего интервала — в лонг (я обозначаю его цифрой 1), то взяв на следующем интервале лонг по цене ниже средней предыдущего интервала, вы с высокой вероятностью дождетесь цены выше свой позиции и сможете зафиксировать прибыль. И наоборот: если прогноз в шорт (цифра -1), то взяв шорт по цене выше средней вы сможете закрыть его ниже средней цены и зафиксировать прибыль. (Цифры «+1» и «-1» я привел для того, чтобы была понятна таблица с прогнозами, которую я приведу ниже).
В среднем, точность такого прогноза 70% (т.е. в 7 случаях из 10 фактическое движение средней цены совпадает с прогнозом). Я просчитал этот подход как на акциях, так и на фьючерсах для интервала «день» по историческим данным за последние 3-4 года, а также на интервалах: «час» — за 2 года, на интервалах от 1 мин. до 30 мин. – за год. Слишком большие файлы получаются на коротких интервалах, на годовом отрезке эксел их «съедает» уже с трудом. Точность такого прогноза для интервала «день» приведена в таблице:
Фьючерсы (с 03.01.2019 г. по 18.11.2019 г.) |
Акции (с 03.01.2018 г. по 18.11.2019 г.) |
||
Наименование |
Точность движения цены |
Наименование |
Точность движения цены |
SBRF |
72,97 |
Сбербанк |
74,79 |
GAZP |
76,58 |
Газпром |
75,42 |
LKOH |
74,32 |
Лукойл |
72,90 |
ROSN |
75,23 |
Роснефть |
71,22 |
MGNT |
76,58 |
Магнит |
75,63 |
GMKR |
80,18 |
НорНикель |
71,01 |
Si |
69,82 |
Яндекс |
71,43 |
RTS |
68,47 |
|
|
Gold |
72,36 |
|
|
Brent |
72,99 |
|
|
Eu |
65,14 |
|
|
U500 |
73,87 |
|
|
Проблемы в постоянном получении прибыли по такому методу достаточно просты: во-первых, такой подход не учитывает новостной фон (дивиденды, бэй-бэки и проч.), а во-вторых, он иногда банально неточен. Кроме того, в хорошем тренде искомая «безопасная» цена входа в позицию бывает просто недоступной. И наконец, этот прогноз носит, в первую очередь, качественный, а не количественный характер.
Какое то время меня устраивал в торговле такой подход. Но позже я пришел к пониманию, что кроме качественной оценки (направление цены) однозначно нужна и количественная оценка торгуемого диапазона цен. После ряда попыток количественно формализовать движение цены я напрочь отбросил эту идею и ограничился количественной оценкой максимальной и минимальной цен на интервале. В результате у меня получился прогноз максимальной и минимальной цены. За математическую основу этого метода взяты формулы для нормального распределения вероятности и формула для колебаний маятника, на который действует внешняя сила.
Просчитав этот прогноз на исторических данных за последние 2-3 года, я получил точность расчета максимальной и минимальной цены (через среднеквадратичное отклонение от факта) на разных интервалах – неделя, день, час, 30, 20, 10, 5 и 1 минута — она не более 0,8 % от номинальной величины цены или примерно не более 10-15% от диапазона хода цены на интервале.
