Блог им. Cryptocritics
Торшина тут пишет предстоящий в этом году бизнес-апокалипсис: «Среди моих клиентов из «реального сектора экономики» есть мнение, что 2020 год станет Чистилищем: в начале года многие будут цепляться и включать пятую скорость, взбивать лапками масло, пробовать новые каналы продаж, что угодно — чтобы остатся на рынке. А вот к концу 2020 года начнут повально закрываться, потому что у всех остаться не получится, и на всех денег покупателей не хватит.»
Сейчас поясню почему в этом и следующем году сдохнет куча российского бизнеса. Потому что в руководстве компаний до сих пор внедрены три установки при постановке задач:
1) «Делай, что я сказал, и не думай»
2) «Придумайте всё сами, решите всё сами — моя задача вам з/п платить»
3) «А чо там у соседа? а чо там у больших? Срочно делаем как они».
// Есть ещё популярная 4) «нае8ать и свалить» — но о ней вслух говорить не принято //
Я уже об этом развернуто писал (раз, два, три), но обозначу условия, когда все три имели право на жизнь и кое-как прокатывали. КОГДА ВСЁ РОСЛО. КОГДА ЭКОНОМИКА РОСЛА. КОГДА РЫНОК НЕ БЫЛ ЗАНЯТ. КОГДА КОНКУРЕНЦИИ (ВКЛЮЧАЯ КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ) ТОЛКОМ НЕ БЫЛО. КОГДА МАРЖА ПЕРЕКРЫВАЛА ВСЕ ВНУТРЕННИЕ КОСЯКИ И ПРОСЁРЫ. КОГДА АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ НЕ ВАЛИЛО ЗА РУБЕЖ ВМЕСТЕ С КАПИТАЛОМ И МОЗГАМИ. КОГДА У НАРОДА БЫЛИ ДЕНЬГИ.
А что сейчас? Экономика скатывается в задницу шестой год, рынки +- поделены. Денег у компаний и населения объективно меньше, илитка и народ попроще валит из страны (еще и компании перевозит целиком). Конкурировать сервисом и исполнением всё сложнее — это стоит денег, а за это все меньше кто может заплатить. Понятие бренда окончательно девальвируется и играет роль только там, где оно неразрывно и критично связано с качеством или параметрами товара — значит начинается резня за цену контракта и за условия пост-пост-пост-оплаты.
По-хорошему, если позволяет продукт, надо выходить на зарубежные рынки с большей емкостью, но на это нужны бабки (их всё меньше), и как ни странно, мало у кого есть желание это делать — хотя делать это надо было вчера. А чо, и так нормально: просто надо ускориться, а там глядишь сосед сдохнет первым (но вы тоже, хоть и вторыми).
Российский бизнес напоминает Михаила Кокляева, решившего стать боксером. Вроде делал по учебнику, пытался ускориться, проявлял активность, но в первом раунде схватил в торец от Емельяненко-мл., побегал восьмерками и от потом с грохотом прилёг. Потому что нельзя делать то, что все, не понимая и не оценивая внешних обстоятельств. Но российскому бизнесу, чую, проще сдохнуть, чем понять.
А теперь поясню на примерах, что прокатывало, когда ВСЁ РОСЛО или хотя бы КОГДА НЕ ВСЁ ТАК ДОЛГО ПАДАЛО.
Один известный производитель минералки и питьевой воды. Акционерам приспичило потратить изрядно денег на SMM — хотя для FMCG-food это вообще бесполезная вещь с точки зрения влияния на сети и на продажи. При этом всё это требует изрядной возни и времязатрат. В то же время было заложено НОЛЬ денег на онлайн-сервисы или иную автоматизацию для партнеров и дистрибьюторов — их вообще не спрашивали надо ли что, чтобы жизнь улучшить. Хрен ли, в эксельке и почте справлялись и норм. Если что, кнопки быстрее жать будут. Попутно просрали лавэ на очередные исследования вкуса, сотую смену этикетки и пачку фокус-групп. То, что попадание на полку в ритейле зависело не от SMM и далеко не всегда от этикетки — всем было пох. Сейчас часть SKU этой компании выпилена из ритейла.
Один российский производитель бытовой техники (made in China, конечно же). Закупка сравнительных баз товаров, имеющихся на рынке — нах надо. Написать собственную БД — нах надо. Ну а чо, километровая экселька, с которой дрочились все, и никто не мог вспомнить какая версия последняя — это же так удобно для всех: закупщиков, продавцов, партнеров. Зато бабки тратились на постоянное переделывание сайта и на сына, которому владелец хотел передать бизнес — но сын хотел играть в компьютерные игры, а бизнес в итоге сдох, недолго подергавшись.
