Блог им. Marek
В четверг председатель Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл откроет ежегодную конференцию глав центральных банков и экономистов, организуемую Федеральным резервным банком Канзас-Сити. Наблюдатели ожидают, что его выступление будет включать «историческую» и «исключительно важную» презентацию нового подхода к определению целевой инфляции.
Между тем речь Пауэлла, которая должна стать кульминацией проекта, стартовавшего почти два года назад, когда ФРС пообещала «провести обширную ревизию своей стратегии, инструментов и коммуникационных практик», вряд ли предложит что-либо, кроме того, что уже успело превратиться в стандартную практику еще до начала пандемии коронавируса.
Маловероятно также, что Пауэлл станет использовать свое выступление, чтобы поделиться новостями о планах по стимулированию экономики. С начала пандемии ФРС уже не раз демонстрировала готовность принимать необходимые меры без оглядки на сроки плановых заседаний и между заседаниями уже дважды понижала процентные ставки, а также запустила целый ряд антикризисных программ и новых кредитных линий для поддержания функционирования рынков и бизнеса.
Вероятнее всего, что в своей речи Пауэлл формально одобрит идею «усредненной целевой инфляции», которая была предложена пару лет назад Томасом Мертенсом и Джоном Уильямсом из Федерального резервного банка Нью-Йорка. Судя по протоколам состоявшегося 28-29 июля заседания Комитета по операциям на открытом рынке ФРС, единственным результатом ревизии политики центрального банка, вероятно, станет корректировка документа «Заявление о долгосрочных целях и стратегии денежно-кредитной политики».
В настоящее время в нем говорится, что ФРС хочет, чтобы рост потребительских цен составлял около 2% в год. Случайные перекосы в ту или иную сторону не представляют проблемы, до тех пор, пока фундаментальные тренд сохраняет стабильность, поэтому ФРС старается игнорировать, например, разовые скачки в ценах на нефть или введение безлимитных тарифов на мобильную связь. Теоретическое оправдание такого подхода заключается в том, что периоды слишком низкого и слишком высокого роста цен со временем друг друга нивелируют.
Между тем за последнее десятилетие почти все «случайные» силы были направлены только в одну сторону — вниз. В результате с начала 2010 года и до начала пандемии предпочитаемый ФРС индикатор показывал среднегодовой рост цен всего на 1,5%
Проблема заключается в том, что устойчиво низкая инфляция привела к снижению инфляционных ожиданий у потребителей и компаний. Это опасно тем, что каждый последующий спад влечет за собой дальнейшее замедление трендовой инфляции, и со временем ФРС может оказаться в ситуации, когда «нейтральная» краткосрочная процентная ставка ниже нуля и проводить денежно-кредитную политику практически невозможно.
Решение Мертенса-Уильямса заключается в том, чтобы позволить экономике перегреваться всегда, когда это возможно, чтобы нивелировать периоды слишком слабого роста цен. На практике это означает, что целевая инфляция для периодов, когда в экономике дела идут хорошо, будет составлять около 2,25%. Независимо от способности ФРС выйти на этот показатель, объявление о новом подходе стало бы маленькой уступкой реальности, которая заключается в неспособности ФРС поддерживать инфляцию в условиях замедления роста экономики.
Весь 2018 год руководство ФРС надеялось, что в 2019 и 2020 году темп инфляции будет выше, чем 2%. Хотя эти надежды и не оправдались (отчасти из-за того, что центральный банк переоценил фундаментальную силу экономики и переборщил с ужесточением денежно-кредитной политики), в конце 2019 года руководители ФРС продолжали надеяться, что инфляция будет превышать 2% в 2021 и 2022 году. Их готовность терпеть небольшое ускорение инфляции объясняет, почему они допускали падение уровня безработицы намного ниже прогнозируемого «долгосрочного» уровня.
Концепция усредненной целевой инфляции является полной противоположностью подходу, которым ФРС руководствовалась в 1980-е годы и в начале 1990-х годов. Тогда цель центрального банка заключалась в том, чтобы максимально снизить трендовую инфляцию, эксплуатируя любые экономические спады, чтобы подтолкнуть инфляционные ожидания еще ниже. К концу 1990-х годов ФРС столкнулась с противоположной проблемой и с тех пор почти непрерывно беспокоится о перспективе дефляции.
Будет забавно, если Пауэлл завершит полный разворот и формально отречется от наследия бывших председателей ФРС Пола Волкера и Алана Гринспена. Между тем новый подход не будет сильно отличаться от того, чем ФРС занималась последние пару лет.