В объединенном варианте результаты обоих прогнозов выглядят примерно так (данные прошедшей недели:
Следующий день (22.11.19) |
Текущая неделя (18.11 – 22.11 2019) |
||||||||
Фьючерсы |
Max |
Min |
Прогноз |
Max |
Min |
Прогноз |
Факт |
MaxФакт |
MinФакт |
ГазПром |
25 984 |
25 849 |
-1 |
26 357 |
24 177 |
-1 |
-1 |
26 118 |
24 572 |
СберБанк |
23 954 |
23 726 |
1 |
24 617 |
23 799 |
1 |
-1 |
24 275 |
23 702 |
Brent |
64.53 |
62.42 |
1 |
64.24 |
61.81 |
1 |
-1 |
64.27 |
60.30 |
ГМКНорНик. |
178 277 |
175 864 |
-1 |
185 503 |
171 999 |
-1 |
-1 |
179 280 |
172 321 |
ЛукОйл |
59 911 |
59 173 |
1 |
61 594 |
59 071 |
1 |
1 |
60 700 |
58 926 |
РосНефть |
45 803 |
44 991 |
1 |
47 262 |
45 013 |
1 |
-1 |
46 361 |
44 403 |
Магнит |
3 336 |
3 274 |
1 |
3 382 |
3 278 |
-1 |
-1 |
3 365 |
3 257 |
РТС |
145 880 |
144 080 |
1 |
147 260 |
142 600 |
1 |
1 |
146 490 |
142 710 |
U500 |
2 393.67 |
2 377.67 |
-1 |
2 404.92 |
2 373.42 |
1 |
1 |
2 406.75 |
2 376.00 |
Gold |
1 478.3 |
1 464.8 |
-1 |
1 486.1 |
1 457.2 |
1 |
1 |
1 484.2 |
1 461.6 |
Доллар |
64 102 |
63 826 |
-1 |
64 555 |
63 741 |
-1 |
-1 |
64 367 |
63 822 |
Евро |
71 059 |
70 684 |
-1 |
71 356 |
70 584 |
-1 |
-1 |
71 183 |
70 861 |
И по акциям:
Следующий день (22.11.19) |
Текущая неделя (18.11 – 22.11 2019) |
||||||||
Акции |
Max |
Min |
Прогноз |
Max |
Min |
Прогноз |
Факт |
MaxФакт |
MinФакт |
ГазПром |
259.43 |
249.64 |
-1 |
260.71 |
240.06 |
-1 |
-1 |
259.80 |
244.32 |
СберБанк |
238.17 |
235.97 |
1 |
243.89 |
235.96 |
1 |
-1 |
241.23 |
235.80 |
ГМКНорНикель |
17 766 |
17 524 |
1 |
18 468 |
17 060 |
-1 |
-1 |
17 838 |
17 212 |
ЛукОйл |
6 105 |
6 052 |
1 |
6 235 |
6 023 |
1 |
1 |
6 194 |
6 026 |
РосНефть |
456.0 |
447.7 |
1 |
468.7 |
446.8 |
1 |
-1 |
461.5 |
441.7 |
Магнит |
3 306 |
3 246 |
-1 |
3 360 |
3 266 |
-1 |
-1 |
3 348 |
3 255 |
Яндекс |
2 570.4 |
2 521.4 |
1 |
2 304.1 |
2 195.5 |
1 |
1 |
2 569.8 |
2 350.0 |
С достоверностью данного прогноза тоже есть свои проблемы. При четком тренде фактические цены смещаются в сторону тренда относительно прогноза. Кроме того, здесь также трудно формализовать учет новостного фона и прочих не формализуемых факторов.
В графическом виде резудьтаты прогнозирования выглядят следдующим образом:
High и Low — фактические максимум и минимум на интервале «день»; МахПр и МинПр — прогнозные максимум и минимум для интервала «день»;
High_Нед и Low_Нед - прогнозные максимум и минимум для интервала «неделя».
Думаю, здесь нужно сделать паузу. Уже много текста получилось. Если статья будет вам интересной (наберет плюсы), я продолжу эту тему.
Готов обсудить какие то ваши вопросы – но по существу темы (трейдинга). Свои негативные эмоции и сложившиеся стереотипы (из серии: все прогнозы – ложь, формулы – вред и проч.), пожалуйста, оставьте при себе. Мне они не интересны и переубеждать вас, или доказывать свою правоту - я не собираюсь.
