Блог им. redd

НЕДВИЖИМОСТЬ: Только наверх! Пробой уровня в Железобетоне. Когда в космос?

    • 23 ноября 2020, 16:19
    • |
    • redd
  • Еще

По мотивам 
smart-lab.ru/blog/659811.php

Читаю СЛ и вижу оооочень много скептиков по стоимости недвиги в рублях.

И «на последние деньги народ скупает», и «весь спрос только за счет ипотеки, скоро выдохнется и все, пузырь сдуется», да и вообще, «от Ковида народ весь вымрет, некому будет покупать»...

Так вот, уважаемые и дорогие Смартлабовцы Тимофеевичи, накидаю инфы по текущей ситуации и личный взгляд на все происходящее. Без графиков, точных данных и прочего. Хотя в принципе мог бы, но пост слишком большой получится.

Стартовые данные:
Работал в риэлтором годах в 14-17, потом неактивно. Как известно, риэлтор, как и трейдер, бывшим не бывает. Обращаются изредка знакомые/знакомые знакомых с просьбой помочь продать/купить, так что в рынке в целом. Да и себе только что купил новострой под 6,1%.
Город Чебоксары, насел 500 тыс. чел., уютный, депрессивненький с экономической точки зрения, но поскольку еще 500 тыс. работает в Москве, то деньги в городе есть )).

Итак:
Новострой — ценник гораздо выше чем в 2014, когда был пик. Ключевое здесь — это то, что ипотека под 6,1 (уже даже под 5,9). 
Все просто ЛОМЯТСЯ на новостройку, как выше написал — сам купил. Смели в городе (а у нас самые лучшие показатели в ПФО по показателю ввода новостроя, даже не представляю что творится там, где строят меньше) все, что было из уже построенного еще летом, за сентябрь и октябрь не осталось НИЧЕГО из того, что сдается в ближайшие месяцы (я еле-еле успел залететь в уходящий поезд, и то сам!!! переплатил риэлторам, чтобы купить!!!), сейчас разбирают остатки того, что сдают через год и два. Да, там где цены не на уровне 50-55 за кв/м, а 65, еще что-то есть, но это ненадолго. Те, кто продал по 55, уже задирают еще выше на то, что сдадут в 2022 году. 
Итог: Цены уже в космосе для нашего города, объектов нет, у застройщиков все гуд, они УЖЕ никуда не торопятся.
Остаются те, кто не успел. Куда они пойдут? Конечно хочется купить под 5,9%, но НЕЧЕГО/ДОЛГО/НЕ ПОДХОДИТ/ДОРОГО.
Фиг с ним, скажут многие, куплю вторичку. Под 7,9-8,2%. Кстати, сейчас исторически в нашей стране САМАЯ НИЗКАЯ СТАВКА. (если не брать акции, типа тех же 8/8/8 в ВТБ в 2012 при первом взносе 50/50 и иже с ними).
Строят ГОРАЗДО меньше (из-за введения эскроу-счетов), и ДОРОЖЕ (это как эскроу-счета, так и удорожание строительных материалов).
Вторичка. Новое качественное жилье и прочее ликвидное жилье, в котором ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ — цены на уровне 2014 года и готовятся на пробой уровня, кое-где уже выше.
Все чаще есть случаи, когда продавцы отказываются продавать квартиры в принципе. Да, они их выставят, но когда? Ценник может быть уже выше на 20-30-40-50%, чтобы они согласились.
Советская панель 70-80-90 х годов, хрущевки в нормальные местах — цены на уровне 2012-2013-х годов, пока не подошли к максимумам, спрос еще не дошел. НО! С лета самые низкие цены просто ЗАКОНЧИЛИСЬ. Если летом можно было купить 1-комн. хрущевку в нормальном месте за 1 млн. руб., то сейчас даже торцевую на первом этаже — только за 1200. Все, самый низкий ценник ушел. В 2014 цена была примерно 1750, убитая — подешевле.
Неликвид, старые непопулярные районы, новые точечные дома  в … пе мира — ценник на уровне прошлого года, но и там потихоньку есть оживление, самые низкие цены приподнялись либо ушли, в целом пока еще можно купить недорого, та же 1-комн. хрущ за 1 млн. найдется.
Ой, да скоро же спрос закончится! Что же делать-то?
А с чего он вдруг возьмет и закончится? Вот на общежития он закончился, если в 2014 году за счет материнского капитала и активной урбанизации в Чувашии секционка 18 кв. м. и 13 стоили 800-900 и 550-650 соответственно, то сейчас — только 450 и 270-300. И продать даже за эту цену — счастье. Для купивших это абзац. У меня есть родственники, «застрявшие» в комнатах, и, похоже, навсегда. Но в общежитиях жить просто НЕКОМФОРТНО. 
И их жильцы — каждый — мечтает о своей квартире. Люди, которые хотят выбраться оттуда, находят подработку в городе, где хорошую работу найти в принципе непросто, копят, экономят, а потом — покупают. И САМАЯ НИЗКАЯ СТАВКА В ИСТОРИИ — им в помощь. Это во-первых.
Во-вторых, «денег у населения не осталось». Даже не буду лезть на сайт ЦБ, да и давно не смотрел, кому не верится — пусть найдет, у физиков вкладов все больше и больше. И не надо мне новости кидать — «забрали из банковской системы 100-200-300 млр. руб.», смотреть год к году! А еще лучше — к 14-му году. 
Вот и окажется, что средняя цена по городу — ну пусть на уровне 14-го года, а на сколько больше стали вклады населения?
Третий фактор — ВСЕ ПОДОРОЖАЛО. Сколько стоит бюджетное авто по сравнению с 14-м? В два раза больше! 1 млн. руб. за РИО!!! Товарищи, ну это вообще капец. Продукты — да, кажется что не так сильно подорожали. Нет, они подорожали, и еще сильнее, просто на прилавках продукты того же качества, что и раньше, искать надо, и подорожали они раза в 3.
А что же не подорожало? 

