Блог им. Mys_Dobroy_Nadezhdy
Добрый день, дамы и господа! Я тут новичок, и это мой первый топик – поэтому прошу не кидайтесь камнями сразу. Я сижу тут уже как 2, а то и 3 года и знаю про всех и про вся (годовая подписка на топики о жизни и заработке товарища Олейникова). За 2 года, читая посты и комментарии постояльцев, почти понял иерархический “движ” Смартлаба. Что я знаю: знаю то, что трейдеры почета особо не имеют, форекс-тренера тем более, и что, прорекламировав в топике бесплатные/платные курсы, легко попасть под всеобщую ненависть к себе. Например, в категорию так называемых “околорыночников” умудрился попасть даже многоуважаемый мною товарищ Спирин. Ну ладно, дальше. Инвестора на форуме масти высокой. Ну а самый блатной у нас — это наш смотрящий форума (ибо медалей как у покойного Леонида Ильича). Нет, на самом деле к создателю сайта я отношусь крайне положительно. Спасибо большое за форум. Форум классный (но дизайн оставляет желать лучшего). Ну ладно от знакомства перейдем к делу.
Трейдеры топик могут сразу закрывать, вам данная тема интересна не будет (хотя для общего развития — самое оно).
Хочу вам представить мой кратенький (если его можно так назвать) фундаментальный анализ 3-х гигантов на Российском, а то и, чего уж там, на мировом рынке общепита. В список рассматриваемых мною компаний входит уже почти родной нам американский McDonalds (NYSE: MCD), Канадский Restaurants Brands International (NYSE: QSR), владеющий сетью Burger King в России, и группа компаний Yum! Brands (NYSE: YUM), владеющая KFC, Pizza Hut, Taco Bell (очень популярная в США сеть мексиканской кухни).
По каким показателям будем с вами сравнивать компании: дороговизна компании (P/E), доходы, сколько компания платит дивидендов, долги компании и общие перспективы развития компании.
Изначально хотел уместить все в один топик, но потом понял, что если даже и получится, то получится или слишком коротко, или статья будет состоять из вступления и сухих показателей, что в принципе можно найти и на фин. ресурсах. Поэтому статью решил разделить на 3 части. (Не маркетинговый ход).
И начнем мы с моего любимого McDonalds (NYSE: MCD), по мне, так он вкуснее, да и на глаз приятнее (концепция, интерьер).
Краткая история.
Первый ресторан Макдональдс был открыт в 1940 году Братьями Ричардом («Диком») и Морисом («Маком») Макдоналдами в Сан-Бернардино, штат Калифорния. В 1954 году братья продали свою первую франшизу коммерсанту по имени Рей Крок, который впоследствии выкупил в 1961 году весь бизнес основателей.
Если верить Википедии, на конец 2018 года под торговой маркой Макдональдс работало 37 855 ресторанов в 120 странах, из них 93 % управлялось по франчайзингу. На данный момент Макдональдс занимает второе место по количеству ресторанов, уступая только Американской сети быстрого питания Subway. Общий оборот системы Макдональдс на 2018 год составил $86,13 млрд Основным заработком компании является скорее не продажа гамбургеров и картошки фри, а покупка недвижимости под ресторан и последующая сдача помещения в аренду своим франчайзи. Также компания зарабатывает с паушальных взносов и ежемесячной роялти. От общака перейдем к фундаменталу или разберемся в том, насколько компания является инвестиционно привлекательным продуктом для долгосрочной инвестиции.
Стоимость.
Начнем с дороговизны. Итак, цена компании достаточно высока, в целом исторически сложилось, что за последние 10, а то и 20 лет компания входила в разряд “не из дешевых”. Целых 25 лет понадобится инвестору, чтобы окупить свои вложения. При этом средний срок окупаемости компаний ресторанного сегмента, котирующихся на премаркете США, составляет 22 года, и также 22 года понадобится, если вложить ваши кровные во все компании индекса sp 500 в равной доле. Если вас устраивает срок окупаемости (что скорее всего вряд ли), то можете смело покупать, но если вы, например, сравните с акциями, котирующимися на Московской бирже, то увидите, насколько перегрет и дорог сегодня американский фондовый рынок. Для сравнения средняя окупаемость компаний Московской биржи составляет 12 лет. Разница немаленькая.
Доходы.
С выручкой дела развиваются не лучшим образом. Компания находится в стадии стагнации достаточно продолжительный период времени. Например, за период с 2013 по 2019 год наблюдается неуклонное падение показателя общего оборота компании: по сравнению с 2013 годом он снизился аж на целых 30%. Но при этом чистый доход компании за аналогичный период увеличился на 7%, что может говорить о том, что компания могла произвести оптимизацию расходов — сокращение отдела кадров, закрытие нерентабельных точек продаж и т.д. или же просто увеличить “маржинальность” бизнеса, сэкономив на сырье основной производимой продукции, что может привести к более плохим последствиям для будущего компании, так как потребитель рано или поздно просто перестанет покупать гамбургеры в Макдональдс и уйдет к другому производителю. Как говорят, дорого и невкусно.