Российская компания, пионер на рынке электронных сигарет. Некогда лидер рынка. Мой личный кейс N-летней давности. Задача: выбрать регион и прогнать тестовую компанию офлайн. Продажи онлайн идут норм, но этого мало. Наружка, пресса, все дела. Реальность: в регионах не выстроены филиалы, почти нет сервисных центров (качество е-сиг было нестабильным), логистика не выстроена, продавцы на местах не обучены и проч. На местах контроль размещения осуществить некому — а в регионах тогда нае8ать москалей было святым делом (по договору и без). Итого, системный пи$$дец. Предлагаю — особенно в связи с деликатностью темы е-сиг тогда — писать дилерские стандарты, обучить партнеров, повесить на них локальный контроль и соблюдение стандартов по местам продаж, рекламе и проч. Классика в общем. И вместе с этим слепить систему ретробонусов (товарные и по возможности денежные). Окрик сверху: «Алло, ты опух? Мы не Кока-кола». Препираемся с гендиром. В конце концов, вместе с продаванами и еще парой маркетологов за три дня рожаем вполне годный док несмотря на гену. Еще ТЗ успел накропать для по инет-магазу ретробонусов и оптовым онлайн-заказам продукции. Итог: уволен за самодеятельность. Хрен ли думал, копать над было, думать будет гендир. То что гендир зассал с темой стандартов и её не осилил — не важно. То, что контора была к его задаче системно не готова — не важно. Реальность: компания успешно пользовалась разработанным доком с подачи отдела продаж (с ними гендир считался). Какое-то время была довольно успешной и известной. Но потом, чую, исполнительность снова стала нужней, а расти всё само по себе перестало.
Вот и у вас всё не просто перестанет расти, а будет херово по-настоящему. Потому что вам же нужны исполнительные и чтобы как у соседа, а когда приспичит — будете требовать как с умных, и удивляться, почему у соседа у вас ни хера не работает. А чо ныть, умных вы разогнали или не пустили на порог. Бронируйте с соседом соседние места на кладбище. Инвестируйте в недвижимость, так сказать.
Да… примерно 8 месяцев выход на первую выручку существенную… к ним +200к на создание минимального комотдела… дадее задача отжать вложенное за 1,5 года и развить бизнес в выручку от 5 лямов в месяц ;)
Вторая тема чуть проще, но надо сразу оборудование… даже б/у… простые штамповочные/вырубные прессы… б/у самы даже подойдут… но тема требует постоянного появления новых мделей, чтобы поддерживать спрос на тему… подделывается легко… объемы дикие….сроки окупаемости примерно такие же как первая ....
Третья тема связана с прогрессом… давняя тоже… нужны деньги именно на оборудование… + сразу на массированный вход стойками рекламы в места проходимости (гипер и crgth- маркеты) ....
Есть и четвёртая идея… вход около 1 ляма… но там есть предел .... выручка буквально через неделю начнётся… к ней можно присоседить партнеров или указанные мной 1й и 2й бизнес )))
Оставшиеся 5% чистых сами… ещё 5% мои клиенты…
при чём у многих какая-то патологическая жадность, которая игнорирует даже самые поверхностные изменения, которые видны даже простым людям..
Полтора года назад работал недели две у одного коммерса, на производстве спец.строй смеси… так тот требовал увеличить производство в полтора раза в день, при чём за небольшую зар.плату.которая была соизмерима с тем объёмом которая делалась до этого. грубо говоря делалось 10 мешков а надо 15 в день… я ему и говорю сделай сделку зар.плата в день/10 мешков=сделка за 1 мешок такая то… нихрена))жалко но заказ требовал где-то по 20 мешков в день, маржинальность очень хорошая… так воз и сотался там люди уходили, приходили новые, первый день делали 15 мешков а потом опять по 10, уходили, приходили новые так и по кругу… Хотя реально можно было делать по 20 мешков, при этом себестоимость на ед.продукции не повышалось...
Ещё всякие мелочи, типа подключи таймер к оборудованию… а то оно работало «от настроения» рабочик от 3 минут до 15 минут на замес, при положенных 5 минутах...
Ещё организация проивзодства, смеси для добавки ставились в разные места, без всякой системы… котрые и мешались и самая массовые по уходу компоненты ставились по очереди в третью очередь…
Автору опуса лучше бы задуматься, почему к его услугам прибегают лишь шарашкины конторы при смерти, а серьезному бизнесу он не нужен…
)))
всё как есть, кроме сказок про карьерный рост и «вот-вот» повышение ЗП.