По данным Ведомостей, корпорация Apple согласилась исполнить требования закона об обязательной предустановке российского программного обеспечения. Напомним, что закон, который вступает в силу с 1 апреля, требует предварительной установки на смартфоны и планшеты 16 категорий программного обеспечения, включая приложения Яндекса и Mail.ru Group. Это означает, что с 1 апреля, когда пользователи будут впервые включать приобретенное в России новое устройство, в диалоговом окне им предложат выбрать приложения российских разработчиков. Кроме того, вчера Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который с 1 июля 2021 года предусматривает штрафы в размере до 200 тыс. руб. за продажу устройств без предустановленного российского ПО.
По оценкам Telecom Daily, в январе 2021 года на долю Apple приходилось около 16% всех продаваемых в России смартфонов (в денежном выражении доля рынка составила 45%). По данным Яндекс.Радар, поисковая доля Яндекса в сегменте устройств на базе iOS за период 1-7 марта составила 42% (в сегменте устройств на базе Android — 60%).
На наш взгляд, это хорошая новость для Яндекса. Мы полагаем, что устройства на базе iOS обеспечивают гораздо более эффективную монетизацию, чем сегмент Android, поскольку в первом случае требуется привязка банковской карты и такими устройствами больше пользуются состоятельные потребители. Несмотря на то, что увеличение поисковой доли Яндекса в сегменте Apple, возможно, будет слишком незначительным, чтобы повлиять на совокупную поисковую долю компании (доля Apple в совокупном объеме реализуемых в России смартфонов сейчас невелика), эффект с точки зрения монетизации поиска и других сервисов будет гораздо более ощутимым. Отметим также, что позитивные последствия, вероятно, будут проявляться в течение нескольких лет, поскольку, как правило, пользователи меняют смартфон в среднем раз в три-четыре года.
Суханова Светлана
Хахаева Анастасия
Sberbank CIB