Сразу отвечу на возможные замечания:
— о том, что «советы давать – не торговать» — публичный результат моей торговли можете посмотреть на сайте ЛЧИ-2019 в разделе «капиталистов» под ником Vlad21KRK;
— о том, что «в пост факте каждый может нарисовать такую таблицу», — приведу данные на текущую неделю и сегодняшний день:
Следующий день (25.11.19) |
Текущая неделя (25.11 – 29.11 2019) |
||||||||
Фьючерсы |
Max |
Min |
Прогноз |
Max |
Min |
Прогноз |
Факт |
MaxФакт |
MinФакт |
ГазПром |
25 756 |
24 987 |
-1 |
25 705 |
24 159 |
-1 |
|||
СберБанк |
24 078 |
23 731 |
-1 |
24 217 |
23 644 |
-1 |
|||
Brent |
63.66 |
63.46 |
1 |
65.13 |
61.16 |
1 |
|||
ГМКНорНик. |
177 373 |
173 520 |
-1 |
178 251 |
171 292 |
-1 |
|||
ЛукОйл |
60 167 |
59 407 |
-1 |
60 552 |
58 778 |
-1 |
|||
РосНефть |
45 803 |
45 095 |
-1 |
46 394 |
44 436 |
1 |
|||
Магнит |
3 297 |
3 247 |
-1 |
3 365 |
3 257 |
-1 |
|||
РТС |
146 020 |
143 670 |
-1 |
146 250 |
142 470 |
-1 |
|||
U500 |
2 395.67 |
2 379.67 |
1 |
2 404.83 |
2 374.08 |
-1 |
|||
Gold |
1 466.2 |
1 464.4 |
-1 |
1 479.1 |
1 456.5 |
-1 |
|||
Доллар |
64 190 |
63 892 |
1 |
64 359 |
63 814 |
-1 |
|||
Евро |
70 906 |
70 617 |
-1 |
71 168 |
70 485 |
-1 |
И для акций:
Следующий день (22.11.19) |
Текущая неделя (18.11 – 22.11 2019) |
||||||||
Акции |
Max |
Min |
Прогноз |
Max |
Min |
Прогноз |
Факт |
MaxФакт |
MinФакт |
ГазПром |
256.43 |
248.84 |
-1 |
259.75 |
244.27 |
-1 |
|||
СберБанк |
240.04 |
236.38 |
-1 |
240.97 |
235.54 |
-1 |
|||
ГМКНорНикель |
17 684 |
17 340 |
-1 |
17 804 |
17 178 |
-1 |
|||
ЛукОйл |
6 162 |
6 071 |
1 |
6 201 |
6 032 |
1 |
|||
РосНефть |
456.7 |
450.1 |
-1 |
462.5 |
442.6 |
1 |
|||
Магнит |
3 284 |
3 247 |
-1 |
3 321 |
3 228 |
-1 |
|||
Яндекс |
2 579.0 |
2 544.2 |
1 |
2 640.7 |
2 420.9 |
1 |
Всем удачи и профита!
Или я не понял ваш вопрос?
Ну а дальше вы можете сдвигать его на шаг. Предавать разный вес значениям, экспоненциальная средняя. И искать остальные моменты распределения.
С тем, что направление цены — это только половина дела, я полностью согласен. Но не обязательно в качестве второй половины дела ставить задачу вычисления точной цены на конец интервала, я это заменяю торговым диапазоном цен — от максимума до минимума — для следующего интервала, в рамках которого можно взять профит, а прогнозные цены максимума и минимума использую как уровни входа и выхода.
Насчет «эффективной торговой системы» по этой системе уже реализован торговый робот. Пока он работает месяц на другом счете, рано еще говорить об его эквити, но пока он дает около 5 % «грязной» прибыли в день при работе 5 лотами на таких фьючерсах, как Si, SBER и GAZP. А точками входа-выхода являются прогнозные цены max и min. Для информации — при работе на 5 минутках, точность прогнозных цен 4 — 5 шагов цены.
Прочтите еще раз то, что Вам написал А.Г., дело не в таймфрейме, который явно не Ваш, а в существе. Точность прогноза направления вовсе не обеспечивает хороший финансовый результат.
Я прочитал. В целом согласен. Но эти слова — ведь не приговор? И прогноз прогнозу — рознь. Кроме того, при реализации алгоритма очень многое зависит от логики принятия решений — даже при одном и том же подходе в прогнозировании направления и цен. У меня вроде получилось эти два прогноза «завязать» друг на друга с целью минимизировать убыточные входы (стараюсь пропускать «неправильные» интервалы). Сейчас работаю над формализацией тренда — для входа по тренду и «не входа» против тренда.
Такими темпами скоро будете в рейтинге форбс.
… но а на более длительных интервалах какие результаты?
Поэтому тест за последние месяцы ничего значимого не покажет.
