С точки зрения бизнеса круче всего делать платформы. Т.е. штуки, которыми пользуются другие продавцы товаров и услуг. Так вы перекладываете на других продажи, саппорт и прочую «последнюю милю».
Да, если у вас семейный бизнес или вы фанат какой-то темы — можно делать сервисную компанию. Но если вы хотите много денег и мало возни — нужно быть нейтральной платформой вне рынка. Такой формат заодно позволяет показывать огромные метрики (потому что объемы всех участников рынка проходят через тебя).Из свежих примеров платформ в финтехе:
1. Rapyd — платформа для быстрого API-подключения платежных систем в разных странах. На днях подняли $300M по оценке $2.5B
[1].
2. Blend — платформа для быстрого подключения API и интерфейсов для обработки ипотек и потребов, от лида до закрытия кредита. Через них прошло $1.9T ипотек в 2020 году. Тоже на днях подняли $300M
[2].
3. MX — аналог Plaid, агрегатор API Open Banking для подключения ко счетам в разным банках и проведения операций по ним. Угадайте, сколько они недавно подняли?))) Правильно, $300M
[3]
4. Visa в 2020 году объявила, что купит Plaid за $5.3B, но упс — антимонопольный закон в Штатах снова сработал, и сделку пришлось отменить
[4].
5. Apple Store, Google Play, Amazon, Shopify и т.п. — платформы.
Позиция «нейтральная платформа вне рынка» самая удобная.
©George Goognin
P.S.
На смартлабе только часть постов, остальные — в
телеграмм.
(некоторые смартлабововцы не любят, когда ставят ссылку на телеграмм в посте, если вы из таких, сорри)