РАБОЧИЙ ТРУД и НЕДВИЖИМОСТЬ!

Далее, думаю, не нужно объяснять, что будет в условиях, когда что-то долгое время необоснованно дешево, особенно в нашей стране. 
Нефть подорожает, доллар вниз — значит в России все хорошо, и будет дорожать. Нефть на уровне или вниз — бакс вверх, снова только удорожание. 
Резюме — инфляция не добралась в силу разных причин до недвижимости, и сейчас она как раз держит ее на прицеле. 

ВНИМАНИЕ! До старта ракеты осталось: 5..4..3..2..1..0..

p/s Если будет интересно — то напишу про знакомого, который делает 17% годовых на сдаче в аренду ЖИЛОЙ недвижимости.

★2
62 комментария
Фейк
avatar
Xmeli Suneli, в чем?
avatar
redd, в статье разумеется )
avatar
Xmeli Suneli, Реальный разбор текущей ситуации в городе, каких в России очень много. Где ж тут фэйк? 
avatar
redd, нет никакого только наверх
avatar
Xmeli Suneli, я не накидывал факторы за падение, их тут любой накидывает постоянно, поэтому сантимент ОООчень негативный, но в реальности ситуация совершенно иная. То, что все хотят купить дешево недвигу — это понятно, я и сам хотел бы, но проспал «вспышку слева» летом, раскачался в сентябре, пока сопли жевал — почти все вменяемое ушло, пришлось «лезть у уходящий поезд».
А так пожалуйста — самый главный фактор за падение — это остановка или резкое удорожание ипотеки.
avatar
Исторически низкая ставка при продолжающемся падении доходов и не самая низкая, но при росте доходов разные вещи.
Обыватель в итоге заплатит больше при низкой ставке, наша задача быть владельцами банков, металлургов, можно строителей…
avatar
Владимир, Я не спорю с тем, что акции могут дать больше, я пытаюсь показать, что ситуация не та, о которой пишет бОльшинство.
avatar
«С лета самые низкие цены просто ЗАКОНЧИЛИСЬ.»

То есть если летом были самые низкие цены, то денег летом было меньше чем сейчас, и сейчас покупатели выкладывают больше денег. Так по вашему?

На счету у народа 12трл сбережений. Это 80.000руб на человека. И что вы хотите им продать? Холодильник с пылесосом? Даже машину не впаришь с такими накоплениями.
avatar
Andrey, кредит дадим, чтоб по самые помидоры.
avatar
Владимир, ипотека — это главный двигатель роста цен и вообще каких-либо движений на рынке. Но когда «проснутся» те, у кого есть солидные сбережения в банках — рынок просто улетит.
avatar
redd, у кого есть сбережения итак уже по 3-5 квартир давно... 
avatar

ves2010, я бы с Вами согласился, да не всегда. 

