При цене акции в районе 32 рублей компания «Обувь России» оценена в 2,2 прибыли прошлого года (1,7 млрд р.) или в 27% прошлогодней выручки (13,7 млрд р.). Ценообразование акций идет вразрез с облигациями компании. Последние оправляются от коронакризиса. Доходности опустились к 12% (правда, в начале года, после перевода из третьего во второй уровень листинга они достигали 10,5%).
Корни проблемы с ценами акций, как я это вижу, уходят в октябрь 2017 года, к моменту IPO компании. IPO прошло в пользу, в первую очередь, европейских фининститутов, которые купили около 95% размещаемых акций. И если бы «Обувь России» была крупнее или находилась в более хайповой отрасли, ход был бы верным. Но получилось иначе. Естественное после IPO снижение цен спровоцировало первые продажи от хедж-фондов (полагаю, основная масса институциональных покупателей, вообще, не планировала владеть бумагами долго), у них срок удержания позиции, даже убыточной, обычно ограничен. Процесс продолжился, поскольку для большинства участников размещения позиции в акциях были пренебрежимо малы. А уход капитализации компании ниже 100 млн долл. (сейчас он около 50 млн) добавил предложения, поскольку в соответствии с инвестдекларациями не позволил ряду держателей сохранять позицию.
Мы несколько месяцев мониторим ход торгов, и по моему мнению, до начала июня продажи, в массе, имели институциональную природу: заявки-айсберги, торговые роботы – как правило, почерк профучастников.
Во второй половине прошлого года «Обувь России» провела 2 облигационных размещения. Размещения стали розничными, в них приняли участие несколько тысяч физлиц. Упоминаемость компании и, соответственно, обороты торгов акциями резко выросли (средний оборот акциями в первые 2 года торгов не превышал 80 млн р. в месяц, а с конца прошлого года поднялся до примерно 300 млн р./мес., почти в 4 раза).
Торговый оборот сыграл злую шутку. Получив более твердый спрос, прежние держатели усилили напор продаж. С начала декабря 2019, когда и отметился рост объемов торгов, по сегодняшний день акции упали еще почти на 30% (индекс МосБиржи за тот же период снизился на 5%).
Но июнь можно считать месяцем если не перелома, то ослабления тенденции к падению котировок. Похоже, к этому времени недружественные держатели бумаг, в основном, их продали. В «Обуви России» отмечают значительный прирост числа частных инвесторов среди держателей.
Что впереди? Менеджмент компании серьезно относится к недооценке ее акций. Проблема ведь не только в структуре акционеров (которая стала намного комфортнее), но и в том, что инвесторы не вполне понимают компанию, не понимают уровня ее эффективности и стабильности.
Название «Обувь России» вызывает устойчивую ассоциацию или с производством обуви, или с ее продажами. Но «Обувь» — давно не только обувь. 5 по величине в стране микрофинансовая компания, собственный онлайн-маркетплейс (а на него пришлось 34% выручки прошлого года), ассортимент, где обувная продукция занимает уже менее половины – все это как бы вынесено за скобки. Но именно технологичность и многопрофильность компании позволяют ей иметь рентабельность, которой позавидует любая торговая сесть. В частности, по итогам 2019 года рентабельность по EBITDA достигла 25% от выручки. Благодаря им компания относительно спокойно пережила острую фазу экономического кризиса. Цифры по полугодию по РСБУ будут раскрыты до конца июля.
Сложность и ее выгоды требуют расшифровки и визуализации. Требуют изменения позиционирования, большей плотности контактов с инвестсообществом. Именно этими путями и планирует двигаться менеджмент компании для того, чтобы вернуть доверие инвесторам к акциям «Обуви России». К тому же компания, рано или поздно, планирует дальнейшие заимствования через облигации, и для целей роста бизнеса, и для частичной замены банковского финансирования длинными деньгами. Достижение относительно высокой стоимости акций, в идеале, превышающая цену первичного размещения, важно и для доступности инструмента SPO.
«Обувь России» — интересный кейс отечественного фондового рынка. Мне сложно понять, куда дальше падать (да и не падают бумаги уже почти 4 месяца). Вырасти? Почему нет!
Хохрин Андрей
ИК «Иволга Капитал»
Как мне кажется пока такая ситуация будет продолжаться, роста стоимости не видать.