Компания Toyota (TM), один из крупнейших производителей автомобилей в мире, заявила о том, что её операционная прибыль в текущем финансовом году составит порядка 500 млрд иен (около 4,7 млрд долларов), что может стать самой маленькой прибылью для неё за последние девять лет. Это почти в 5 раз меньше, чем результат предыдущего отчетного периода, завершившегося 31 марта, когда компания получила прибыль 2,4 трлн иен (22,3 млрд долларов).
Но есть и хорошие новости. Одновременно Toyota прогнозирует на ближайшие месяцы опережающий рост продаж и к концу года рассчитывает продать около 7 млн новых автомобилей по сравнению с 9 млн, проданными в прошлом году. Дать более точный прогноз затруднительно, считает компания, так как ситуация с продажами может сильно отличаться в разных странах и зависит от того, насколько пострадала их экономика, как сильно повлияла коронавирусная пандемия, какие меры карантина были введены. Многие мировые автопроизводители уже начали открывать свои предприятия в разных странах, в частности Toyota в конце апреля открыла завод во Франции, где приступили к производству заказанных ранее 35 тыс. автомобилей. Возобновили производство заводы Renault во ранции и в Румынии, где производится марка Dacia, принадлежащая Renault. Открыты предприятия других производителей: принадлежащая VФolkswagen марка SEAT открыла завод в Испании, заработал завод Suzuki в Венгрии.
В общем, несмотря на сохраняющуюся в экономике напряженность, Toyota считает, что в 3-4 кварталах продажи автомобилей в мире могут почти полностью восстановиться и к концу 2020 г. достигнут примерно 90% от докризисного уровня. Такой сценарий вполне возможен, это объясняется, прежде всего, наличием значительного отложенного спроса. Грубо говоря, рынок ждет реализации планов, которые были отложены из-за карантина, а также эмоциональных покупок. Опросы показывают, что многие покупатели, чтобы свыкнуться с новой реальностью и «наградить» себя за самоизоляцию и сидение на карантине, могут купить новый автомобиль. Кроме того, обеспечить заметную поддержку автомобильному рынку могут и меры финансовой помощи, оказанные гражданам в ряде стран в период пандемии. Часть этих средств попадет на автомобильный рынок, что будет способствовать росту продаж новых авто.
Если ближайший квартал продемонстрирует реальность таких прогнозов, и ожидания крупнейших автоконцернов относительно роста продаж начнут сбываться, это, несомненно, позитивно отразится и на стоимости самих компаний-производителей, подтолкнув рост котировок ценных бумаг. Несмотря на то, что заметная часть «коронавирусного» падения акций сектора уже выкуплена, в среднем бумаги основных игроков все еще стоят на 20-25% дешевле максимумов начала года. Такой сценарий потенциально формирует интересные возможности для инвесторов, поэтому стоит последить за тем, как в ближайшие месяцы будут идти продажи автомобилей в мире.
Баранов Дмитрий
УК «Финам Менеджмент»