Есть у меня друг, обеспеченный, всю недвигу продал, теперь будет думать куда деньги деть. Когда денег много — это очень серьезный вопрос. В валюту уже опасается, в банке — смешные %, в акции — «ну его нафиг, не могу удержаться, торговать начинаю, нервничать, потом сливаю». 

У другого есть на квартиру свободные, разок «крутанул» — купил с торгов, продал, заработал, рад. Теперь хочет еще раз также — но не может, не позволяет себе покупать за столько же, за сколько год назад сам продал.
Согласитесь, трудно купить растущую акцию, вчера же было дешевле?

avatar
redd, твой друзья просто не умеют… а недвижка типа проста и понятна...
начитались киосаки… читал небось киосаки? а киосаки то квартры не покупал… а покупал дома… с землей… квартиры ему неинтересны были... 

у мя родственники потеряли в московской недвиге почти лям баксов… эти потери никогда не отбить никакой арендой... 




avatar

ves2010, потеряли на переоценке в доллары? 

Тут без вариантов, мы же сырьевой придаток, если есть свободные бабки — лучше в долгосроке в валюте держать. Если же играться с рубликами — то сейчас, на мой взгляд, лучший момент во вторичку запрыгнуть. Хорошо, лучший был в прошлом году )))
А вообще — серьезные такие знакомые, что несколько лямов в недвигу засунули.

avatar
redd, а проснуться они только тогда, когда рынок прилетит. Так что ждём.
avatar
Andrey, при чем вообще 80 000 тыс.??? И не 12, а гораздо больше:«Общий объем вкладов населения в банковской системе с 1 января по 1 июля 2020 года увеличился на 3,7% и составил 31 693 млрд руб.», — сообщается в пресс-релизе. Средний размер вкладов (без счетов до 1 тыс. рублей) на 1 июля составил 180 тыс. рублей для физических лиц, 1,475 млн рублей для малых предприятий.
avatar
redd, 32трлн делим на 150 млн, получим 210.000 руб. Ок, Гранту можно продать. Квартиру в Жоп-урюпинске можно подыскать.


«Накопления» предприятий — это вообще смешно. Три зарплаты выплатил сотрудниками, вот и все накопления.
avatar
С сайта ЦБ: 
  01.02.2012 01.10.2020
Средства клиентов, всего 19 729 596 53 320 988
    средства на счетах организаций 4 584 222 8 913 725
    депозиты юридических лиц** 4 595 879 13 332 650
    вклады (депозиты) и другие привлеченные средства физических лиц 9 528 877

25 687 613
avatar
redd, короч похер, мало это.
avatar

Andrey, ипотека в помощь тем, у кого не хватает ))) 
тут же распределение вкладов будет, та же самая кривая Гаусса. Смысл в том, что денег столько, что можно купить по 100 т.р./кв.м. около 250 млн. кв. м., это я думаю больше, чем вообще сейчас продается на рынке. Понятно, что этого не будет и вообще некорректное сравнение, но как-то вот так.

avatar
Andrey, 
На счету у народа 12трл сбережений
Научитесь пользоваться статистикой ЦБ РФ, а не из Мурзилок цифры высасывать. Данные ЦБ по объему привлеченных средств физлиц:
октябрь 2016:
— 17.3 трлн. в рублях
— 6.1 трлн. в валюте
октябрь 2019:
— 23.1 трлн. в рублях
— 6.3 трлн. в валюте
октябрь 2020:
— 25.7 трлн. в рублях
— 7.3 трл. в валюте
avatar
хотелось бы, чтобы зарплаты росли в баксах. а то в рублях и миллионы можно нарисовать. 
avatar

Александр, тоже над этим задумываюсь. Похоже, пора на интернетчика переучиваться )) 
Если серьезно — то серьезно думаю доучить-таки английский до нормального уровня, а также подумываю над освоением программирования либо других навыков, которые востребованы удаленно на мировом рынке труда.
А Вы как-то двигаетесь в этом направлении?