Можно прогнать ее (задним числом) на каком-нибудь мощном тренде?
1999-2000 там, ну или 2009? (если мы ее юзаем в основном на акциях)
И посмотреть на стандартную статистику сделок?
С уважением
Я не считаю, что это система контртренда. Ее принцип работы в режиме робота я вообще практически отвязал от тренда. Прогнозное направление движения цены я использую не для выбора лонга или шорта, а для правильного расчета максимальной и минимальной цен на интервале. Потому что их величина зависит от используемого в расчете направления цены. Когда интервал уже начался, я отслеживаю фактическое направление движения цены и если оно не соответствует прогнозному, цены пересчитываются по факту. Если на интервале сначала достигается максимум, то алгоритм встает в шорт, если минимум — то в лонг.
Я все воспринимаю буквально, как в школе учили. Вы писали
«Для средней цены я сделал прогноз направления движения цены на следующем интервале. За основу метода взяты давно всем известные формулы для нормального распределения вероятности. Через отклонение от него фактических цен на предыдущих интервалах, делается вывод о направлении движения цены на следующем интервале времени. Суть результатов данного прогноза достаточно проста: если прогноз для следующего интервала — в лонг...»
На основании нормального распределения приращений цены (что в-общем и не факт на самом деле) по всем известным формулам вставать в лонг следует, если цена слишком просела (скажем, вышла за 3 сигмы). Таким образом, если описание работы системы хоть немного похоже на правду, система встает в лонг после существенной просадки, а в шорт встает после существенного роста.
Это и есть типичный контртренд.
Так что, уважаемый, либо Вы лукавите, либо компостируете мозги членам уважаемого Community.
С уважением
P.S. А все же — бэктест на указанных периодах слабо устроить?
Во-первых, и я про это честно написал — кроме нормального распределения я использовал и некоторые другие постулаты, но не собираюсь их все здесь подробно с формулами и прочими рассуждениями выложить.
Во-вторых. В вашем примере " … вставать в лонг следует, если цена слишком просела (скажем, вышла за 3 сигмы)" — фраза верная, если вы уверены, что движение цены будет вверх. А вы уверены? Могу предложить иной вариант действий для такого же случая: цена просела, это подтверждает предположение о движении цены вниз, встаем в шорт. Это когда вы уверены, что цена снижается. А вы уверены? )))
Прогноз направления движения цены делается для интервала, не абсолютно — с этой секунды и до конца дня. И для принятия решения об открытии лонга или шорта одного прогноза на лонг или шорт недостаточно (по крайней мере — для меня). Нужен ориентир цены для входа в позицию. А вы хотите на основании отклонений от нормального распределения и сделать вывод о направлении движения цены, и принять решение по точке входа. Думаю, это невозможно.
Я ни в коем разе этого не хочу. Я вообще для своей торговли использую совсем другие, нетривиальные соображения.
Просто высказанные Вами тезисы позволяют классифицировать Вашу ТС как контртрендовую, возможно, снабженную дополнительными фильтрами. Так что ее «прочность» требуется проверять не на последних 5 мес. (вполне комфортных для контртренда), а на жестких трендах. Выживет — можно заниматься тюнингом. Сдохнет — придется искать новую.
С уважением
Насчет «сдохнет-выживет». Конечно, нужен продолжительный тест. Его и делаю сейчас. И уже сейчас вижу те места, которые надо «тюнинговать». А по поводу проблем с сильными трендами — не обязательно решать проблему, можно ее обойти. В данном случае — не торговать в определенные интервалы и не вставать против тренда, надо только правильно формализовать это в логике алгоритма.
Если Вам удастся с высокой достоверностью отличать сильный тренд от относительного флета — можете забыть про свою систему — Вы уже без пары минут миллиардер.
С уважением и пожеланием удачи
Это не сарказм
Как такового тренда нет. Вернее, он существует только применительно к конкретному масштабу времени — таймфрейму. На большом может быть ап, на малом — даун.
За последние 50 лет сотни тысяч (м.б. даже миллионы) людей пытались решить задачу достоверного распознавания тренда на интервале (и вероятности его продолжения на следующем интервале). Я ничего не слышал про успех в этих исследованиях — возможно, это сакральное знание.