Дивиденды
А что у нас по дивидендам? А по дивидендам у нас все очень хорошо (для рынка США). Макдональдс является “дивидендным аристократом”. Компания стабильно выплачивает дивиденды, но дивидендная доходность постепенно снижается, что является нормой при повышении стоимости акций в сравнении с доходностью компании. В 2019 году дивидендная доходность составила 2,5%, что является более хорошим показателем, чем в среднем по американскому рынку (1.43%).
Долги
И теперь самая болезненная тема для компании – задолженность. Проблема в том, что при значительном уровне задолженности, у Макдональдса наблюдается отрицательный акционерный капитал. Отрицательный акционерный капитал был образован или за счет выкупа своих акций, или за счет открытия новых точек продаж (выкуп земли под новые рестораны) с помощью привлечения заемных средств.
Какова чистая задолженность компании? Как видно из рисунка, представленного ниже, к концу марта 2019 года компания имела долги в размере $32,8 млрд, выросшие по сравнению с $30,9 млрд в прошлом году. Однако в этот временной период Макдональдс имели $2.29 млрд наличной прибыли, что означает, что их чистая задолженность составляет $30.6 млрд.
Велики ли риски? Из последнего баланса видно, что компания имеет обязательства на $3,38 млрд, подлежащие погашению в течение года, и обязательства на сумму $49,6 млрд, подлежащие погашению в долгосрочной перспективе. С другой стороны, у Макдональдс имеются денежные средства на сумму $2,29 млрд и дебиторская задолженность на сумму $1,99 млрд, подлежащие погашению в течение года. Таким образом, обязательства компании перевешивают сумму их денежных средств и (краткосрочной) дебиторской задолженности на 48,7 млрд долларов США. Но Макдональдс имеет огромную рыночную капитализацию в $163,3 млрд, поэтому они вполне могут разобраться с долгами, продав компанию при острой необходимости. Тем не менее, акционерам и “следящими” за компанией все еще стоит внимательно наблюдать за уровнем денежных обязательств.
Перспектива.
Итак, что мы имеем в целом? Перспективы у компании, исходя из сухого фундаментального анализа, не столь сказочные и оставляют желать лучшего. Доходы падают, популярность так называемой “вредной” быстрой пищи падает, популярность активного включения мяса в рацион питания у семей также снижается. Но собственное мнение по поводу настоящего и будущего компании у меня скорее положительное, чем отрицательное. Ибо я считаю, что Макдональдс является лучшей в мире компанией ресторанного сегмента на протяжении долгого времени существования. Дело все в пище, в сервисе и в развитии.
1 — еда. Макдональдс один из единственных ресторанов, чей бургер вы практически не сможете отличить закрытыми глазами от бургера из более дорого ресторана (ИМХО). (Может быть я не ел вкусных бургеров) Дело в том, что Макдональдс производит действительно вкусную продукцию во всем мире и на протяжении долгого времени (но, к сожалению, вредную).
2 — сервис. Если мельком следить за компанией, то можно заметить, что она постоянно развивается (движется в ногу со временем). Начиная от постоянного обновления дизайна, заканчивая нововведениями в сервисе (готовка бургеров сразу же после заказа, введение официантов в ресторанах и т.д.). Да, частое обновление интерьера достаточно затратное и, казалось бы, нерациональное для франчайзи и акционеров решение, но на практике помогает компании всегда оставаться в центре внимания и быть приятной на глаз.
Но есть одно большое «но». Макдональдс продолжит находится в состоянии упадка и стагнации в случае, если что-нибудь не предпримет для удовлетворения потребностей так называемого класса современных потребителей. Например, ввод в меню “здоровой пищи” и постепенное сокращение доли мяса в своей продукции (не меньше котлет, а больше вегетарианских позиций в меню).
Ну вообщем все. Будут ошибки пишите в комменты. Всех с наступающим! (сам не праздную).
>> Я читал что они ещё и самый крупный владелец земли. Это правда?
Конечно, нет. Сами-то как думаете?
Самый крупный владелец недвижимости в мире это фонд Blackstone (овер ~$100 млрд. в недвижимости). Для сравнения, Макдак это всего лишь ~$33 млрд.)
Если считать не в деньгах, а по площадям, самый крупный землевладелец это Чароен Сиривадханабхакди.
Так что взял на пенсию KHC =)))
При стоимости акции $197 дивиденды за 2019г (поквартально) составили $4,73 — чистый див доход 2% по году.
Yum! Brands, Inc.
При стоимости акции $100,64 дивиденды за 2019г (поквартально) составили $1,68 — чистый див доход 1,42% по году.
Restaurant Brands International Inc.
При стоимости акции $64 дивиденды за 2019г (поквартально) составили $2 — чистый див доход 2,65% по году.
В прошлом году цена еще была 160, у меня средняя 173.