avatar
redd, ага, там конкуренция бешенная. Куда ни плюнь, либо в прогера попадёшь, либо в маркетолога. Вот только код кривой и бюджеты просираются.
avatar
Andrey, ВЫ именно про то, чтобы работать на Запад? Я просто не в курсе, если можно чуть подробнее?
avatar
Kapeks, полностью с Вами согласен, мало кому нужен.
Вот мне — точно не нужен 
Всем остальным тоже, за исключение некоторых случаев.
А насчет дармоед — это зачастую не так. 
avatar
1 спрос есть только в крупных городах в которые все бегут из мелких городков и деревень
2 демография хреновая… уходит поколение послевоенных бейбибумеров оставляя квартирки… и приходит крайне малочисленное поколение 90ых… т.е фундаментала нет
3 спрос можно смотреть по динамике цен на аренду… т.е если жилья не хватает то цены на аренду растут… и где рост цен на аренду? т.е дефицита и ажиотажа нет
4 да действительно низкая ставка+ дисконт застройщика несколько оживляет рынок… но смотрим пункт2 — нет фундаментала для роста… счас на одного россиянина 25метров уже жилья… куда уж больше 
avatar
ves2010, я не рассматриваю что будет через 20 лет, я говорю про то, что сейчас прямо творится на рынке. А творится то, что цены растут и похоже будут расти еще долго, несколько лет. Если, конечно, не будет чего-то совсем экстраординарного.
Кстати, даже в апреле-мае, когда всех заперли дома, цены не упали. 
По поводу пункта 2 — то сейчас те, кто могут, покупают детям (бум «материнского капитала» 2000-2010-х годов).
avatar
redd, вооотт! сам же пишешь… покупают не себе а детям! т.е пузырь
avatar
Прочитал, аж прослезился) Суть поста — «все дорожает, значит нужно успеть купить то, что еще не подорожало!» Вот вам идейка — скупайте говно, пока еще можете! И видос на тему:
avatar

sanek_kg, не, не покупайте, тем более говно. И никого я не уговариваю. 
Чем больше хейта на мой пост, тем больше я убеждаюсь в своей правоте (рост недвиги на 50+% за 3-5 лет, о чем пишет Черный Живоглот).
Потом будете покупать говно, постаревшее еще на 5 лет, но уже гораздо дороже )))) 
Интересно так, пока ни одного коммента, кто бы был со мной согласен.

avatar
Ну  втюхался ты в бетон, теперь будешь получать убыток в валюте. В  рублях конечно она еще может порасти ( но поверь, это будет уже не тот рубль, к которому ты привык). А насчет горизонта 3 — 5 лет, как раз тут примерно и будет глобальный перелом по недвижке ( в валюте конечно) бетон будет только дешеветь, и не надо тешить себя фантазиями. 
avatar
валеркин, не, у меня фьюч на недвижку, ГО невысокое — всего 20%, рост фьюча должен все перебить 
avatar
Kapeks, смотря какая у вас сделка. Если вы в другом городе и нужно купить/продать, то дешевле услуги риэлтора чем самому мотаться и тратить время. Если в сделке несколько покупок/продаж/сторон (больше двух)/продавцов и т.п. Сделки между родственниками. Ситуаций когда риэлтор пригодится достаточно много.
avatar
 Прикольно, в новостройках понакупили, а когда продавать потом будите сколько таких же продавцов на рынок повылазит? конкуренция цены опустит… опять же, если нету плана Б — куда перевложить полученные деньги, то в чем выгода? продал хату, а купить на эти деньги опять уже не сможешь. Еще интересный момент, а у народа доходы растут?
avatar

alvas, иные новостройки по 20 лет стоят в черновой отделке, и их не продают. Я сталкивался сам с таким на практике — реально квартплату платят, ремонт не делают, и не продают. «Засолили». 
Поэтому сразу все инвестиционные квартиры на рынок после сдачи дома не выходят — они по экспоненте, лет на 5 растягиваются.
Вот у народа доходы — не растут, это плохо, но чую, что в ближайшее время это изменится. 
Хотя если взять бюджетников и прочих, у них потихоньку растет доход.

avatar
redd, 
но чую, что в ближайшее время это изменится. 