Поэтому просто хотел вежливо намекнуть Вам, что то, что Вы называете легким тюнингом, есть значительно более сложная и значимая задача, чем описанный Вами принцип работы отдельной ТС.
С уважением и ожиданием дальнейшего применения математики в трейдинге
Можно много философствовать о том есть ли тренд, или его нет. О том, что такое тренд и проч. Для меня, в данном конкретном случае, как это не будет смешно, ответ на этот вопрос очень простой. Я буду называть трендом такое движение цены, которое совпадает с моим прогнозом, но проходит выше (при движении вверх) моего прогнозного максимума (или наоборот для шортового движения) НЕСКОЛЬКО интервалов подряд. Если это длится только один интервал, моя система это переваривает.
Переваривает или нет — покажет только бэктест.
Если проблемы с тиками на истории — могу организовать.
С уважением
Чтобы без иллюзий да на одном активе — это лет 300 надо.
А так — если идея работает, она должна работать без существенной подгонки на ряде активов.
Мораль — берем 5-10 лет, пару десятков активов — и х"№рим.
Все остальное — из области аутотренинга. За нормальный трек не канает.
С уважением
Но когда начинаешь реализовывать идею, возникает много аспектов, которые вносят изменения в саму идею. Например, управление (контроль) рисками (убытком) заставил меня фиксировать прибыль не «досиживая» до противоположной прогнозной цены, потому что есть погрешность ее определения, и лучше получать часть прибыли, чем не получить ничего или уйти из плюса в минус. Подобная ситуация и с попаданием в «минус». Можно свято верить в прогноз и сидеть до достижения противоположной прогнозной цены, с риском получить большой минус. И точность прогноза движения цены, увы, не 100%. Эти и подобные нюансы выхолащивают часть идея, еще часть идеи видоизменяется в силу сложности формализации логики принятия решений. В итоге, мое понимание моей же идеи претерпело достаточно сильные изменения за то время, пока я эту идею реализовывал в виде алгоритма торгового робота.
Насчет мощного тренда — абсолютно верное замечание. Такая система в случае наличия достаточно сильного тренда, без логики анализа входа в позицию, будет попадать в убыточные позиции, поскольку при тренде вверх всегда сначала будет достигнут максимум и соответственно будет браться позиция шорт (и наоборот). Побороть этот эффект полностью пока не смог. Не так просто формализовать наличие сильного тренда, как оказалось. Логика анализа «правильности» входа в позицию, основанная только на прогнозе движения цены, работает для боковика, или несильного тренда. При сильном тренде она не спасает, поэтому эту «дыру» в алгоритме сейчас дорабатываю. Ответил на ваш вопрос и, однако, понял, почему вы считаете систему контртрендовой. В случае сильного тренда — да. Но я как раз хочу сделать ее в этом случае трендовой, а не плевать против ветра.
Мишки выиграли, дейтрейдеры и фонды согласились с ценой закрытия
Если вы про конкретный пример, который приведен в статье, то ответ следующий: трейдера интересует не столько цена, сколько прибыль. Так вот с точки зрения прибыли при данных ценах проще получить прибыль на росте, а не на падении. Думаю, это очевидно. И большую часть времени цена была в росте, следовательно трейдеру проще было получить прибыль в лонге.
Я попробую ответить (если еще не успел Вам надоесть).
Если Ваша ТС и ее принципы масштабируемы, то Вам все равно, какие свечи рассматривать — дневные, часовые или минутные.
Так вот, если мы спускаемся вниз от daily по шкале времени — цена close каждого бара начинает приобретать важное значение.
А именно — по этой цене (в теории) можно открыться в начале следующего бара, т.к. внутри торгового дня гэпы — вещь редкая.
Когда можно будет открыться по Вашей «средней» цене и можно ли будет открыться вообще — науке пока неизвестно...
С уважением
Выражаясь Вашей терминологией, принципы подхода масштабируемы. Особенно для прогноза направления движения цены. Я прогонял оба прогноза — и направления цены, и максимума/минимума на интервалах меньше дня (минимальный интервал который я брал — 1 минута). Честно скажу, что для ряда активов на таком интервале результаты были не очень. Например, фьючерсы Магнита и НорНикеля, они на этих интервалах практически не торгуются, поэтому и говорить о презентативности результатов смысла нет. Для большинства же других активов результаты оставались приемлемыми. Кстати, такие расчеты дали мне информацию о том, какие интервалы следует смотреть для разных активов с точки зрения бОльшей информативности.
Цена закрытия в моей системе имеет важное значение, но не то, которое Вы обозначили. Зачем брать лонг от цены закрытия, если на следующем интервале будет цена ниже ее? Правильнее взять лонг ниже.
А про среднюю цену (в моем понимании этого термина) как ориентир для цены входа в позицию я писал только в рамках модели прогноза направления цены. Этого ориентира, безусловно, не вполне достаточно, хотя замечу, достижимость этого уровня цены вполне реальна, за исключением (не к ночи будь упомянут вновь) случая сильного тренда. Именно из-за этой «не вполне достаточности» я и сделал прогноз максимума и минимума для следующего интервала. И после этого пересмотрел свое понимание алгоритма, прийдя к выводу, что можно вполне надежно зарабатывать не только по тренду, но и против него, но знать, так сказать, меру в этом.
Смотрите, агрегированные статистические показатели типа ВВП по ППС используются для общей оценки.
В вашем случае — это сферический конь в вакууме. Та самая температура по больнице.
Непонятно, к чему пристегивать.
Тогда уже вам надо смотреть модальную цену и на соответствующем объеме.
Цена закрытия — индикативная для расчета вариационки и ГО.
Да и для расчета профита.
Если трейдер весь год был в прибыли, а в последнюю минуту
залосил на всю котлету,
то сложно утверждать, что сначала был такой крутой рост
1). «Смотрите, агрегированные статистические показатели типа ВВП по ППС используются для общей оценки.» И что, какая связь с обсуждаемым вопросом? Оставлю без комментариев, на всякий случай вежливо отвечу, что теперь буду знать об этом )))
2). «В вашем случае — это сферический конь в вакууме. Та самая температура по больнице. Непонятно, к чему пристегивать. Тогда уже вам надо смотреть модальную цену и на соответствующем объеме.» Понимаю, что фразы написаны эмоционально, от сердца, видимо выражают тот факт, что вы не поняли до конца того, о чем я написал. Наверное у меня немного сумбурно получилось, потому что я сокращал текст по объему...
3). «Цена закрытия — индикативная для расчета вариационки и ГО.
Да и для расчета профита.» Опять тот же вопрос — причем здесь этот факт, какая связь с обсуждаемой мною темой? А если вы закрыли позицию за пару часов до наступления момента «цена закрытия» — она вас все еще будет волновать или изменит уже полученный вами профит (убыток)? Я писал не про то, что цена закрытия не имеет никакого значения, а про то, что с точки зрения процесса движения цены не стоит преувеличивать значение цены закрытия, это просто одно из значений цены на пути ее движения. И в этом плане цена закрытия мало чем отличается от цены, которая была, например, пару часов назад до нее. Еще раз подчеркиваю — эта фраза мною утверждается с точки зрения процесса движения цены.
4). «Если трейдер весь год был в прибыли, а в последнюю минуту
залосил на всю котлету, то сложно утверждать, что сначала был такой крутой рост». Опять непонятно вы высказались. Или вы здесь пишите про пример цен из статьи, когда последняя цена ушла ниже цены открытия, а я говорю, что на интервале был рост? Тот факт, что «трейдер весь год был в прибыли» (вы же про лонг говорите, насколько я догадываюсь) и подтверждает тот факт, что был «крутой рост». А тот факт, что он «в последнюю минуту залосил на всю котлету» говорит не об отсутствии закончившегося роста, а о том, что трейдер банально пересидел в позиции и не зафиксировал прибыль вовремя. Пример цен из статьи — из этого же разряда.
Если же вы торгуете в долгосрок, то цена закрытия вас также не должна волновать сильно, если конечно она не приводит вас к маржинколу. В этом случае вы торгуете по долгосрочному прогнозу или ждете определенного уровня цены.