Рецензии на книги
Всех приветствую!
Хочу поделиться необычной книгой с названием как в заголовке от Гэйба Вайзерта и Тэна Цуо, которая попала мне на глаза 4 месяца назад.
Из описания:
Мир переходит от экономики продукта к экономике сервиса. Система доступа по подписке переживает бум, миллиарды пользователей по всему миру выбирают именно ее. Посмотрите на Apple, Netflix, Adobe, Microsoft. Чтобы быть успешными в этом новом мире, компаниям необходимо трансформироваться.
Книга писалась в 2017. Так так, посмотрим кто авторы. О Гэйбе не нашёл информации, а вот Тэн Цуо (Tien Tzuo) человек интересный:
Тренду модели подписок уже более 10 лет, и есть все шансы что он продолжится, так как модель производство-товар-потребитель просуществовала около 100 лет. Автор хорошо знаком как с некоторыми принципами создания стоимости, так и в курсе многих корпоративных сделок и причин их вызвавших (типа покупки сетью аптек CVS медицинского страховщика Aetna из-за страха перед Амазоном), чем делится с читателями.
Сейчас эпоха перепроизводства всего и эра покупателя, поэтому доступ и контакт с клиентом очень важен. А клиент хочет не обладать чем-то (воспринимает как лишние издержки), а иметь к этому постоянный доступ. Как никогда важны сервис (техподдержка, обслуживание и тд) и каналы доставки продукта/товара.
✊ Фактически, единственное настоящее конкурентное преимущество любого бизнеса — понимание потребности клиента и тесный контакт с ним.
Задумайтесь, что делает ваш конкурент перед тем как выпустить на рынок новый продукт — он покупает на рынке похожий продукт и отправляет в свою лабораторию, где его разбирают на винтики. Но никто так не сможет сделать с Вашей клиентской базой. Именно в ней ваше главное преимущество. Интернет вещей вот вот изменит мир. И чтобы быть успешным в этом мире придётся заново открывать для себя людей которые платят нам деньги за то что мы делаем.
✊Собственности больше нет. Право собственности умерло. Теперь есть право доступа.
✊Даже крупные промышленные предприятия вроде General Electric начнут переориентироваться на цифровые продукты и сервисы. Переход к модели товар как сервис. (В отличии от прошлой модели сокращения издержек на производство и на доставку + больше товаров и продаж. Где был важен размер основных средств и размер запасов — вводились ERP, стандартизация и отчётности)
График роста «индекса подписки» с 2013 был в 5 раз быстрее чем SP500
✊Предоставление доступа по подписке сильно меняет ситуацию в ритейле, СМИ и транспортном секторах.
Подписная модель отлично работает независимо от сферы )
Раньше клиенты вели себя относительно пассивно. Теперь структурные подразделения должны работать по-другому.
Экономика подписки — беспроигрышная бизнес модель. Это процесс перехода от продажи продукта к продаже услуги.
✊Раньше главным драйвером была реклама, потом поисковая выдача Google, сейчас соцсети. Но не надо бежать отдавать весь бюджет фейсбуку — сейчас покупают на основе отзывов.
✊Модель разделения подписок, например серебренная-золотая-платиновая. Где есть базовая, и дальше добавляются новые улучшения по мере необходимости и потребности.
Должны быть продуманы стимулы для перехода на более высокие тарифы. В идеале 70% базы должны пользоваться платными продуктами, и иногда добавлять опции
(Что-то многовато. У приложения tinder около 10% на платной подписке, и компания не бедствует)
✊Мы живём в удивительное время для маркетинга — есть куча собранных данных о потребителях любых товаров.
Продажники обычно забывают о вашем существовании после продажи. В подписке всё по другому — акцент смещается с необходимости продать товар на необходимость установить долгосрочные отношения, как бы оно не звучало.
У вас отношения с Netflix?
Да, мы вчера провели отличный вечер, а на завтра сомневаетесь, нужно ли оно вам )
✊Информации о продукте и о компании теперь слишком много в интернете, что только запутывает пользователя.