очень хороший показатель
avatar
Николай, нельзя платить 20 тыс. руб. рабочему в 2020 году, как платил в 2014, просто нельзя. 
Разговаривал со знакомым — швейное производство, там острая конкуренция у нас в городе, приходится, как говорит, платить 25-30 тыс., иначе — уйдет. Потихоньку и до других отраслей дойдёт.
avatar
В Москве за год спрос на аренду жилья сократился на 20%

а значит через пол годика начнет жылье дешеветь, а там и просрочки по ипотеке подтянутся

но это не точно
avatar

Николай, Москва вообще отдельный разговор. 
Мне кажется, что рост будет там конечно, но как раз в Москве он уже необоснован фундаментально, и никакая инфляция здесь не основание. В Москве пузырь, и он сдуется красиво, вопрос времени. 
Когда зарплата в Москве и регионах сблизится до неприличия, Москва опустеет. Хотя нет, есть же страны Азии, из которых приедет еще больше народа.

avatar
redd, 
Когда зарплата в Москве и регионах сблизится до неприличия, Москва опустеет.
И когда этот удивительный миг настанет? Как была во второй половине 90х разница в 2.2-2.5 раза с Тульской областью, так и сейчас осталась.
avatar
Ив Ив, удаленка выровняет цену низко- и среднеквалифицированного труда, который можно делать не в офисе.
avatar
redd, и что же это за низкоквалифицированный труд на удаленке выровняется? Продавцы, сантехники или плиточники? :)
avatar

Ив Ив, менеджеры (звонилки), IT-специалисты, да все офисные сотрудники. Колл-центров уже давно в Москве практически нет. Аналитики всякие, логисты, да все, кто за компуктером работает. 
Продажи тоже уходят в интернет. А много в Москве было-то плиточников и сантехников? Не много, да и те приезжие, им жилье не нужно — они в том, которое ремонтируют живут.

avatar
redd, и кто из них «низкоквалифицированный труд»? Насчет строго приезжих плиточников-сантехников — это не так. Летом в новой квартире ремонт делали, местные работали. Утром приезжали, вечером уезжали.
Ну и в целом даже в IT, несмотря на развитость удаленки, работа онсайт в Москве ощутимо выше оплачивается по ряду очевидных причин.
avatar
Мир зеленую энергетику и дезурбанизацию продвигает en.wikipedia.org/wiki/Counterurbanization
а наши коррумпированные рантье на нефть и человейники молятся
avatar
Brassiere, У нашего населения пока менталитет и доходы не позволяют массово уезжать в пригород, хотя отдельные случаи есть. 
А так — в целом с Вами согласен.
avatar
redd, менталитет покупать метры в человейниках по 300к/м2 — плохой менталитет, не соответствующий уровню доходов населения
avatar
Думающий может думать обо всём на свете. Он может думать, что Земля покоится на спинах бесконечных черепах, или что она внутри пуста, или что она плывёт в пространстве. Сравнительная религия и философия показывает, что Думающий может считать себя смертным, бессмертным, одновременно смертным и бессмертным (реинкарнационная модель) или даже несуществующим (буддизм). Он может думать, что живёт в христианском, марксистском, демократическом или нацистском мире — и это ещё далеко не все варианты. Думающий может придумать себе болезнь и даже выздоровление, что наблюдалось психиатрами и психологами. Доказывающий — это гораздо более простой механизм. Он работает по единственному закону: что бы ни думал Думающий, Доказывающий это докажет. Несколько примеров, которые имеют глубокие и даже ужастные последствия. Если Думающий думает, что все евреи богаты, Доказывающий это докажет. Он найдёт свидетельства, что самый бедный еврей в самом захудалом гетто где-то прячет деньги. Феминистки способны верить, что мужчины (включая голодных бродяг, которые живут на улицах) эксплуатируют всех женщин (включая английскую королеву). Если Думающий думает, что Солнце вращается вокруг Земли, Доказывающий услужливо организует восприятие так, чтобы оно соответствовало этой идее; если Думающий передумает и решит, что Земля вращается вокруг Солнца, Доказывающий организует свидетельства по-новому. Если Думающий думает, что «святая вода» из Лурда излечит его люмбаго, Доказывающий будет искусно дирижировать сигналами от желез, мышц, органов и т.д. до тех пор, пока организм вновь не станет здоровым. Наука достигает объективности или приближается к ней не потому, что отдельные учёные неподвластны действию психологических законов, которые управляют всеми нами, но потому, что научный метод — коллективное творчество — рано или поздно превосходит индивидуальные предубеждения. В 60-е годы существовали три исследовательские группы, которые «доказали», что ЛСД вызывает повреждение хромосом, тогда как три остальные группы «доказали», что ЛСД не оказывает на хромосомы никакого воздействия. В каждом случае Доказывающий доказал то, что думал Думающий. В области экстрасенсорного восприятия результаты неизменны уже больше века: с одинаковым успехом доказывают и его существование, и его несуществование. «Истина» или относительная истина проявляется только после десятилетий экспериментов, проведённых тысячами исследовательских групп по всему миру. В близкой перспективе всегда действует закон Орра: Что бы ни думал думающий, доказывающий это докажет.
avatar

