Блог им. VladimirKiselev
Сбербанк и Mailru Group запросили разрешение властей РФ на раздел активов своего совместного предприятия, сообщила вчера Financial Times со ссылкой на собственные источники.
Похоже это будет четвертая неудачная попытка от Сбербанка организовать свою технологическую экосистему. До этого крупнейший российский банк пытался начать совместный бизнес с Alibaba, Яндексом и Ozon.
Насколько это правда? Пресс-служба Сбербанка на запрос Интерфакса дала ответ обтекаемыми и общими фразами в стиле «Сбербанк — лучший», уклонившись от конкретики. Подобные ответы почти всегда означают, что слухи правдивы.
Что входит в совместное предприятие? Сбер и Mail объявили о создании компании «О2О Холдинг» летом 2019 года. От Mail Group в нее вошли сервис доставки еды Delivery Club и сервис заказа такси Ситимобил.
От Сбербанка главный взнос был в денежной форме — компания инвестировала в проект ₽38 млрд. В СП сейчас также входит доля в картографическом сервисе 2ГИС, сервисы доставки продуктов Самокат и готовой еды Кухня на районе.
Насколько предприятие было успешным? Сейчас О2О Холдинг генерирует большие убытки. Согласно отчетности Сбербанка в 2020 году чистый убыток предприятия составил ₽27,8 млрд. При этом общая выручка нефинансовых бизнесов «Сбера» составила чуть более ₽71 млрд, менее 1% от общих доходов.
Financial Times аккуратно намекает, что именно убытки могли стать причиной разногласий. Однако Герман Греф много раз подчеркивал, что в подобных проектах он мыслит долгосрочно. Лишь к 2023 году доля нефинансовой выручки в операционном доходе должна была вырасти до 5%, а к 2030-му до 20-30%. Чтобы подчеркнуть трансформацию из банка в IT-гиганта Сбербанк даже переименовался в Сбер.
Не пора ли Сбербанку менять подход? Как и в случае с Яндексом, главной причиной «развода» скорее всего, стал разный взгляд менеджмент структур на то, кто в партнерстве будет главным.
Сбербанку стоит пересмотреть стратегию гигантомании. В очередной раз попытка быстро создать огромную IT-империю в партнерстве с другой крупной компанией заканчивается неудачей.
Очевидно, что Герман Греф торопится, пытаясь угнаться за экосистемами, которые выстраивают крупные китайские корпорации и Amazon. Возможно, что более правильным ходом было бы постепенное развитие Сбербанка за счет точечных покупок отдельных перспективных IT-проектов, которые бы были логичным продолжением бизнеса банковских услуг.
Зачем Сберу сейчас тратить миллиарды на сервисы под чужим именем типа такси Ситимобил, которые никак не развивают бренд, или сделанный для кучи аудиостриминг «Сбер.Звук» — не очень понятно.
Негативно ли новости для акционеров Сбербанка? Большинство инвесторов продолжает воспринимать Сбербанк как банк, скептично относясь к планам построить экосистему. Это хорошо было видно по котировкам акций, которые во время презентации стратегии в сентябре никак не отреагировали на грандиозные планы менеджмента.
«Развод» между Mail и Сбером вряд ли что-то сильно меняет для оценки компании. Акции Сбербанк входят в портфели по стратегиям Bastion. Акции Mail сейчас находятся вне стратегий.