Блог им. CaptainAlbinos

Globaltruck – 3.5 года после IPO

Globaltruck — одна из крупнейших компаний на российском рынке автомобильных грузовых FTL-перевозок (Full Truck Load, доставка с полной загрузкой траков). В ноябре 2017 компания разместилась на Московской бирже по 132 рубля за акцию. Якорными инвесторами выступил РФПИ и инвесторы с  Ближнего Востока (до 20% компании), спасибо этим парням за инвестиции в компанию – сегодняшняя цена за акцию меньше 40 рублей.


Хотелось бы коротко разобрать несколько вопросов (без рекомендаций):


— выполнили ли задачи, которые обещали после IPO;


— финансовые показатели;


— есть ли перспективы у компании?


1. Задачи после IPO


Выручка от IPO составила около 4 млрд руб, текущая капитализация 2.25 млрд рублей. Треть выручки от IPO ушло основателю Александру Елисееву. Остальную часть планировалось потратить на расширение бизнеса и покупку 350-450 тягачей и полуприцепов. На картинке цифрой 1 – обозначен тягач, цифрой 2 – полуприцеп.


 Globaltruck – 3.5 года после IPO
Цитата из «Коммерсанта» с «загадочным источником»:


«Источник, знакомый с ходом размещения, говорит, что инвесторы возлагают большие надежды на рост компании за счет благоприятных рыночных факторов, в том числе дефицита грузовиков и ухода с рынка «серых» схем, что дает преимущество «белым» компаниям. При этом Globaltruck вполне может стать консолидатором сектора, говорит собеседник “Ъ”. Но один из самых важных факторов — качественный менеджмент, который сумел в короткие сроки создать одну из самых эффективных с операционной точки зрения компаний на рынке, добавляет он».


Большие надежды на рост цены акций явно не удались, а что с количеством автопарка?


 Globaltruck – 3.5 года после IPO
С прицепами похожая ситуация (всего полуприцепов сейчас 1450), получается за счет IPO приобрели 200 тягачей и 200 полуприцепов. Средний возраст автопарка держат на хорошем уровне, причем тягачи Volvo и Scania, полуприцепы Schmitz и Krone.


2. Финансовые показатели


Долг до IPO был 3 млрд рублей, после IPO на небольшое время стал 1.3 млрд рублей. На текущий момент долг опять 3 млрд рублей (в 2019 было 4 млрд рублей, сделали за год немаленький такой deleverage).


Выручка с даты IPO выросла на 50% (было 6.6 млрд, стало 9.3 млрд), EBITDA при этом осталась на том же уровне, а прибыль вообще снизилась.


Основная проблема компании – цены на фрахт автотрака в РФ за 3.5 года не выросли (а топливо выросло). Ключевые затраты компании – топливо и зп дальнобойщикам (70% от всех затрат).

Globaltruck – 3.5 года после IPO
 3. Перспективы.


— экс топ-менеджер Магнита при Сергее Галицком – Илья Саттаров полтора года назад стал СЕО компании. Через пару месяцев после назначения запустили buyback 5% акций группы (по 120 продаем, по 40 покупаем)). На текущий момент выкупили около половины объявленного объема;


— наращивать автопарк в ближайшие 3 года не планируют;


— основные заказчики из растущих бизнес-сегментов: e-commerce, retail (магнит и х5 снижают количество тягчей в последнее время), сырьевики (УГМК, ММК);


Илье Саттарову недавно задали вопрос:


« — Акции Globaltruck на «Московской бирже» сейчас торгуются вокруг отметки в 40 руб., при IPO вы размещались по 132 рубля за бумагу. В каком горизонте цена может хотя бы немного приблизиться к начальной отметке?


— Текущая цена бумаги, конечно, не отражает стоимость компании. Она скорее отражает общий интерес рынка к компаниям такого профиля — хардовым FTL-компаниям, которые присутствуют на рынке.