Бубльгум, в целом согласен — доказываю собственную правоту. 

Но есть и факты — рынок уходит вверх.

avatar
redd, но вопрос на чем уходит в верх на господдержке и желании зашевелить экономику которая не шевелится и ещё три года не расшевелиться минимум… главное не остаться на пике, когда все будут в шортиках… заскочив в этот последний вагон…
avatar
Бубльгум, я взял ликвидное, в хорошем районе, единственно — верхний этаж. Не останусь. А даже если и останусь — взял для себя, чтобы жить.
avatar
космоса зря ждёте, среднесрочно ожидается рост, но небольшой, в долгосроке же будет медвежий рынок, так как формируется конечная диагональ:




avatar
depression, а Вы могли бы где-нибудь это с Черным Живоглотом обсудить в его постах, и меня не забыть, чтобы я увидел итог? 
Он активно следит за недвигой, при этом тоже волны чертит, а я в них — ни в зуб ногой (( Ждет он ближе к 300 000.
avatar
очередной сказочник. Если бы недвигу так разбирали, то никто бы ипотеку до 6% не опускал. Её и опустили, чтоб хоть маленько спрос подстегнуть, а то совсем все печально. Сейчас накормят особо рьяных и цены будут дальше потихоньку сползать. Небольшой рост, только если девальвация рубля и то НЕБОЛЬШОЙ, потому как покупать некому и не на что.
avatar

Alex Zebra, сказочник? В чем? Описываю РЕАЛЬНУЮ текущую ситуацию. В чем сказочник? 

Согласен, что спроса НЕ БЫЛО. Год назад. 

А сейчас — появился. Власти нужно было разогнать строительный сектор.
После того, как они его в эскроу-счета загнали, расходы РЕЗКО выросли — на деньги дольщиков рассчитывать нельзя, без допинга застройщики бы просто легли. Какой был бы итог? КРИЗИС — в строительстве, смежных отраслях и БАНКАХ. А так — все в шоколаде, не считая бюджета.
Насчет спроса нет — позвоните в ЛЮБУЮ строительную компанию, на объекты которой выдают ипотеку, и попробуйте купить квартиру по вменяемой цене со сдачей в ближайшие месяцы. Потом вместе посмеемся.
Некому и не на что — а зачем тогда ипотека-то? Покупали, покупают и будут покупать в ипотеку! 
А сейчас еще и выплаты по маткапу на первого ребенка уже дают — вот и первый взнос у гооооооооораздо бОльшего числа семей появился.

avatar
чтоб реальную цену посчитать нужно считать медианную среднюю зарплату. Вычитать прожиточный минимум. Остальную сумму умножить на 30 лет это максимум реальных цен. Для всех. Отсюда и пляшите
avatar

Алексей Балабанов, спасибо на добром слове. Сантимент конечно жуткий, коменты читаю и понимаю — точно ждет нас всех ракета 
Насчет наличия денег — у меня тоже нет, поэтому в ипотеку и полез. 

С текущей ставкой это не то чтобы выгодно, это МЕГАвыгодно. 

Думал продать квартиру — 150 т.р. за месяц — в принципе очень неплохо, мне 3 месяца надо каждый день на работу ходить за эти деньги, а потом прикинул — ставка ниже плинтуса, что возьму взамен и под какой % непонятно — оставлю пока, там посмотрю. Тем более самому жить в ней.

avatar

теги блога redd

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн