Пандемия помогла ритейлерам понять, что современные технологии помогают развивать бизнес и сокращать затраты, а онлайн-торговля заняла прочное место, составляя внушительную конкуренцию реальным магазинам. Аналитики в ходе онлайн-конференции
«Итоги года — ритейлу вирус не помеха» обсудили, какие инновации и технологии будут внедрять ритейлеры в 2021 году?
По мнению
Артема Михайлина, аналитика ИК «ВЕЛЕС Капитал», продуктовые ритейлеры будут двигаться в привычном направлении, которое было обозначено в последние годы. «Продолжится развитие омниканальной модели и e-grocery, особенно в сфере экспресс-доставки. Будут дальше внедряться кассы самообслуживания, электронные ценники, система Click&collect, что позволяет освободить часть времени персонала и сократить затраты. Возможно, от некоторых ритейлеров мы увидим расширение пилотного тестирования магазинов без продавцов. Компании сделают упор на автоматизацию процесса принятия решений, формирования ассортимента, ценообразования и логистики за счет внедрения алгоритмов и BigData. Вероятно, мы продолжим двигаться к полностью персонализированному промо на основе программ лояльности», — сказал он.
Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле, не готов выделить что-то одно. «Внедрять будут все технологии. Сейчас сложилась уникальная ситуация, которая, может быть, продлиться 3-5 лет, когда нет лидирующей технологии. По всем исследованиям ритейлеры вынуждены равномерным слоем распределять бюджеты по инновациям. И тут важно понимание того, как выстроить приоритеты во внедрении инноваций, а это уже зависит от стратегических целей компании», — прокомментировал эксперт.
Наталия Аседова, ведущий аналитик отдела анализа акций ГК «ФИНАМ», советует обратить основное внимание на развитие онлайн-торговли, на IT-инфраструктуру, цифровую трансформацию, цепочку поставок, а также маркетинговые коммуникации. «В последнее время потребители тратят больше времени на просмотр медиа, а значит у компаний появилась отличная возможность охватить более молодую аудиторию. Кроме того, ожидается роботизация процессов и применение технологий упрощенной оплаты покупок», — отметила г-же Аседова.
Егор Макеев, аналитик «Райффайзенбанка», говоря о крупнейших ритейлерах, выделяет электронную коммерцию, автоматизацию процессов и персонализированные предложения. «В электронной коммерции можно ожидать расширения географического охвата и ассортимента предлагаемой продукции, в том числе за счёт партнёрств с игроками, предлагающими комплементарные товары и услуги. Автоматизация процессов включает в себя как решения непосредственно в магазинах, такие как кассы самообслуживания и электронные ценники, так и в офисах, и в логистике. Персонализированные предложения будут развиваться по мере развития компетенций ритейлеров в сборе и анализе больших данных. В целом, компании уже развивают решения в этих областях, так что в следующем году можно ждать их быстрого масштабирования и, соответственно, более видимого влияния на результаты компаний», — прогнозирует он.
Фёдор Вирин, партнер исследовательского агентства Data Insight, в соответствии с теми запросами, что он видит от клиентов, считает, что ритейлеры будут внедрять комплекс IT, направленный на omni и онлайн-торговлю. «Это, во-первых, все, что касается CRM, во-вторых, управление контентом (карточки товаров, акции и пр.), в-третьих, склады и ячеистое хранение на них для обеспечения интернет-заказов и/или сборка в магазине (что хуже).