Дисклеймер: все имена и названия в данном посте вымышлены, любые совпадения с реально существующими или когда-либо существовавшими случайны.
Все в курсе, что ставки по депозитам стремительно падают и вкладчики в печали…
Раздаётся звонок телефона.
— Здравствуйте, Иван Иванович?
— Да, это я.
— Это Вас из банка
«Отжатие» беспокоят. У Вас завтра заканчивается вклад, а новый будет по сниженной ставке, всего 5 процентов.
— А чего так мало?
— Прекрасно понимаю ваше беспокойство, но есть хорошая новость. Вы у нас давний клиент, специально для вас можно сделать на 5 лет со ставкой доходности 13.5% годовых.
— О, замечательно!
— Когда вам удобно подъехать в офис, я пока подготовлю документы...
{Договариваются о времени}.
Далее Иван Иванович приходит в отделение банка «Отжатие», в которое ходит уже много лет, т.к. в этот банк перечисляется его пенсия.
Ему на подпись даются бумаги, со словами «я уже всё подготовила вам, вот здесь где галочки подпись».
Иван Иванович уходит из банка, довольный, что так выгодно открыл вклад, аж под целых 13.5% годовых. Это от миллиона 135000 в год. Неплохая прибавка к пенсии!
Через месяц Ивану Ивановичу внезапно потребовалась сумма денег, которую он решил снять со вклада. Он приходит в офис банка, хочу снять такую-то сумму. А ему говорят:
— А на вашем счёте ничего нет.
— Как нет? А где мой вклад?
— Какой вклад? Вот такого-то числа вы приходили и оформили «Договор инвестиционного страхования жизни» на сумму вашего предыдущего вклада.
— Вы сдурели что ли??? Где мои деньги?!!
— Я прекрасно понимаю ваше беспокойство, но Вы сами согласились с условиями договора, вот Ваша подпись, вот платежное поручение.
— А деньги-то мои где???
— Ваши деньги перечислены в страховую компанию ООО
«Пух и Прах жесть
».
Дальше Иван Иванович пишет жалобу в ЦБ, но ему отвечают примерно следующее:
«Ваша жалоба рассмотрена… Личной подписью вы подтвердили своё согласие на заключение договора страхования на предложенных страховщиком условиях… В течение установленного законом срока 14 дней от вас не поступало заявление на расторжение договора… Оснований для применения надзорных мер в отношении банка и страховой компании не усматривается… Рекомендуем в будущем для повышения информированности использовать информацию на сайте финансового просвещения Банка России fincult.info...»
{Занавес}
И всё в этой схеме законно. Деньги можно будет забрать через 5 лет, если страховая компания не испарится. А 13.5% — это негарантированный доход, клиенту можно ничего не выплачивать и спокойно крутить где-нибудь. А то, что Иван Иванович, пенсионер, прошедний через 90-е, МММ, потерявший все деньги минимум 3 раза, привык, наконец-то
в период стабильности доверять словам менеджера солидного банка и слепо подписывать «где галочки» говорит лишь об одном: жизнь людей не учит ничему.
А ЦБ, как регулятору, помимо периода охлаждения 14 дней, наверное, следовало бы вообще ограничить продажу ИСЖ в офисах банков, дабы избежать таких ситуаций. И все прекрасно понимают, о чём речь. Вряд ли у пенсионера были истиные намерения отдать в безвозмездное пользование на 5 лет неизвестно кому все свои сбережения.
я еле-еле из сбер страхования выдернул деньги в этом году
принимают денежки они очень быстро, а вот с возвратами возникают проблемы
Причем в том случае что лично видел эти упыри предложили закрыть вклад с потерей! процентов чтобы переложить в более выгодный договор.
Клиент забывает спросить, а банкир «забывает» заострить на этом внимание.
Это касается и продаж структурных продуктов и страховых.
На структурках я сам влетал на досрочном расторжении (непредвиденные обстоятельства, как обычно бывает в жизни), в итоге потерял небольшую часть «тела».
Тут же на смарте были истории про то как клиентам private продавали суборды Промсвязьбанка (epic fail)…
Как-то не хочется попасть в страну, где все пытаются совершенно безнаказанно поиметь тебя на каждом шагу. Причем в публикации описан только один момент, а еще есть ЖКХ, повальное воровство бюджетных денег, коррупция и т.д.
У нас тоже не медом намазано, но все-таки такого наглого обдирания нет.
А рядовым россиянам нет до этого дела, им бы немного положение свое улучшить, пожить спокойно без очередных потрясений с курсом и Ко.
Какие претензии вообще к россиянам? Вообще-то эти самые россияне со своего кармана оплачивают часть расходов белорусов.
Не на чем банкам зарабатывать, да и АСВ в долгах, а на бирже если потерял то сам виноват.
1. Вернул деньги с потерей (только надо почитать условия договора и определить, когда выгоднее).
2. Положил их на вклад без обременений.
3. Написал в прокуратуру (омбудсмену, суд) жалобу на банк о нарушении:
— п. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 («Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах)»);
— п. 1 ст. 14.8 КоАП («Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы — влечет предупреждение или наложение административного штрафа … на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей»);
— ст. 178 и 179 ГК РФ;
- абз. 2 ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 («В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора»);
— разделов 2, 3 и 5 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций, объединяющих страховые организации, утв. Решением Комитета финансового надзора ЦБ РФ (Протокол № КФНП-24 от 09.08.2018) (должна выдаваться памятка!)
+ в Интернете посмотрел бы судебную практику!
На подпись подсовываются все документы, где ты со всем ознакомлен и со всем согласен. Поэтому всё законно.
Ну а то, что психологически ввели в заблуждение и клиент по невнимательности подмахнул, не вчитавшись (доверился менеджеру) — недоказуемо. Конечно же после такого репутация банка в глазах клиента подмочена навсегда. Но это уже никого не интересует.
«Обращаем внимание, что в случае, если договор страхования заключен под влиянием заблуждения и (или) обмана, в соответствии с положениями статей 178 и 179 ГК РФ он может быть признан недействительным по исковому заявлению в суд, с возвращением в полном объеме в соответствии со статьей 167 ГК РФ денежных средств, уплаченных за услуги страхования», — отметили в пресс-службе Центробанка
Банк и СК приносят бумаги, собственноручно подписанные клиентом. Что суд может сделать?
"… С условиями договора и условиями страхования истец ознакомился и подтвердил намерение заключить договор на указанных в нем условиях, о чем свидетельствует его подпись на заявлении и полисе..."