«Не в деньгах счастье». Несмотря на известное продолжение этой пословицы, ее изначальный смысл, особенно если он дойдет до человека в юности, может преобразить его жизнь.
Посмотрим на нее, с точки зрения прикладной статистики, здравого смысла и практики.
«Но в их количестве» – уточняют некоторые, замечая, что среди бедных счастливые встречаются гораздо реже, чем среди богатых. Но здесь впору ввернуть любимое ныне многими «корреляция еще не означает причинную связь». Не означает, потому что, помимо причинной связи, может содержать также эффект самоотбора. Если мы случайно наберем разного народа и сравним показатели здоровья у тех, кому делали сегодня капельницу, с остальными, то у первых, скорее всего, здоровье хуже, т.е. мы обнаружим отрицательную корреляцию между капельницей и здоровьем. Но мы понимаем, что хотя причина плохого здоровья не в капельнице, она нередко присутствует в жизни не очень здоровых людей.
То же самое и с деньгами. Они часто присутствуют в жизни счастливых людей, но редко являются причиной их счастья. Как так получается?
Современные эмпирические исследования счастья обнаруживают его главный источник в социальных связях. Любовь, доверие, уважение, общие интересы и занятия с близкими и друзьями – это все, что нужно человеку для полного счастья. В то же время, эти компоненты счастья чаще можно увидеть в жизни богатых. Объяснятся это тем, что богатый в рыночной экономике – это человек, который большому количеству людей смог дать нечто, за что те готовы заплатить – что-то полезное, интересное, веселое или красивое. Айфоны, хорошие песни, интересные ролики или аккуратно постриженные головы создают потоки не только денег, но и признательности в сторону их создателей. И дальние, и ближние окружают их любовью и уважением. Таким образом, не сами денежные потоки делают людей счастливыми, а человеческое отношение, которое выражается в этих потоках.
Люди же часто превращают деньги в фетиш, полагая, что все желанное в жизни достижимо лишь с их помощью. «Денежный фетишизм» – это неспособность увидеть за «денежной пеленой» не только «общественные отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления», но и личные отношения, от которых зависит полнота жизни.
Здесь подойдет аналогия со школьными отметками. Целью учебы является получение знаний и навыков, а с помощью отметок обозначают успех в этом деле, но если целью станут отметки как таковые, ребенок и его родители могут упустить то, что они выражают, и в итоге получится отличник с достижениями лишь на бумаге. Также и деньги, будучи поставлены во главу угла, могут превратиться в символ фейковой пользы для окружающих.
Отсюда следует практическое руководство заниматься тем, что нравится, а не тем, что в данный момент лучше оплачивается. Занимаясь любимым делом, человек будет в нем совершенствоваться, получать удовольствие как от процесса, так и от прогресса, и завоевывать уважение окружающих, с которыми он по ходу дела пересекается. Скорее всего, такого рода личный и социальный рост будет вознагражден и материально. Но даже если этого не произойдет, человек все равно будет счастлив, потому что работа ему будет в радость, а окружать его будут единомышленники, признающие в нем корифея.
Такой рецепт счастья не выглядит замысловатым, но воспользоваться им удается не каждому. Мужчины нередко отказываются от дела мечты, чтобы больше приносить в дом. Семья – это святое, и хорошей семьи достаточно для полного счастья. Но на практике, те, кто отказываются от своего призвания ради того, чтобы «кормить семью», в конечном счете ее лишаются. Такой кормилец у членов семьи ассоциируется лишь с его кошельком, который без труда можно отделить от его владельца. Это нередко и делается с помощью государства.
Напротив, если человек занят любимым делом, его глаза будут источать покой и удовлетворение, в его обществе будет приятно находиться, в том числе его домашним. У человека можно отнять имущество, но не внутренний мир. Поэтому тот, кто не идет на такое ненужное самопожертвование ради семьи, скорее ее сохранит, чем канонический «отец семейства».
Многие наступают на горло собственной песне, потому что пока не заметили изменений, произошедших с экономикой за последние полвека. Сегодня человеку уже не угрожает голодная смерть, и основное назначение работы теперь – не физическое сохранение жизни, а ее качество. По инерции прошлого люди еще связывают качество жизни с доступностью материальных благ, но как исследования, так и практика показывают, что это гораздо менее важно, чем удовольствие от работы и окружения.
Резюмирую: не потому человек счастлив, что богат, а богат, потому что счастлив, поэтому сначала удовольствие от дела, а остальное приложится.
Мой Телеграм-канал
Окей, поехали дальше. Счастье в… гормонах. Это химия. Дофамин там, окситоцин, еще какие-то гормоны, не важно. Важно то, в каких условиях они вырабатываются.
Так вот деньги — это инструмент, который при определенных усилиях владельца помогает создать УСЛОВИЯ (при желании и умении), в которых мы МОЖЕМ с наибольшей вероятность (но без гарантий) быть счастливее.
человека можно натренировать так, что он будет выделять эти гормоны от чего угодно
Деньги — в понимании МНОГО для одного человека, это от миллиарда $.
Никакая наемная работа и полезная для людей деятельность — таких денег не приносит.
А приносит их жесткая эксплуатация десятков и сотен тысяч работников, политические связи с руководством крупных стран и/или впаривание миллионам хомячков товаров с наценкой от 1000% к себестоимости — что не является, ни честным, ни дружественным поведением.
Когда ресурсов становится больше — «друзьями» становятся те, с помощью которых можно усилить свое положение и захватить ещё больше ресурсов.
Прежние бедные «друзья-помогальщики» становятся не нужны — проще нанять работников, они внимания не требуют и выполняют требования и поручения, а не дружеские просьбы.
Сверхбогатым нужны не друзья — а свита.
Те кто старательно и постоянно подчёркивает величие и уникальность своего покровителя.
Если старые «бедные» друзья свитой быть не желают, хотят общаться «на равных» — не будучи таковыми — в итоге их закономерно сливают.
У человека с ростом состояния растет и социальный вес — он становится свободнее в выборе средств и методов, и может стать опасным для пустотелых бедняков — как слон для котёнка.
Без зла и умысла — просто 15 тонн затопчут 300 грамм, даже не заметив.
В чем обида-то на него?
По поводу жен: он каждой приживалке должен по пол-царства оставлять?! С чего это вдруг?!
«кто раньше его знали как на 100% честного и надежного — отвернулись от него после его обманов»
как говорил один капитан сборной России «Ваши ожидания — Ваши проблемы!»
Насколько понял из пассажа про жен: быть честным — это раздать бабки все желающим бабам и старым «друзьям»?