✊Раньше бизнес мог расти из-за: снижения себестоимости на единицу товара, роста продаж этого товара, повышение цены
В наши дни: расширение клиентской базы, повышение ценности клиента и времени взаимодействия (LTV)
✊Способность вкладывать силы и средства в улучшение взаимоотношений с подписчиком - вот чем отличаются успешные компании. Повышают ценность подписки. И нужно снижать показатель оттока, чем он ниже тем успешней сервис. Взросление проекта обычно характеризуется снижением этого показателя.
✊Продажи доп услуг и кросспродажи как увеличивают общую ценность уже имеющихся клиентов, так и уменьшают отток. В хороших компаниях цифра кросспродаж доходит до 20%
✊В наших условиях поддержание темпов роста критически важно чтобы оставаться под солнцем.
Согласно исследованиям McKinsey, если софтверная компания не растёт на хотя бы 20% в год то риск банкротства возрастает до 92%. Этот рынок живёт по принципу расти или умри.
(Ох неправдоподобно выглядит, хорошо что не 99)
✊Модель последних 500 лет совершенно не подходит для экономики подписки:
Постоянный возобновляемый доход лежит в основе подписной бизнес модели. Но бухучёт такого дохода не предусматривает.
Экономика подписной модели строится вокруг Регулярной годовой выручки (Annual Recurring Revenue, ARR) или постоянный возобновляемый доход.
Формула:
ARR(100 млн $) — стоимость проданных товаров (20), обслуживание базы, административные затраты (10) — инвестиции в анализ и развитие(20) —инвестиции в снижение оттока — коэффициент оттока (10) = Регулярная чистая прибыль (40) — продажи и маркетинг (30)=Чистый операционный доход (10). Или
ARR — Регулярные(постоянные) издержки = Регулярная чистая прибыль (Авторы советуют смотреть сюда, чтобы понять насколько действительно силён тот или иной подписной бизнес)
А что насчёт «продажи и маркетинг (30)»? Здесь как раз видна огромная разница между традиционной модели и подписной. В 1-й цифра 30 значит сколько уже было потрачено. А во 2-й цифра 30 пойдёт в статью (себестоимости) будущих доходов, так как это инвестиции в рост ARR, или издержки роста. Теперь понятно что чем больше регулярная прибыль, тем больше должны быть инвестиции в рост. Поэтому многие компании выглядят так будто они убыточные (или P/E = 200), хотя бизнес процветает. (Пример компаний: CRM, BOX)
Далеко не все на Wall Street это понимают.
-Ключевой подход в этом бизнесе заключается в одном: направлять всю регулярную прибыль (пока она больше 0) на финансирование роста пока деньги не потекут через край. Вы не продаёте продукт здесь и сейчас — вы создаёте источник «пожизненного» дохода.
✊Подписная модель единственная в основе которой лежат положительные эмоции ваших клиентов:
✊Нужно понять, что именно пользователи ценят в вашем сервисе больше всего.
✊Хорошая B2C компания должна:
Проблемные зоны B2C компаний:
✊С 2013 по 2017 — Чем меньше размер выручки компании, тем меньше был её темп роста (и в целом выше волатильность)
✊Средний показатель оттока (для пресечения главные инструменты — инвестиции в повышение качества сервиса, обновления, работа с клиентами) B2C около 30% в год. (Самый низкий в SaaS и в телекомах, около 24%)
✊Только 27% компаний дают возможность платить ровно за потреблённый объём услуги (как за гигабайты в Dropbox) И это большая ошибка, так как дают дополнительные рычаги для привлечения новых подписчиков
Понятное дело, что человек последние 20 лет проработавший в «экономике подписки», а сейчас работающий в небольшой компании помогающий эту подписку внедрять, будет немного необъективен и слишком сильно «топить» За. Например продажи газировки и самокатов прекрасно обойдутся старыми методами.
_______________