Что с бумагой? Должны быть реализованы все цифровые инициативы и все инициативы с точки зрения внедрения инновационных продуктов, которые наш менеджмент планирует реализовать в течение трех лет. Тогда, безусловно, компания будет восприниматься рынком по-другому — как компания, которая использует комбинированную модель, как компания, которая является, в том числе, цифровой. Это будет правильным сигналом рынку, подогреет интерес. Мы видим на рынке примеры, когда цифровая компания торгуется совершенно по другим мультипликаторам. Я имею в виду известные общеевропейские и мировые примеры в логистике — в сегментах FTL, LTL, в сборных грузах, «сборка плюс склад». При реализации всех цифровых инициатив Globaltruck точно по-другому будет стоить.


— Возможен ли для Globaltruck возврат к теме выплаты дивидендов в обозримой перспективе?


— Точно возможен. Я думаю, в ближайшее время мы к этой теме вернемся, это правильная политика. Это хороший сигнал рынку, это также подогреет интерес инвестсообщества к нашим акциям. Нужно выйти на плато с точки зрения завершения определенной стадии изменений, и дальше денежный поток позволит платить дивиденды. Имея опыт, я считаю, что это хорошая практика для рынка, когда публичная компания платит дивиденды. Мы с Александром Елисеевым и советом директоров это обсуждаем, и, думаю, по готовности объявим это рынку.»


— посмотрел свежую презентацию (от 4 марта 2021) – планируют строить свою экосистему (добрались до дальнобойщиков!). Выглядит интересно с прицелом на несколько лет (если у них все получится, конечно).


 Globaltruck – 3.5 года после IPO
Globaltruck – 3.5 года после IPO 


Вывод: IPO было провальное для инвесторов, но на текущий момент компания выглядит инвестиционно-привлекательно (если все планы сбудутся), но это не точно. В теории, вывод из серой зоны бизнеса FTL (который сейчас постепенно идет) + раздел рынка между несколькими игроками должен принести бенефит лидерам процесса, коим и является Globaltruck. Экосистема пойдет бонусом, если у них получится ее сделать конечно. 

P.S. Бонусом расчет на салфетке:
Текущая капитализация + долг ~ 5 млрд рублей.
1300 x scania 2018 года стоят ~ 9 млрд рублей 
1450 х schmitz полуприцеп ~ 3 млрд рублей.
Итого: 5 млрд vs 12 млрд.

Вероятно часть машин в лизинге (хотя в debt финансовый лизинг занимает 40%), возможны еще какие-то бухгалтерские трюки. 

Спасибо за внимание.

★6
19 комментариев
Может и дернут в ближайшее время
avatar
Longman, на 20? )
avatar
Kuh, да хоть куда, лишь бы не боковик
avatar
Спасибо! Прочту чуть позже
Тимофей Мартынов, хорошо бы смартлаб интервью с ними сделать.)
Олег Кузьмичев, надо концы найти))
почему полуприцепов на 11,5% больше, чем грузовиков?
Виктор Петров, предполагаю, что используют тягачи частников или мелких компаний для оказания логистических услуг. Полуприцепы при этом используют свои.
Виктор Петров, рискну предположить разные типы прицепов (рефрежератор или нет) и сезонность их загрузки
avatar
klok, кстати да, об этом не подумал.
Виктор Петров,  Часть работ, выполняются методом перецепки. Т.е. пока полуприцеп стоит под погрузкой/разгрузкой, тягач ему не нужен.
avatar
Я уже год держу на 3% депо. Единственное, что из наших в портфеле
Компании нужна допка, развиваться надо
Иностранного инвестора, в идеале
Николай Помещенко, зачем допка? Фри флоат и так не мал. Иностранные инвесторы в лице арабов и РФПИ есть). Нужен рост масштаба и прибыли, остальное приложится.
Олег Кузьмичев, да, я именно из-за состава акционеров и полез
Они случайно не связаны с Global Truck Delivery (GTD), ранее ТК КИТ?
avatar
Zorkiy, не слышал о связях. Раньше Елисеев работал в Globaltrans, так что косвенно с ними связан.
Zorkiy, http://lorry.com/userfiles/gt-m/27.01.2020/Globaltruck-GTD27012020RU.pdf

avatar
Люди очнитесь… тут как бы скоро революция на рынке будет… яндекс грузовой называется… если яндекс запустит сервис по 20 тонным машинам и объединить часников они снесут этих динозавров…

теги блога Олег Кузьмичев

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн